Поуч. Святые чудотв. и безсребренники Киръ и Іоаннъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Жалующимся на трудность спасенія.

Sts. Cyrus and John the Holy Unmercenaries and Martyrs

1. Воспоминаемый нынѣ церковью - святой Киръ родился и получилъ воспитаніе въ египетскомъ городѣ Александріи. Онъ былъ знаменитымъ врачомъ и лѣчилъ безплатно; любя ближнихъ всѣмъ сердцемъ, онъ никогда ничего не бралъ за свои труды.

Посѣщая больныхъ, онъ въ тоже время давалъ имъ совѣты нравственности и убѣждалъ беречься грѣховъ, говоря, что душевный недугъ гораздо опаснѣе тѣлеснаго. Нерѣдко язычники, слушая наставленія Кира, оставляли свои заблужденія и обращались ко Христу.

Въ то время царствовалъ Діоклитіанъ, жестокій гонитель истинной вѣры. Когда Александрійскому намѣстнику донесли, что Киръ распространяетъ христіанство между язычниками, его велѣно было схватить. Узнавъ объ этомъ, Киръ удалился въ Аравію и тамъ продолжалъ врачевать душевные и тѣлесные недуги. Здѣсь присоединился къ нему одинъ молодой воинъ, Іоаннъ, родомъ изъ Эдессы; онъ началъ учиться у Кира и подражать его святой жизни. Они вмѣстѣ помогали больнымъ и проповѣдывали слово Божіе. Въ то время были взяты на мученіе Аѳанасія и три дочери ея: Ѳеоктиста, Ѳеодотія и Евдоксія; онѣ были приведены въ городъ Канонъ (въ нижнемъ Египтѣ). Киръ и Іоаннъ отправились туда же, нашли Аѳанасію и дочерей ея въ темницѣ и убѣждали мужественно исповѣдывать Христа и встрѣтить за Него, если будетъ нужно, мученическую смерть. Когда градоначальнику Сиріану донесли, что двое неизвѣстныхъ людей научаютъ христіанокъ упорствовать и не поклоняться идоламъ, Сиріанъ велѣлъ ихъ схватить и привести къ себѣ и грозно требовалъ, чтобы они отказались отъ своей вѣры и принесли жертвы богамъ, обѣщая имъ за это награды и почести; видя безуспѣшность своихъ попытокъ, онъ приказалъ лишить святыхъ жизни (въ 311 году).

II. Братіе! часто приходится слышать, какъ нѣкоторые, разсуждая о пути къ царствію Божію, находятъ его столь труднымъ, что готовы сказать: кто можетъ спасенъ быти? (Лук. XYI11,26). «Трудно», говорятъ, «спастись; въ мірѣ спастись невозможн». Свв. Киръ и Іоаннъ служатъ сильными обличителями такихъ мудрователей. Кто были они? Врачи, т. е. люди мірскіе и близко соприкасавшіеся съ міромъ, однако крѣпкой вѣрою въ Бога и любовію къ ближнимъ достигли вѣчнаго блаженства на небесахъ. Разберемъ наши жалобы на трудность спасенія.

а) «Трудно спастись». Это правда. Спасеніе требуетъ терпѣнія, подвига, труда. А что же приходитъ къ намъ безъ труда? Легко, безъ труда приходитъ къ намъ одинъ грѣхъ, одна пагуба души. Гдѣ и въ чемъ не требуется терпѣніе, усиліе, подвигъ? Временное благополучіе, земныя блага развѣ достаются намъ даромъ? Какимъ не подвергаемъ себя заботамъ, какихъ цѣлый вѣкъ не употребляемъ трудовъ для настоящаго, временнаго своего благополучія? И однако же никогда почти не жалуемся на эти труды. Отчего же одни, для спасенія души подъемлемые, труды кажутся намъ тяжкими, и мы хотимъ избѣгать ихъ, какъ будто превышающихъ наши силы, или какъ будто не такъ нужныхъ для насъ? Развѣ вѣчное благополучіе менѣе временнаго? Развѣ настоящая жизнь, которая можетъ сегодня же кончиться, стоитъ нашихъ трудовъ, а будущая, которой не будетъ конца, не стоитъ нашихъ заботъ? Ахъ, братіе! Мало думаемъ мы о своихъ душахъ, мало дорожимъ спасеніемъ ихъ, не помышляемъ о томъ, къ чему призвалъ насъ и что хочетъ даровать намъ Богъ, а все вниманіе, всю заботу, весь трудъ обращаемъ на земную жизнь, и на временное благополучіе. Вотъ истинная причина, почему намъ кажется труднымъ путь спасенія. А въ самомъ-то дѣлѣ онъ не только не труденъ, но и легокъ и пріятенъ. Вѣдь сказалъ же Господь, что и иго Его благо и бремя Его леіко (Матѳ. 11, 30). И какъ благо-то, и какъ легко-то! Стань только на путь Божій, начни только трудъ спасенія,—и уже готова тебѣ помощь,—Господь съ тобою уже Своею благодатію. И какъ легко и пріятно жить и трудиться съ Господомъ и для Господа! Любовь Божія воспламеняетъ, надежда будущаго блаженства окрыляетъ труженика, и путь спасенія до того становится ему гладкимъ и пріятнымъ, что, хоть бы тутъ встрѣчались съ нимъ бѣды и напасти, хотя бы грозила ему смерть, онъ не сойдетъ съ него, и не промѣняетъ его на распутія міра.

б) «Въ мірѣ», говорятъ, «спастись невозможно». Это отчего? Не такъ удобно, это правда, но чтобы невозможно, это несправедливо. Пусть нѣсколько развлекаютъ насъ отношенія къ міру, заботы семейныя, обязанности службы, занятія въ каждомъ родѣ званія, но могутъ ли они служить препятствіемъ ко спасенію, когда и сами, ежели исполняются въ духѣ истинной вѣры, честно и свято, составляютъ добрыя дѣла, которыя именно и требуются на пути спасенія? Цари, князья, пастыри церковные жили вѣдь въ мірѣ и имѣли постоянное отношеніе къ міру, и однакожъ многіе изъ нихъ не только спаслись, но и прославились, какъ святые угодники Божіи. Пусть встрѣчаютъ насъ искушенія, прелести, соблазны въ мірѣ; но вѣдь отъ насъ зависитъ увлекаться ими, или же презирать и отвергать ихъ. Отъ насъ, братіе, отъ насъ зависитъ итти путемъ спасенія, или блуждать по распутіямъ міра. Никто и ничто не принуждаетъ насъ жить противно правиламъ христіанскимъ. И ежели мы поползновенны на грѣхъ, то этому причиною собственная наша грѣховная воля; ежели мы не можемъ устоять противъ легкихъ искушеній и соблазновъ мірскихъ, то это наша вина, наша собственная слабость.

в) «Невозможно въ мірѣ спастись». А знаете ли, что мірскіе христіане бывали даже выше и совершеннѣе въ духовной жизни знаменитыхъ пустынниковъ, такъ что Господь указывалъ послѣднимъ на первыхъ, какъ на высокій примѣръ и образецъ христіанскаго совершенства. Послушайте, что повѣствуютъ намъ дѣеписанія церковныя. Разъ случилось съ преподобнымъ Макаріемъ слѣдующее: стоя на молитвѣ, онъ услышалъ голосъ: «Макарій! ты еще не сравнился съ двумя женщинами, живущими въ такомъ то городѣ». Макарій тотчасъ пошелъ въ этотъ городъ, нашелъ сказанныхъ женщинъ, и просилъ ихъ повѣдать ему благоугодныя дѣла ихъ. Женщины сначала отрицались, говоря, что мы живемъ съ мужьями, и ничего за нами особеннаго нѣтъ, но потомъ одна изъ нихъ сказала старцу: «развѣ вотъ что: мы—двѣ невѣстки, обѣ находимся въ замужествѣ пятнадцать лѣтъ, живемъ въ одномъ домѣ, и во все это время не только не было между нами никакихъ ссоръ, но и не слыхали одна отъ другой ни одного непріятнаго слова». (Чет. М. Янв. 19). Вотъ, въ чемъ состоялъ подвигъ сказанныхъ женщинъ: въ постоянномъ взаимномъ согласіи, мирѣ и любви. Подвигъ, видите, самый сподручный, но, какъ оказалось, самый благопріятный Богу. Да и удивляться нечему. Вѣдь любовь — главная и высочайшая добродѣтель христіанская. Она именно и составляетъ законъ Христовъ (Гал. 6, 2). Господь ясно заповѣдалъ всѣмъ намъ любовь. Сія, сказалъ Онъ, заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга (Іоан. 15, 17).

III. А ежели такъ: трудно ли послѣ этого для насъ спасеніе? Разумно ли думать и говорить, что въ мірѣ спастись невозможно? Что не удобно для мірскаго христіанина? Обязанности лв христіанскія церковныя — молитва, постъ, покаяніе, причащеніе Св. Тайнъ? Да къ этому именно и призываются всѣ христіане. Качества ли христіанскія духовныя,—любовь, согласіе, смиреніе, послушаніе, искренность, честность? Да за это обыкновенно всѣ и всякаго любятъ и почитаютъ. Дѣла ли христіанскія общественныя,—благотвореніе, страннопріимство, призрѣніе бѣдныхъ, помощь несчастнымъ? Да за это и на землѣ бываетъ признательность, и благоволеніе. Нѣтъ, братіе, не на трудность спасенія, а на свои грѣховныя привычки должно жаловаться намъ. Аминь. (Сост. по кн. „Сѣятель благочестіяи, прот. В. Яордова, т. 2-й, изд. 1891 года).

 Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий