Поученіе. 3-е обрѣтеніе главы св. пророка предтечи и крестителя Іоанна

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Для чего Господь даруетъ нетлѣніе тѣламъ святыхъ?

I. Нынѣ празднуется третіе обрѣтеніе главы св. пророка, предтечи и крестителя Іоанна. Во времена смятеній, бывшихъ въ Константинополѣ по случаю ссылки св. Іоанна Златоустаго, глава предтечи Господня была унесена обратно изъ Константинополя въ Емессу въ Сиріи.

Когда усилились притѣсненія отъ сарацинъ (въ 8 вѣкѣ) ее изъ Емессы перенесли въ Команы (мѣсто ссылки Іоанна Златоустаго) и по случаю гоненій на св. мощи отъ иконоборцевъ скрыли въ землю.

Но по устроенію Божію въ третій разъ глава предтечи обрѣтена была въ Команахъ и принесена въ Константинополь послѣ возстановленія иконопочитанія при императорѣ Михаилѣ и патріархѣ Игнатіи около 850 г. и положена въ придворной церкви. Въ день третьяго обрѣтенія честныя главы предтечи церковь взываетъ: „яко Божественное сокровище, сокровенное въ земли, Христосъ откры главу твою намъ, пророче и предтече. Вси убо coni едш еся въ сея обрѣтеніе, пѣсньми Богоглаголивыми Спаса воспоимъ, спасают ъ насъ отъ тлѣнія молитвами твоими".

II. И такъ, въ настоящій день свят. церковь ублажаетъ память одного изъ величайшихъ избранныхъ Божіихъ, св. Іоанна предтечи и крестителя Господня, коего св. глава, не смотря на троекратное сокрытіе ея въ землѣ, трижды была открываема по устроенію Божію и явлена вѣрующимъ, какъ Божественное сокровище; она хранится нетлѣнною въ роды родовъ среди окружающаго тлѣнія и смерти,и, какъ неоскудѣваемый источникъ, источаетъ силу чудотворенія и исцѣленій для всѣхъ, приходящихъ къ ней съ вѣрою.

Для чего Господь даруетъ такую награду избраннымъ Своимъ нынѣ, прежде того дня, который Его же премудростію предуставленъ отъ вѣчности, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла или блага, или зла?

Не столько для самихъ праведниковъ, достигшихъ уже небеснаго отечества, сколько для насъ, странствующихъ еще на мѣстѣ пришельствія. Ихъ истинная мзда у Вышняго, и прославленіе отъ человѣковъ, котораго убѣгали они въ своей жизни, не много, безъ сомнѣнія, прибавляетъ къ той вѣчной славѣ, которою прославлены они у Бога; но для насъ, земныхъ странниковъ, непрестаемое чудо нетлѣнія тѣлъ святыхъ угодниковъ Божіихъ неизъяснимо утѣшительно и поучительно.

а) Нетлѣніе св. мощей убѣждаетъ насъ, что смерть побѣждена. Свѣтъ воскресенія Христова освѣтилъ предъ всѣмъ міромъ неисходный мракъ могилы. Святые апостолы узрѣли и проповѣдали міру, что владычество діавола ниспровергнуто крестомъ и царство смерти разрушено воскресеніемъ Христовымъ. Но этотъ немерцающій свѣтъ, при окружающемъ насъ мракѣ, нерѣдко тускнетъ предъ очами нашими. Колеблющаяся вѣра все еще спрашиваетъ съ недоумѣніемъ: гдѣ-жъ побѣда надъ смертію, когда она сама побѣждаетъ всѣхъ, когда и послѣ воскресенія Христова люди такъ же умираютъ, какъ умирали прежде, и никтоже познанъ быть возвратившіяся изъ гроба? Господь нашъ I. Христосъ Своими божественными обѣтованіями разрѣшилъ сіе недоумѣніе. Азъ семь воскресеніе и животъ, говоритъ Онъ намъ: вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ; грядетъ часъ, егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ. Но когда будетъ сіе и какъ будетъ? Како возстанутъ мертвіи, коимъ же тѣломъ пріидутъ? Подобные вопросы невольно тѣснятся въ душѣ, когда видишь, что тѣло человѣка превращается въ горсть праха, развѣваемаго вѣтромъ. Дивно ли, что самыя утѣшительныя обѣтованія евангельскія въ очахъ маловѣрія покрываются какъ бы нѣкіимъ мракомъ? Для разсѣянія сего то мрака, для оживленія въ насъ вѣры въ обѣтованія евангельскія Господь благоволитъ являть въ церкви Своей постоянное чудо нетлѣнія среди всеобщаго тлѣнія и смерти. Теперь одинъ взглядъ на бренное, по существу своему, тѣло, цѣлые вѣки пребывающее благодатію Божіею нетлѣннымъ, уничтожаетъ всѣ сомнѣнія; здѣсь не вѣруешь только, а видишь, что для Всемогущаго вся возможна суть. При семъ чудѣ нѣтъ мѣста вопросамъ: возможно ли и какъ возможно безсмертіе тѣла? Пріиди и виждь, осяжи и вѣруй! Не какое-либо чуждое, а подобострастное намъ тѣло, по глаголу Божію, пребываетъ нетлѣнно и по смерти; по тому ясе всемогущему глаголу, и наше тлѣнное тѣло облечется въ нетлѣніе, и мертвенное сіе облечется въ безсмертіе, и самая смерть, сколъ ни страшна теперь, пожерта будетъ животомъ.

б) Нетлѣніе св. мощей поучаетъ, далѣе, насъ жизни благочестивой въ мірѣ семъ. Не одна, впрочемъ, смерть, а и жизнь наша покрыта не малымъ мракомъ, для разсѣянія котораго нуженъ постоянна свѣтъ свыше. Кто мы и откуда? Зачѣмъ рождаемся и живемъ? Что будетъ съ нами по смерти? Какъ жить и дѣйствовать сообразно существу своему и цѣли бытія своего? Подобные вопросы, которые такъ неотразимо тѣснятся въ душу въ часы уединенной бесѣды съ своею совѣстію, всегда оставались и всегда останутся неразрѣшимою загадкою для человѣческаго разума. Правда, Господь Богъ, благоволившій искупить насъ отъ смерти, не оставилъ насъ въ невѣдѣніи и о нашей жизни. Онъ послалъ намъ свѣтъ истинный, просвѣіцающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ, открылъ намъ цѣль бытія нашего на Себѣ, указалъ прямой и вѣрный путь къ ней въ законѣ Своемъ. Но хитрый врагъ нашъ устроилъ множество распутій порока, гладкихъ и пріятныхъ для вида. Блаженство небесное закрыто отъ насъ непроницаемою завѣсою смерти, а наслажденія и блага міра всегда передъ глазами нашими. Праведники чаще всего проводятъ жизнь въ лишеніяхъ, скорбяхъ и слезахъ, а грѣшники наслаждаются и блаженствуютъ. Какое сердце не поколебалось бы при семъ обольщеніи! Сколько потребно мужества, чтобъ устоять противъ сихъ козней вражіихъ! Какая нужна сила вѣры, чтобы, презрѣвъ видимое, всею силою духа устремиться къ невидимому! И ботъ, милосердый Господь, для укрѣпленія нашей немощи, для оживленія нашей вѣры въ жизнь будущую, въ нетлѣніи тѣлъ св. угодниковъ Своихъ благоволитъ являть намъ видимое и осязаемое доказательство тѣхъ наградъ, которыя ожидаютъ по смерти всѣхъ, творящихъ волю Его. Теперь мы не вѣруемъ только, а и видимъ, что не одинъ конецъ праведному и грѣшному, что упованіе праведныхъ безсмертія исполнено, а пути грѣшниковъ зрятъ прямо во дно адово. Стоя при гробѣ праведника, нельзя поколебаться въ выборѣ между путемъ добродѣтели и спасенія и путемъ порока и погибели. И неразумный скажетъ, что лучше блаженствовать вѣчно, нежели вкушать временную грѣха сладость.

III. Такъ много милости, любви и снисхожденія являетъ намъ Господь, прославляя въ церкви Своей благоугодившихъ Ему праведниковъ нетлѣніемъ ихъ св. мощей. (Сост. по проп. Дим., арх. херс., т. II)

 

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий