Поученіе. Канунъ праздника въ честь св. Василія Великаго

Отъ постояннаго и строгаго пощенія, тяжкихъ трудовъ и заботъ, слабое отъ природы тѣло св. Василія рано созрѣло для блаженной кончины. Онъ встрѣтилъ ее съ лицемъ спокойнымъ и, сказавъ: Господи, въ руцѣ Твои предаю духъ мой, переселился въ жизнь вѣчную и блаженную въ 1-день января 379-го года. И какъ не быть блаженной кончинѣ этого великаго свѣтильника церкви, когда онъ всю жизнь готовился къ смерти и всегда помнилъ объ ней. Въ разговорѣ съ бывшимъ своимъ учителемъ Еввуломъ на вопросъ его: «въ чемъ заключается высшая премудрость?» — «Въ памятованіи смерти», отвѣчалъ св. Василій. Вся паства его сопровождала гробъ его съ благословеніями и рыданіемъ. Св. церковь до сихъ поръ не перестаетъ и никогда не перестанетъ съ особенною торжественностію прославлять и призывать въ молитвахъ сего великаго святителя.

II. Св. Василій содѣлался великимъ именно потому, что смирилъ себя предъ Богомъ, что во всю свою жизнь всѣ свои великіе таланты посвящадъ славѣ Божіей. Этотъ путь къ истинному величію открытъ и всѣмъ намъ. Постараемся, возлюбленные братія, всякій на своемъ мѣстѣ уподобиться св. Василію хотя въ нѣсколькихъ его добродѣтеляхъ,

а) Поревнуемъ св. Василію Великому въ его скромности и простотѣ въ одеждѣ, не рѣдко доходившей до убожества, и не станемъ слишкомъ прилѣпляться своимъ сердцемъ къ заботамъ о красивыхъ и дорогихъ одеждахъ.

Въ своихъ заботахъ и трудахъ человѣку всегда нужно полагаться на попеченіе Божіе, а не привязываться, не прилѣпляться къ нимъ до забвенія о Богѣ. И объ одеждѣ что заботитесь? Посмотрите на полевыя лиліи, како онѣ растутъ? не трудятся, не прядутъ. Но говорю вамъ, что и Соломонъ во всей славѣ своей не одѣвался такъ, какъ всякая изъ нихъ (Мѳ. 6, 28—29). Если же Господь такъ чудно одѣваетъ траву полевую, то зачѣмъ же мы, христіане, такъ много заботимся о своихъ одеждахъ. А между тѣмъ у насъ сильно распространена, особенно среди женщинъ, страсть къ нарядамъ, желаніе одѣться получше, покрасивѣе. Прилична ли, свойственна ли христіанамъ чрезмѣрная заботливость объ украшеніи себя одеждами? Всѣ мы знаемъ, что въ раю одежды не было, да она и не нужна была непорочному человѣку. Прародители наши въ раю, вмѣсто одежды, украшались чистотою и непорочностію; но преступили они заповѣдь Божію, согрѣшили — и потребовалась имъ одежда... Такимъ образомъ, одежда произошла отъ грѣха; она есть знакъ нашего паденія, знакъ нашего грѣха. Послѣ этого заботиться о щегольствѣ въ одеждѣ, сдѣлать ее красивою, значитъ любоваться знаменіемъ грѣха, превозноситься паденіемъ. Далѣе, страсть къ нарядамъ доводитъ людей часто до тяжкихъ грѣховъ. Когда ты имѣешь пристрастіе къ нарядамъ и видишь лучше себя одѣтую, то сердце твое разжигается завистію. Когда надѣнешъ одежду красивую, то сердце твое заражается гордостію: въ красивой одеждѣ ты считаешь себя лучше другихъ, съ презрѣніемъ смотришь на тѣхъ, которые одѣты хуже тебя, выражаешь свою надменность гордою поступью, презрительными взгдядами, холоднымъ обращеніемъ съ ближними; гордымъ стояніемъ въ храмѣ Божіемъ и другими богопротивными дѣйствіями; такимъ образомъ, твоею душою, овладѣваютъ два тяжкихъ, смертныхъ грѣха: гордость и зависть. А иногда къ этимъ двумъ грѣхамъ присоединяется обманъ, потому что нерѣдко ты тайно копишь деньги отъ мужа, отъ отца, матери, чтобы употребить ихъ на наряды. А сколько бываетъ несогласій, ссоръ и брани въ домахъ, гдѣ женщина увлечена страстію къ щегольству, гдѣ женщина требуетъ отъ своего мужа только одного — чтобъ онъ, гдѣ хотѣлъ, добылъ ей денегъ на наряды: у такихъ людей дома, даже подъ великіе праздники, превращаются въ дома плача и непримиримой вражды, у такихъ людей праздникъ не въ праздникъ, торжество не въ торжество; бываетъ также, что такая жена расточаетъ имѣніе мужа, пріобрѣтаемое великими трудами и заботами, даже доводитъ его до разоренія, повергаетъ въ долги и ставитъ въ необходимость совершать разныя неправды, какъ-то: обманъ въ торговлѣ, мздоимство и притѣсненіе людей бѣдныхъ, завладѣвать даже имуществомъ вдовъ и сиротъ. На комъ Господь Богъ взыщетъ такіе грѣхи, какъ не на женахъ, увлеченныхъ страстію къ нарядамъ!

б) По примѣру св. Василія Великаго будемъ, бр., хранить съ св. православною церковію единомысліе въ вѣрѣ, и въ томъ случаѣ, если бы за это намъ пришлось и пострадать. Тогда наша внутренняя духовная жизнъ будетъ представлять чудную гармонію чистыхъ понятій и подвиговъ добра, такъ какъ извѣстно, что наши религіозныя вѣрованія имѣютъ неотразимое вліяніе на всю нашу дѣятельность въ самыхъ разнообразныхъ ея проявленіяхъ, на всѣ наши отношенія къ семьѣ, обществу, государству.

Какъ же намъ, спросите вы, сберечь себя отъ разномыслія съ св. православною церковію при могущихъ встрѣтиться очень неблагопріятныхъ вліяніяхъ и обстоятельствахъ?

аа) Прежде всего — повиновеніемъ, безусловнымъ подчиненіемъ себя руководству св. православной церкви, которая одна православно хранитъ Богооткровенное ученіе, и въ которой одной спасеніе наше.

бб) 3атѣмъ истинною, христіанскою любовію другъ къ другу, о чемъ вы такъ часто слышите напоминаніе и на Божественной литургіи. Возлюбимъ другъ друга, взываетъ къ намъ священнодѣйствующій, да единомысліемъ исповѣмы Отца и Сына и Св. Духа. Гдѣ любовь, тамъ нѣтъ разномыслія и раздора. Сила любви въ своихъ дѣйствіяхъ необъятна. Любы, говоритъ апостолъ, долготерпитъ, милосердствуетъ: любы не завидитъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ; вся покрываетъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ; любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 4—8).

вв) Наконецъ единомысліе въ вѣрѣ достигается молитвою. Молитва привлекаетъ небесную помощь, молитва вноситъ въ душу миръ, укрощаетъ страсти — главнѣйшую причину несогласій и вражды.

в) Наконецъ третій урокъ, который мы получаемъ изъ жизни свят. Василія Великаго, тотъ, что и мы, по примѣру сего великаго святителя, должны непремѣнно готовиться къ исходу изъ сей временной жизни и переходу въ жизнь загробную. Къ этому побуждаетъ слово Божіе: будите готови; яко, въ онь же часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 44).

Подобнымъ образомъ и св. отцы наставляютъ. Такъ св. I. Златоустъ говоритъ: «для того Богъ оставилъ намъ неизвѣстнымъ день смерти нашей, дабы мы, ради неизвѣстности конца нашей жизни, всегда себя содержали въ добродѣтели» (Бесѣд. 4, на посл. къ Евр.). «Для того Богъ трудную и тяжелую намъ далъ жизнь, дабы мы настоящею скорбію возбуждаемы были къ желанію будущихъ благъ». (Бесѣд. 6-я къ народу Антіохійскому). «Смерть не есть зло, но худая смерть — зло» (Бесѣд. 35 на Матѳ.). «Такъ какъ жилище наше есть на небеси, то мы всегда должны себя приготовлять къ исшествію отсюда, и туда всѣ свои блага предпосылать, дабы не потерять оныхъ». (Бесѣд. 12 на Матѳ.).

Св. Тихонъ задонскій пишетъ: «приготовленіе къ смерти не иное что есть, какъ истинное покаяніе... Многіе нынѣшняго вѣка люди то до болѣзни, то до старости, то до смерти — отлагаютъ покаяніе. Отлаганіе сіе есть грѣхъ тяжкій и прелесть діавольская. Грѣхъ тяжкій: ибо это — знакъ крайняго о спасеніи нерадѣнія, и сна грѣховнаго. Прелесть діавольская: ибо такъ онъ помрачаетъ душевныя наши очи, чтобы не видѣть намъ отъ того послѣдующей душевной пагубы.»

Этотъ же святитель указываетъ слѣдующія пособія для приготовленія къ смерти:

1) «Помнить, что слѣдуетъ необходимо умереть, а когда и гдѣ — неизвѣстно.

2) Приводить на умъ осужденныхъ на смерть узниковъ, которые съ часу на часъ ожидаютъ, когда ихъ на смерть поведутъ, — ибо и мы всѣ судомъ Божіимъ къ смерти приговорены и исполненія сего приговора на всякъ день ожидать должны...

3) Умирающихъ и утопающихъ на морѣ вспоминать: въ какомъ страхѣ, смятеніи и тѣснотѣ они находились тогда, знаютъ видѣвшіе сіе.

4) Твердо держать, что и тебѣ тоже можетъ случиться, что другимъ случилось. Многіе нечаянно въ водѣ утонули, и тебѣ то же случиться можетъ. Многихъ живыхъ земля пожерла, и тебѣ то же случиться можетъ. Многіе громомъ и молніею поражены, и тебѣ то же можетъ случиться. Многіе спя не востали отъ сна, и ты себѣ того же ожидай. Многіе сидя, ходя, обѣдая скончали житіе свое; и ты тому же случаю подлежишь... А что тебѣ до сего времени ничего подобнаго не случилось, то приписывай благости Божіей, на покаяніе тебя ведущей, и за сіе весьма благодари Бога, что Онъ милосердіемъ Своимъ въ такіе случаи впасть тебѣ не попустилъ, а впредь бойся и осмотрительно поступай... Отъ бѣдствій иныхъ учись осторожнѣе поступать и внимай себѣ. Ибо столько почти смертей, сколько — людей. Одинаковымъ образомъ всѣ рождаемся, а умираемъ — различнымъ. Не такъ тебѣ въ самомъ приходѣ будетъ страшна смерть, когда ее на всякъ день и часъ будешь ожидать; такъ точно, какъ не страшенъ бываетъ непріятель, котораго нападенія всегда ожидали. Помни, что безчисленнымъ смертнымъ случаямъ подлежишь; а когда, и какъ, и гдѣ умереть, судъ Божій сіе сокрылъ.» (Твор. св. Тихона з.).

Братіе-христіане! Быть можетъ этотъ день — послѣдній въ этомъ году — будетъ для нѣкоторыхъ послѣднимъ въ ихъ земной жизни. Посему непрестанно будемъ помнить о смерти.

III. Молитвами св. Василія Великаго да даруетъ намъ Господь благодатную помощь запечатлѣть въ нашемъ сердцѣ спасительные уроки изъ его святой жизни! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий