Поученіе. День коронованія Ихъ Императорскихъ Величества

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

   Основанія неприкосновенности помазанниковъ Божіихъ.

 Не прикасайтеся помазаниымъ Моимъ (Псал. CIV, 15).

 I. Среди торжества о Помазанникѣ Божіемъ, при воспоминаніи помазанія Его, ко времени слово о помазанныхъ Божіихъ.

Кто разумѣются подъ именемъ помазанныхъ? Подъ именемъ помазанныхъ въ этомъ изреченіи первоначально разумѣются нѣкоторые начальники избраннаго Богомъ племени.

Но такъ какъ то же имя помазанныхъ тѣмъ же словомъ Божіимъ усвоено предержащимъ властямъ, отъ Бога поставленнымъ, то мы не погрѣшимъ теперь, если, возведя умъ свой на небо, представимъ себѣ, что Царь царей и Господь господей, съ высочайшаго престола Своего, указуетъ на всѣхъ помазанныхъ отъ Него властителей и заповѣдуетъ всѣмъ подвластнымъ: не прикасайтеся помазанн нымъ Моимъ!

II. Не прикасайтеся помазаннымъ Моимъ. Краткая заповѣдь, но премудро соединяющая въ себѣ съ требованіемъ повиновенія глубокое изъясненіе сего требованія и убѣжденіе къ послушанію! Не прикасайтеся властямъ предержащимъ, глаголетъ Вседержитель, ибо онѣ суть Мой; не прикасайтеся, ибо онѣ суть помазанныя отъ Меня.

а) Итакъ, одно изъ глубокихъ основаній неприкосновенности предержащихъ властей есть то, что онѣ суть Божій. Нѣсть бо власть, какъ говоритъ апостолъ, аще не отъ Бога: сущія же власти отъ Бога учинены суть (Рим. ХШ, 1). Если такимъ образомъ всякая верховная власть открыто, или сокровенно, исходитъ отъ Бога, и Ему принадлежитъ: то какъ дерзнуть прикасаться къ ней? Если мы требуемъ, чтобы наше произведеніе неприкосновенно было для другихъ, и наша собственность ненарушима: кто можетъ ненаказанно нарушить устроеніе и собственность Вседержителя?

б) Другое священное основаніе неприкосновенности предержащихъ властей есть то, что онѣ суть помазанные отъ Бога. Достойно особаго примѣчанія, что слово Божіе именуетъ помазанными и такихъ земныхъ владыкъ, которые никогда не были освящены видимымъ помазаніемъ. Такъ Исаія, возвѣщая волю Божію о дарѣ персидскомъ, говоритъ: сице глаголетъ Господь помазанному Своему Киру (Ис. XLV, I); тогда какъ сей царь языческій еще и не родился, и родясь, не познаетъ Бога Израилева. Какимъ же образомъ сей самый Киръ, въ то же время, нареченъ помазаннымъ Божіимъ? Самъ Богъ изъясняетъ это, когда предрекаетъ о немъ чрезъ того же пророка: Азъ возстаетъ его; сей созиждетъ градъ Мой, и плѣненіе людей Моихъ возвратитъ (13). Проникни здѣсь, христіанинъ, въ глубокую тайну предержащей власти! Киръ есть царь языческій; Киръ не знаетъ истиннаго Бога: однако Киръ есть помазанникъ истиннаго Бога. Почему? Потому что Богъ, сотворивый грядущая (11), назначилъ его для исполненія судьбы Своей о возстановленіи избраннаго народа израильскаго; сею божественною мыслію, такъ сказать, помазалъ Духъ его еще прежде, нежели произвелъ его на свѣтъ: и Киръ, хотя не знаетъ, кѣмъ, и для чего помазанъ, движимый сокровеннымъ помазаніемъ, въ царствѣ языческомъ совершаетъ дѣло царствія Божія. Какъ могущественно помазаніе Божіе! Какъ величественъ помазанникъ Божій! Онъ есть живое орудіе Божіе; сила Божія исходитъ чрезъ него во вселенную, и движетъ большую или меньшую часть рода человѣческаго къ великой цѣли всеобщаго совершенствованія. Если таковъ можетъ быть даже невѣдущій Бога: не много ли выше священно величіе тѣхъ помазанниковъ, которые познали Помазавшаго ихъ, и пріяли даръ помазанія.

О таковыхъ сугубо священныхъ помазанникахъ, если бы грозная заповѣдь не возвѣщала, благоговѣйная любовь сама собою чувствуетъ, что касаяйся ихъ, яко касаяйся въ зѣницу ока Господня (Зах. II, 8).

III. Храните же внимательно зѣницу ока Господня, не прикасайтеся помазаннымъ Его. Заповѣдь Господня не говоритъ: не возставайте противу предержащихъ властей. Ибо подвластные и сами могутъ понимать, что, разрушая власть, разрушаютъ весь составъ общества, и слѣдовательно разрушаютъ сами себя. Заповѣдь говоритъ: не прикасайтеся даже такъ, какъ прикасаются къ чему-либо безъ усилія, безъ намѣренія,по легкомыслію,по неосторожности, (Сост. по прбп. Филарета, м. м.,т. II).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий