Поученіе. День обрѣтенія Казанской иконы Божіей Матери

Богоматерь Казанская, со сказанием

Прот. Григорій Дьяченко

О чистотѣ души.

I. Въ исторіи нынѣшняго празднества вы, вѣроятно, обратили свое вниманіе, благочестивые слушатели, нато, что никому иному, а только невинной и чистой по душѣ отроковицѣ, было видѣніе и вмѣстѣ дано повелѣніе обрѣсти икону Божіей Матери Казанской, и ни кто другой, а только эта благочестивая отроковица сподобилась собственноручно откопать въ землѣ, на указанномъ въ видѣніи мѣстѣ, чудотворную икону Божіей Матери. Это приводитъ насъ къ тому заключенію, что только чистые душой близки къ Божественной святынѣ. Да будетъ же посему въ настоящій день бесѣда наша съ вами о чистотѣ души!

II. Измыйтеся и чисти будите, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ (Исаія 1, 16). Такъ говоритъ Господь чрезъ пророка Своего Исаію. Ясно, братія, чего здѣсь требуетъ Господь. Онъ повелѣваетъ каждому измывать скверны сердца своего, и пріобрѣтать чистоту души. Измыйтеся, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ, и чисти будите. А развѣ есть какая нечистота въ нашей душѣ? Развѣ скверны грѣховныя имѣютъ мѣсто въ нашемъ сердцѣ? Точно такъ. Всякій грѣхъ получаетъ начало  свое въ нашей душѣ; всякое беззаконіе исходитъ изъ нашего сердца. Всякъ помышляетъ вз сердцѣ своемъ прилеоісно назлая по вся дни (Быт. 6,5). Извнутрь отъ сердца человѣческаго помышленія злая исходятъ (Марк. 7,21). Посему-то апостолъ Павелъ увѣщеваетъ насъ очищать себя отъ всякія скверны не только плоти, но и духа (2 Кор. 7, 8). И въ церковной молитвѣ мы взываемъ къ Богу: очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, Блаже, яко Человѣколюбецъ (послѣд. ко причащ.).

Проповеди:

Поученіе въ день Казанской Божіей Матери. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій

Поученіе на Празднованіе въ честь Казанской иконы Божіей Матери

Слово въ день Казанскія Божія Матери, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 22 октября 1857 года. Митр. Макарій Булгаковъ

Поученіе. День явленія Казанской иконы Божіей Матери. (Почему нужно обращатъся съ молитвою преимущественно къ Богоматери?). Прот. Григорій Дьяченко

Поученіе. Явленіе Казанской иконы Божіей Матери. ( Божія Матерь есть охранительница и поборница истиннаго ученія православной церкви). Прот. Григорій Дьяченко

Поученіе на Празднованіе въ честь Казанской иконы Божіей Матери (О чемъ мы должны молиться къ Божіей Матери?). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

День празднованія Казанской Богоматерней иконѣ (О любви Богоматери къ роду христіанскому и въ особенности къ православной Россіи). Прот. Григорій Дьяченко

а) Какая же это нечистота души? Что за скверна грѣха въ нашемъ сердцѣ? Нечистота души и скверна сердца суть худыя, богопротивныя; мысли. Мерзость Господеви помыслъ неправедный (Притч. 15, 26), говоритъ премудрый Соломонъ. Нечистота души и скверна сердца суть суетные, мірскіе помыслы. Посему мы молимся Господу Спасителю: Іисусе, очисти мой умъ отъ помысловъ сует- ныхъ (Акаѳ. Спасит.). Нечистота души и скверна сердца суть всѣ грѣховныя движенія души, гордость, тщеславіе, ненависть, злоба, гнѣвъ, ярость. Отъ сердца исходятз помышленія злая, лукавствія, лесть, хула, гордыня (Марк. 7, 22), говоритъ Спаситель. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивыя желанія и сладострастныя похотѣнія. Посему-то Богъ въ законѣ повелѣваетъ намъ не желать жены искренняго своею, ни дому ближняго своего, ни села его, ни раба его, ни скота его, ни всего елика суть ближняго своего (Исх. 20,17). И святая церковь поучаетъ насъ молиться Спасителю: Іисусе, сохрани сердце мое отъ похотей лукавыхъ (Акаѳ. Іис.). Нечистота души и скверна сердца суть чрезмѣрныя заботы житейскія, которыхъ удаляться поучаетъ насъ Спаситель. Не пецытеся, говоритъ, душею вашею, что ясте или что піете, всѣхъ бо сихъ языцы ищутъ (Матѳ. 6, 25, 32). Нечистота души и скверна сердца суть тайныя, по большей части нами непримѣчаемыя, грѣхолюбивыя мысли и желанія. Такъ говоритъ псалмопѣвецъ: грѣхопаденія кто разумѣете? Отъ тайныхъ моихъ очисти мя; аще не обладаютъ мною, тогда непороченъ буду, и очищуся отъ грѣха велика (Пс. 18. 13,14). При таковой нечистотѣ души, человѣкъ пребываетъ грѣшникомъ, хотя бы онъ не дѣлалъ никакихъ открытыхъ преступленій и грѣховъ, хотя бы внѣшняя жизнь его была даже непорочная. Таковы и были Фарисеи, которыхъ обличая,Христосъ говоритъ: вы внѣ—уду являетеся человгькомъ праведни, внутрь — уду же есте полни беззаконія (Матѳ. 23, 28). Ибо Богъ не на лица зритъ (Дѣян. 10, 34), но испытаетъ сердца и утробы (Пс. '7, 10).

б) Какъ же, спросите, сохранить чистоту души? Что должно дѣлать, чтобы душу и сердце соблюсти непорочными? Должно всемѣрно избѣгать всѣхъ обольщеній и соблазновъ, отъ которыхъ пораждаются въ душѣ нечистыя мысли и желанія и возбуждаются страсти. Ежели соблазны дѣйствуютъ и обольщенія видимо искушаютъ, должно отвращать очи, еже не видѣти суеты (Пс. 118,37), и ограждать всѣ чувства, чтобы отразить обольщенія и соблазнъ. Ежели прелесть и суета уже прокрались въ душу, ежели возродилась въ душѣ или гордая и тщеславная мысль, или корыстолюбивое желаніе, или сладострастное похотѣніе, должно немедленно воспротивиться имъ, подавить и умертвить ихъ — чѣмъ? Здравымъ разсужденіемъ, а паче всего сердечнымъ призываніемъ имени Спасителя нашего Іисуса и силою побѣдительнаго креста Его. А если случится не устоятъ противъ обольщенія и пасть; если душа омрачится скверною грѣха: что тогда дѣлать? Омывать скверну и очищать душу. Измыйтеся и чисти будите, говоритъ Богъ. Чѣмъ омывать, скверну души? Слезами покаянія. Такъ омылся Петръ, послѣ своего паденія, такъ омылась и блудница отъ сквернъ грѣховныхъ. Къ слезамъ покаянія должно присоединить и слезы теплой молитвы къ Богу. Слушайте, какъ спѣшилъ омыться въ этихъ слезахъ Давидъ: обратися, Господи, взывалъ онъ къ Богу, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. Измыю на всяку нощь- ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6. 5, 7). И святая церковь руководствуетъ насъ къ очищенію души молитвами. Очисти, Господи, скверну души моея (троп.), душу мою просвѣти омраченную, Христе (ирм.); души наша освяти, помышленія исправи, мысли очисти (молит. на час.). Есть и еще спасительнѣйшее средство къ измовенію и очищенію сквернъ душевныхъ. Это пречистая кровь Спасителя— нашего, преподаемая намъ въ таинствѣ святой Евхаристіи. Кровъ I. Христа, Сына Божія, по свидѣтельству слова Божія., очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (Іоан. 1, 7). Она, какъ говоритъ нырковъ, проходитъ во вся составы человѣку, во утробу, въ сердце, очищаетъ душу и освящаетъ помышленія (молит. по причащ.).

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы ее Казанской

Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Казанская”

III. Если будемъ, братія, такимъ образомъ «сохранять чистоту своей души, то и внѣшнее наше житіе будетъ добро (1 Пет. 2,12) и чисто. Ибо душа управляетъ тѣломъ и располагаетъ дѣлами. Потому какова наша душа., таково и тѣло наше; каиновы у насъ мысли, таковы и дѣла. Отъ худыхъ мыслей происходятъ худыя и дѣла, и отъ нечистыхъ похотѣніи являются студныя и дѣла; а напротивъ, добрыя мысли раждаютъ и дѣла добрыя, и святыя желанія и намѣренія сопровождаются и дѣлами: богоугодными. Будемъ же, братія, всемѣрно хранить чистоту души и непорочность сердца, безъ которыхъ не можетъ быть въ насъ жизни добродѣтельной и богоугодной, и безъ которыхъ, по слову апостола, никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Да дастъ намъ Господь по богатству главы Своея, силою утвердится духомъ Его во внутреннѣмъ человѣкѣ (Еф. 3, 16); да совершитъ ны во всякомъ дѣлѣ блазѣ сотворити волю Его (Евр. 13, 21). Сія же есть воля Божія, святость наша (1 Солун. 4. 3). Аминь. (Сост. съ доп. по кн. „Сѣятель‘благочестія, прот. В. Нордова, т. I, Спб. изд 1891 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий