Поученіе. Блаженный Никола Христа- ради юродивый

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Постъ въ связи съ другими дѣлами благочестія.

  I. Блаженный Никола Христа-ради юродивый, память коего нынѣ, достигъ царства небеснаго путемъ юродства. Св. Никола жилъ въ городѣ Псковѣ, въ особой хижинѣ, назадъ тому триста лѣтъ и проводилъ свою жизнь въ молитвѣ и постѣ.

Совершая подвиги юродства, онъ подъ видомъ шутки или басни, а часто и прямо, говорилъ всякому правду, никого не боясь. Такъ когда царь Іоаннъ Грозный пришелъ въ Псковъ, то жители съ трепетомъ встрѣчали его на колѣняхъ. Но блаженный не устрашился и встрѣтилъ Грознаго царя словами обличенія: «не трогай насъ, прохожій, сказалъ онъ ему, ступай отъ насъ, не на чѣмъ тебѣ будетъ бѣжать». Царь казнилъ многихъ жителей Пскова, но когда уѣзжалъ изъ города, то лучшій конь его издохъ, какъ предсказалъ блаженный Никола. Говорятъ, что юродивый поднесъ Грозному царю кусокъ сырого мяса и, когда тотъ сказалъ, что онъ теперь не ѣстъ мяса, такъ какъ идетъ великій постъ, возразилъ: «ты дѣлаешь хуже, ты питаешься кровію человѣческою, забывая не только постъ, но и Бога».

II. Изъ послѣднихъ словъ блаженнаго Николы слѣдуетъ очевидно такое наставленіе, что если мы и воздерживаемся въ продолженіе поста отъ скоромной пищи, но при этомъ ненавидимъ другихъ и причиняемъ имъ какое бы то ни было зло, то нашъ постъ уже и не постъ... Посему нынѣ скажемъ о постѣ въ связи съ другими дѣлами благочестія.

а) Безъ вѣры постъ недѣйствителенъ. Постъ есть врачевство для души и тѣла; посему тотъ былъ бы въ жалкомъ заблужденіи, кто, понадѣясь на силу своего поста, возмнилъ бы найти въ немъ одномъ средство къ примиренію съ Богомъ, къ удовлетворенію закону и правдѣ Божіей, къ вознагражденію за свои грѣхи, къ уплатѣ долга совѣсти.

Вы знаете, Кѣмъ и какъ доставлено всѣмъ намъ Божественное оправданіе и вмѣстѣ помилованіе, — заслугами и крестною смертію Сына Божія, за насъ подъятою. Посему, кто возмнилъ бы безъ вѣры въ заслуги и смерть Спасителя однимъ постомъ удовлетворить на судѣ правдѣ Божіей за свои грѣхи, тотъ этимъ самымъ показалъ бы совершенно ложное понятіе и о правдѣ Божіей и о своихъ грѣхахъ.

 

Чтобы нашъ постъ былъ дѣйствителенъ и благопріятенъ Господу, мы должны удалять отъ него всякое понятіе, какъ о жертвѣ за грѣхи, а представлять его только средствомъ къ ослабленію въ насъ пагубной наклонности къ чувственности и постыднаго рабства плоти, и вмѣстѣ съ тѣмъ должны, какъ можно болѣе, освящать его вѣрою въ заслуги Искупителя, которая въ связи съ дѣятельной любовію, усвояя ихъ въ душѣ нашей, этимъ самымъ оправдываетъ насъ предъ Богомъ.

б) Постъ немыслимъ и безъ смиренія. Постъ есть врачевство для души и тѣла; посему и тотъ явно поступилъ бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая постъ, думалъ бы, что потому самому онъ имѣетъ право превозноситься надъ всякимъ, кто не постится, подобно ему. Чѣмъ тутъ превозноситься?—Ближній твой не постится, подобно тебѣ? Можетъ быть, онъ крайне немощенъ плотію и здравъ духомъ и не имѣетъ нужды въ семъ врачевствѣ; можетъ быть, это врачевство принимается имъ въ другомъ видѣ, нежели въ какомъ принимаешь ты. Хотя бы онъ былъ духовно мертвъ безъ врачевства, тобою употребляемаго, все ты можешь и долженъ только сожалѣть и молиться о немъ, а не гордиться тѣмъ, что ты постигъ силу врачевства и употребляешь его какъ должно. Но ты никакъ не можешь употреблять его какъ должно, доколѣ не освятишь своего поста смиреніемъ. Ибо общая болѣзнь человѣчества, которую ты предпринялъ врачевать въ себѣ постомъ и покаяніемъ, главнымъ образомъ состоитъ въ самолюбіи и гордости. Посему-то св. церковь никогда такъ громко и многократно не молитъ Господа, какъ во время поста, о томъ, чтобы Онъ даровалъ каждому изъ насъ зрѣти своя прегрѣшенія и не осуждаетъ брата своего.

в) Постъ не дѣйствителенъ односторонній—одинъ только тѣлесный безъ духовнаго. Постъ есть врачевство для души; посему во время поста надобно смотрѣть не на одно тѣло, а паче на душу. И при врачеваніи тѣлесныхъ недуговъ состояніе души много значитъ; потому врачи и совѣтуютъ, при употребленіи лѣкарствъ, наблюдать какъ можно болѣе душевное спокойствіе, не думать о томъ или другомъ предметѣ, стараться занимать воображеніе тѣмъ, что есть лучшаго. Тѣмъ болѣе нужно все это при употребленіи поста. Какое вредное было бы противорѣчіе — тѣло лишать пищи, а душѣ въ то же время позволять предаваться мірскимъ помысламъ, яростнымъ движеніямъ, порывамъ самолюбія или ненависти! Это значило бы другою рукою разрушать то, что насаждается и созидается одною.

г) Постъ мало полезенъ безъ благочестивыхъ упражненій, приличныхъ времени поста.

Какія занятія особенно приличны посту? — Во-первыхъ молитва общественная и домашняя; потомъ само- испытаніе или изслѣдованіе своей жизни и совѣсти, размышленіе о предметахъ вѣры, особенно о жизни и ученіи, страданіяхъ и смерти за насъ нашего Спасителя; далѣе—примиреніе со всѣми врагами и прощеніе обидъ, дѣла человѣколюбія и благотворительности;—чтеніе слова Божія и душеспасительныхъ книгъ, бесѣда съ людьми благочестивыми, и тому подобное. Каждое изъ сихъ средствъ помогаетъ дѣйствію поста, увеличиваетъ его силу, услаждаетъ его горечь, и такимъ образомъ освящаетъ нашъ постъ.

д) Наконецъ, постъ есть врачевство сильное и необходимое, но вмѣстѣ съ симъ отнюдь не единственное, а приготовительное къ другимъ, высшимъ, духовнымъ врачевствамъ; посему, предаваясь посту, надобно всегда имѣть въ виду дальнѣйшую цѣль, то-есть, покаяніе, исповѣдь и причащеніе св. Тайнъ. Постъ долженъ | помочь первѣе всего выйти изъ подъ власти чувственности, уничтожить силу и власть плотскихъ страстей, дать свободу и удобность обозрѣть свою жизнь, узнать, какъ можно вѣрнѣе, язвы своей совѣсти, найти главную страсть снѣдающую, расположить искренно искать отъ нея исцѣленія, рѣшиться однажды и навсегда — начать жизнь добродѣтельную. Если сего нѣтъ, то постъ, значитъ, еще не доставилъ существенной пользы, и надобно или усугубить его или исправить. Надобно усугубить его или исправить и въ такомъ случаѣ, если, постяся, ты не приблизился духомъ къ своему Спасителю, не почувствовалъ нужды въ заслугахъ Его, не ощутилъ духовнаго глада къ насыщенію себя Божественною трапезою Тѣла и Крови Его, не слышалъ еще въ себѣ гласа любви Его, призывающей къ соединенію съ Нимъ.

III. Какъ ни кратки и просты эти правила поста, но если мы будемъ наблюдать ихъ постоянно во время нашего пощенія, то-есть, если будемъ растворять постъ нашъ вѣрою, смиреніемъ и молитвою, будемъ, постяся тѣлесно, поститься въ то же время и духовно: то постъ нашъ будетъ святъ и благоугоденъ Господу, и послужитъ въ освященіе душъ и тѣлесъ нашихъ. (Сост. по Ч. -М. и проп. Иннокентія, архіеп. херс. и тавр., т. IV).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий