Поученіе. Св. Алексій, митрополитъ московскій

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки изъ его жизни.

Святитель Алексий митрополит Московский

I. Св. Алексій, митрополитъ московскій, нынѣ прославляемый, къ высокому званію пастырскаго служенія своего еще отъ юныхъ лѣтъ былъ призванъ чудеснымъ образомъ и, какъ избранный сосудъ благодати, приготовляемъ былъ продолжительною строго подвижническою жизнію къ своему великому предназначенію.

Онъ родился въ Москвѣ въ 1293 г. отъ благородныхъ родителей — Ѳеодора и Маріи и при крещеніи нареченъ Елевѳеріемъ. Однажды отрокъ Елевѳерій разставилъ въ полѣ сѣти для ловленія птицъ; наблюдая за ними, онъ задремалъ и услышалъ голосъ: Алексій! что напрасно трудишься? Будешь человѣки ловящь! По дѣйствію предваряющей благодати, коснувшейся юнаго сердца, Елевѳерій тотчасъ почувствовалъ силу этого призванія: наконецъ, на 20-мъ году своей жизни, поступилъ въ московскій Богоявленскій монастырь и получилъ еще въ дѣтствѣ преднареченное ему имя: Алексій. Послѣ строгаго подвижническаго уединенія, продолжавшагося 20 лѣтъ, св. Алексій былъ призванъ митрополитомъ къ управленію церковными дѣлами въ званіи наиѣстника митрополита, а чрезъ 12 лѣтъ избранъ епископомъ владимірскимъ.

Въ 1353 году отъ губительной язвы, извѣстной подъ именемъ черной смерти, умеръ митрополитъ московскій Ѳеогностъ и вскорѣ затѣмъ скончался и вел. кн. Симеонъ Іоанновичъ; тотъ и другой предсмертнымъ завѣщаніемъ назначили на московскую каѳедру св. Алексія, который и былъ посвященъ въ этотъ санъ константинопольскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Вступивъ на митрополію, св. Алексій былъ истиннымъ ангеломъ хранителемъ и утѣшителенъ Россіи: онъ былъ миротворцемъ князей, ссорившихся за свои удѣлы, для всѣхъ пастыремъ и наставникомъ, питателемъ вдовъ, Отцемъ сиротъ, утѣшителемъ плачущихъ, исправителемъ священныхъ книгъ, словомъ свѣтильникомъ вѣры и благочестія. Святость его житія, засвидѣтельствованная отъ Бога предъ соотечественниками въ совершаемыхъ имъ чудесахъ, не скрылась и отъ иноплеменниковъ, не вѣровавшихъ во Христа.

Когда у татарскаго хана заболѣла и ослѣпла жена Тайдула, ханъ писалъ в. князю: «слышали мы, что есть у васъ служитель Божій, который, о чемъ ни помолится, будетъ услышанъ Богомъ. Отпустите его къ намъ». Св. Алексій, при крѣпкой своей вѣрѣ въ Бога и надеждѣ на Его всесильную помощь, не усомнился отправиться по этому приглашенію и, при гробѣ св. Петра получивъ подкрѣпленіе своей вѣры въ чудесно зажегшейся свѣчѣ, онъ съ частію этой свѣчи прибылъ въ столицу хана и молитвою своею исцѣлилъ болящую, возвративъ ей зрѣніе.

Но сколько крѣпка была его вѣра, когда онъ отправился къ иноплеменникамъ на зовъ болящей, столько же велика была его любовь къ отечеству, когда онъ скоро послѣ того рѣшился въ другой разъ отправиться въ орду въ качествѣ ходатая за Россію предъ новымъ свирѣпымъ ханомъ, грозившимъ опустошеніемъ нашего отечества. Оба эти путешествія были весьма благотворны для нашего отечества: они не только предотвратили отъ него много бѣдствій, но еще доставили церкви и отечеству много льготы. До 86 лѣтъ св. Алексій былъ свѣтильникомъ церкви православной и скончался 12-го Февраля 1378 года, прославленный отъ Бога нетлѣніемъ мощей его, которыя почиваютъ въ московскомъ Чудовѣ монастырѣ, основанноиъ самимъ святителемъ.

Въ заключеніе краткаго очерка жизни святителя Алексія выслушаемъ его наставленіе о церковномъ общеніи, вышедшее нѣкогда изъ богоглаголивыхъ устъ сего святителя. «Приходите къ іерею, отцу духовному, говоритъ св. Алексій, съ покаяніемъ и слезами. Отвергните отъ себя всякія дѣла злыя и не возвращайтесь къ нимъ. Истинное покаяніе въ томъ и состоитъ, чтобы возненавидѣть свои прежніе грѣхи; къ церковной службѣ будьте поспѣшны: не говорите: отпоемъ себѣ дома. Такая молитва не можетъ имѣть никакого успѣха безъ церковной молитвы. Какъ храмина безъ огня отъ одного дыма не можетъ согрѣться: такъ и та молитва безъ церковной... Имѣйте знаменіе Христово въ душахъ вашихъ. Григорій Богословъ пишетъ: не легко украсть овцу,на которой положенъ знакъ. Знакъ же для овецъ стада Божія есть пріобщеніе тѣла и крови Христовой. Вы, дѣти, какъ овцы словеснаго стада не пропускайте ни одного поста, не возобновивъ на себѣ сего знаменія, но будьте причастниками тѣла и крови Христовой». (Пастыр. послан.).

II. Приложимъ къ себѣ душеспасительные уроки, которыми такъ богата жизнь святителя Алексія.

а) Научимся изъ его жизни, во-первыхъ, той истинѣ, что никому нельзя быть учителемъ церкви, если на это нѣтъ изволенія Божія и церковнаго благословенія. Святитель Алексій въ дѣтствѣ таинственнымъ голосомъ былъ призванъ въ ловцы человѣковъ, какимъ и былъ на самомъ дѣлѣ. Между тѣмъ многіе безъ всякаго призванія Божія, какъ напримѣръ расколоучители, дѣлаются самозванными учителями, погубляя себя и тѣхъ, кто ихъ слушаетъ и признаетъ. Многіе самопоставленные учители умножаютъ толки лжеученій; а неразсудительные послѣдователи умножаютъ лжеучителей. Встрѣчаясь съ тѣми и другими, припоминайте, братія, для себя и для нихъ, предостереженіе апостольское, столъ бѣдственно ими пренебреженное: не мнози учители бывайте, вѣдяще, яко большее осужденіе пріимемъ. Помните, что положи Богъ въ церкви первѣе апостоловъ, второе пророковъ, третіе учителей. И никтоже самъ себѣ пріемлетъ честь, но званный отъ Бога, якоже и Ааронъ (Евр. V, 4), по богопреданному чину. Только званные Богомъ учители вѣрно приводятъ къ Богу.

б) Мы слышали, далѣе, братія, какъ святитель Алексій совѣтовалъ христіанамъ не уклоняться отъ общихъ церковныхъ молитвъ, въ которыхъ не только изливается обильно благодать Божія на собравшихся во имя I. Христа всѣхъ Его истинныхъ послѣдователей, но и подается сверхъ сего великая помощь отъ взаимныхъ другъ за друга молитвъ.

Св. ап. Павелъ пишетъ: «молитеся за насъ» (Евр. XIII, 18). «Подумайте, кто это проситъ себѣ молитвы другихъ: — Павелъ, который нѣкогда съ своимъ сотрудникоиъ Силою въ темницѣ Филиппійской совершалъ молитвенное Богу славословіе съ такоюдуховною силою, что внезапу трусъ бысть велій, яко поколебавшая основанію темничному: отверзошася же абіе двери вся, и всѣмъ юзы ослабѣша (Дѣян. XVI, 25, 26), Павелъ, который объятіемъ сострадательной любви и молитвы воскресилъ Евтиха, — Павелъ, котораго молитвѣ даровалъ Богъ вдругъ двѣсти семьдесятъ шесть душъ сопутниковъ его въ плаваніи, готовыхъ погибнуть отъ кораблекрушенія, — Павелъ, котораго Самъ Господь нарекъ избраннымъ сосудомъ благодати Своея, и который самъ о себѣ говорилъ: вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Фил. IV, 13). И не смотри на все сіе этотъ великій апостолъ проситъ себѣ помощи молитвенной, и отъ кого проситъ?—Не отъ какихъ-либо избранныхъ, крѣпкихъ молитвенниковъ, но отъ всѣхъ христіанъ безъ разбора, не исключая и послѣдняго мірянина Что-жъ такое дѣлаетъ святый Павелъ?—Да, что онъ дѣлаетъ, то достойно глубокаго вниманія нашего, и, если будемъ внимательны, можетъ подать намъ немаловажныя наставленія. Примѣръ апостола долженъ вразумить насъ,христіане,какъ настоятельна потребность взаимной другъ о другѣ молитвы, и наипаче общественной, когда и этотъ столь крѣпкій подвижникъ признаетъ для себя нужду сей духовной помощи;—какъ дерзко было- бы опираться на силу одной собственной молитвы, хотя бы кто въ ней уже имѣлъ нѣкоторые опыты, и достигъ нѣкоторыхъ успѣховъ, когда на собственную молитву не дерзаетъ положиться мужъ облагодатствованный столь необыкновенно и чудесно». (См. Слово въ день святит. Алексія, Филарета, митрополита московскаго).

в) Затѣмъ, примѣръ святителя Алексія, собственноручно исправлявшаго многочисленныя ошибки, вкравшіяся отъ неграмотности переписчиковъ въ св. евангеліе, служитъ сильнымъ укоромъ мнимымъ старообрядцамъ, отдѣляющимся отъ единства съ православною церковію изъ-за исправленія богослужебныхъ книгъ. Въ дивномъ прославленіи святителя Алексія и другихъ прежде и послѣ него бывшихъ іерарховъ церкви россійской какое торжественное обличеніе глаголемымъ старообрядцамъ, чуждающимся іерархіи православной, по поводу исправленія богослужебныхъ книгъ! Св. Алексій самъ занимался сличеніемъ славянскаго перевода новаго завѣта съ греческимъ, дѣлалъ въ немъ исправленія, и памятникомъ его труда сохранилось его подлинное рукописаніе на принадлежавшемъ ему новомъ завѣтѣ... Если бы дѣло исправленія богослужебныхъ книгъ было такою тяжкою  виною, что оно, по суемудрому понятію расколоучителей, могло служить причиною прекращенія благодати священства въ церкви, то какъ св. Алексій могъ быть еще при жизни облагодатствованъ Богомъ и при смерти прославленъ нетлѣніемъ и многими чудотвореніями отъ гроба его?..

г) Наконецъ, примѣръ святителя Алексія, митрополита московскаго, да научитъ насъ, братіе, той истинѣ, что кто имѣетъ вѣру хотя такую, какъ зерно горчичное, кто съ вѣрою проситъ того, что служитъ ко спасенію, тотъ никогда не будетъ посрамленъ въ своей молитвѣ, какъ не былъ посрамленъ въ своей молитвѣ, проникнутой живой и глубокой вѣрою, святитель Алексій, отправляющійся въ орду для исцѣленія отъ слѣпоты жены хана. Господь сказалъ: аще имате вѣру, яко зерно горушно, речете горѣ сей: прейди отсюду тамо, и прейдетъ (Мѳ.17,20). Знаменія вѣровавшимъ сія послѣдуютъ: именемъ Моимъ бѣсы ижденутъ; языки возглаголютъ новы; змія возмути, аще и что смертно испіютъ, не вредитъ ихъ: на недужныя руки возложатъ, и здравы будутъ (Марк. 16, 17 — 18). Читаемъ исторію жизни святыхъ и видимъ, что все это оправдано самимъ дѣломъ. Речете горѣ сей: прейди отсюду тамо, и прейдетъ: и дѣйствительно, горы двигались по молитвенному слову преп. Марка и св. Григорія, епископа неокессарійскаго (Чет. -мин. апр. 5 и но- яб. 17). Именемъ Моимъ бѣсы ижденутъ, — и бѣсы не только изгоняемы были святыми, но даже служили имъ (Чет. -мин. авг. 10). Языки возглаголютъ новы: преп. Пахомій не зналъ греческаго языка, но помолился и сталъ понимать инока-грека, пришедшаго посѣтить его, и отвѣчать ему на греческомъ языкѣ (тамъ же мая 15); а преп. Оръ читалъ не учившись читать (Чет. — мин. авг. 7). Змія возмутъ: св. мученица Ирина брошена была въ ровъ, наполненный зміями; но не только ничего не потерпѣла отъ нихъ, напротивъ, они издохли отъ одного ея присутствія во рвѣ (Чет. -мин. мая 5). Аще что и смертно испіютъ, не вредитъ ихъ: св. мученикъ Михаилъ, по приказанію мучителя, выпилъ ядъ и остался цѣлъ, тогда какъ тотъ же ядъ, выпитый однимъ преступникомъ, осужденнымъ на смертную казнь, тот часъ лишилъ его жизни (Чет. -мин. іюн. 9). На недужныя руки возложатъ, и здравы будутъ: препод. Пафнутій Боровскій устроилъ церковь; одинъ иконописецъ, по имени Діонисій, работавшій для этой церкви, сильно занемогъ ногами и долженъ былъ оставить работу; но св. Пафнутій только сказалъ ему: «примись-ка, Діонисій, за дѣло: Богъ тебя благословитъ, Матерь Божія дастъ тебѣ здоровье», и больной Діонисій тотчасъ же принялся за работу, и его болѣзни какъ не бывало (Чет. -мин. мая 5).

III. Да возбудятъ же эти примѣры у насъ, молитвами святителя Алексія, живую вѣру въ помощь Божію. (Священникъ Г. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий