Поуч. Препод. Никита, епископъ новгородскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Молитва и постъ-какъ орудія борьбы съ діаволомъ.

Святитель Никита Новгородский изгоняет беса (аватара)

 I. Св. Никита, епископъ новгородскій, нынѣ воспоминаемый церковію чудотворецъ, былъ сначала затворникомъ и инокомъ кіевопечерскимъ. Будучи возведенъ во епископа новгородскаго, 13 лѣтъ пасъ церковь новгородскую, и еще при жизни былъ прославленъ даромъ чудесъ.

Въ началѣ своихъ подвиговъ, когда онъ удалился въ затворъ, съ цѣлію, чтобы.прославиться, былъ прельщенъ діаволомъ. Діаволъ явился ему въ видѣ ангела и сказалъ: «ты не молись, а только читай и учи другихъ, а я буду молиться вмѣсто тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришедъ къ нему, вразумили его и, молитвами своими и постомъ отогнавъ діавола, вывели изъ затвора. Почилъ св. Никита въ 1108 г. Мощи его обрѣтены въ 1558 г. и открыто почиваютъ въ новгородскомъ Софійскомъ соборѣ.

II. Злой духъ, намѣревавшійся погубить препод. Никиту, былъ прогнанъ молитвами св. печерскихъ подвижниковъ, соединенными съ постомъ. Итакъ молитва и постъ суть могущественныя средства въ борьбѣ съ діаволомъ. Господь I. Христосъ, указывая на силу молитвы и поста противъ злыхъ духовъ, сказалъ: сей, родъ — бѣсовскій не можетъ выйти иначе, какъ omъ молитвы и поста (Марк. 9, 29). Эти слова поучаютъ тому, что и всѣмъ намъ, братіе, для освобожденія отъ власти діавола, для изгнанія изъ себя овладѣвающаго нами духа злобы, необходимо вооружиться противъ врага нашего спасенія молитвою и постомъ.

а) Молитва отражаетъ стрѣлы вражій отъ человѣка уже тѣмъ, что возвышаетъ истинно,благоговѣйно молящагося надъ міромъ, содѣлываетъ прилежно молящагося невнимательнымъ къ навѣтамъ діавольскимъ, расторгаетъ союзъ съ діаволомъ: ибо молитва, по словамъ великаго молитвенника св. Іоанна Лѣствичника, есть сопребываніе, со единеніе человѣка съ Богомъ, а кто съ Богомъ, тотъ противъ враговъ Его. Духовный воинъ, предстоя Царю царей, страшенъ бываетъ для враговъ своихъ, которые, вида его бесѣдующимъ съ Богомъ, бѣгутъ отъ него, какъ бы нѣкіимъ огнемъ опаляемы. И, что всего важнѣе, высшая благодатная помощь Всесвятаго Духа, безъ которой никакая духовная стража и предусмотрительность, никакая сила духовнаго мужества и оружія не предохранили бы Христова воина отъ вражескихъ козней и плѣна, пріобрѣтается молитвою. Ибо хотя Господь, какъ всевѣдущій, и прежде нашего моленія знаетъ наши нужды (Мѳ. 6, 8), и какъ всеблагій, всегда готовъ намъ ниспослать благодатную помощь, однако по премудрости Своей, не желая нарушать дарованной намъ свободы, ниспосылаетъ Свою помощь только просящимъ о ней у Него день и нощь (Лук. 18,4). Молящагося Самъ Духъ Божій укрѣпляетъ на брань, Самъ побораетъ за него, какъ нѣкогда за Моисея, стоявшаго на верху горы и поднимавшаго руки къ Богу на одолѣніе амаликитянъ (Исх. 17, 10, 11), Самъ поражаетъ и прогоняетъ полчища сатанинскія. Прилежно молящагося св. Нилъ подвижникъ уподобляетъ парящему въ высоту птенцу орлему: послѣдняго не можетъ поймать птицеловъ, такъ и возносящуюся къ небу на крылахъ молитвы душу человѣческую злой духъ не въ состояніи уловить въ свои сѣти. И сколько побѣдныхъ чудесъ совершенно было святыми молитвенниками Божіими! б) Для стяжанія молитвы сильной и дѣйственной въ борьбѣ съ исконнымъ врагомъ нашего спасенія— діаволомъ потребно строгое воздержаніе отъ пищи и питія и отъ всѣхъ чувственныхъ удовольствій: молитвенные подвиги безъ поста не возможны для истиннаго воина Христова. Постъ, по словамъ св. Василія Великаго, предпосылаетъ молитву на небо, дѣлаясь для нея какъ бы крыльями при восхожденіи души горѣ и въ соединеніи съ молитвою имѣетъ великую силу не только надъ плотію нашею вещественною, надъ ея страстями и похотями, но и надъ самымъ невещественнымъ производителемъ страстей и похотей— злымъ духомъ, діаволомъ, по непреложному увѣренію Христа Спасителя (Марк. 9, 29). Такъ какъ духъ злобы содѣлываетъ насъ своими плѣнниками, порабощая духъ нашей плоти, то для освобожденія себя изъ плѣна діавольскаго мы должны возвратить духу своему господство надъ плотію, умерщвляя ея вожделѣнія, а это мы можемъ сдѣлать черезъ постъ. Опытъ показываетъ, что всякія пожеланія усиливаются въ насъ по мѣрѣ удовлетворенія имъ и,наоборотъ,ослабляются по мѣрѣ отказа въ удовлетвореніи ихъ, а потому, чрезъ строгій постъ отказывая въ удовлетвореніи своимъ плотскимъ пожеланіямъ, мы тѣмъ самымъ естественно ослабляемъ въ себѣ эти пожеланія. Военачальникъ, желая покорить враговъ своихъ, заклинившихся въ крѣпости несокрушимой, старается прежде всего отнять у нихъ съѣстные припасы и воду, и враги, томимые голодомъ и жаждою, покоряются ему безпрекословно и безъ кровопролитія. Подобнымъ образомъ должна поступать и душа наша, когда хочетъ побѣдить враговъ своего спасенія и вознестись своимъ умомъ и сердцемъ къ Богу. Она должна оставлять все, тяготящее и влекущее ее долу, должна отказаться отъ всѣхъ плотскихъ пожеланій и удовольствій, должна отнимать у своихъ враговъ возможно болыпе пищи и питія, а особенно отнимать яства лакомыя и утучняющія тѣло, которыми питаются и усиливаются похоти, и напитки, которыми разжигаются страсти до необузданности; словомъ сказать, должна соблюдать постъ по уставу и наставленію св. церкви православной. Чрезъ постъ, подлинно, сбывается въ насъ непреложное слово св. апостола: если внѣшній нашъ человѣкз и тлѣетъ, то внутренній со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16).

III. Итакъ, братіе, молитва и постъ необходимы намъ для одержанія побѣды надъ врагомъ нашего спасенія—діаволомъ: молитва содѣлываетъ душу невнимательною къ навѣтамъ вражіимъ и укрѣпляетъ ее въ борьбѣ со врагомъ благодатію Всесвятаго Духа, а постъ располагаетъ духъ къ молитвѣ и порабощаетъ плоть духу. (Сост. въ сокращ. по проп. прилож. къ „Рук. для с. п.“ 1892 г., мартъ).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий