Поученіе. День Преображенія Господня

Прот. Григорій Дьяченко

Уроки изъ евангельскаго сказанія: а) для чего Господь показалъ ученикамъ Свою славу? б) для чего явились пророки? в) блаженство наше на небѣ.
I. Святая церковь празднуетъ нынѣ — и мы съ нею торжествуемъ — пресвѣтлый праздникъ Преображенія Господня на горѣ Ѳаворской и прославленія нашего человѣческаго естества въ лицѣ Господа І. Христа. Повторимъ русскою рѣчью евангеліе или всенародное благовѣстіе евангелиста Матѳея о нынѣшнемъ днѣ, повѣствующее о событіи преображенія. — «Въ то время взялъ Іисусъ Петра, Іакова и Іоанна, брата его, и возвелъ ихъ на гору высокую однихъ.

И преобразился предъ ними: и просіяло лице Его, какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ. И вотъ, явились имъ Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. При семъ Петръ сказалъ Іисусу: Господи! хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи, Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи. Когда онъ еще говорилъ, се, облако свѣтлое осѣнило ихъ, и се, гласъ изъ облака глаголющій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте. И услышавъ, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 1-9)». Здѣсь конецъ евангельской исторіи.

Итакъ преображеніе Господа І. Христа состояло въ томъ, что во время молитвы Его на Ѳаворской горѣ, какъ дополняетъ это сказаніе другой евангелистъ, лицо Его вдругъ просіяло, какъ солнце, и одежды Его сдѣлались бѣлы какъ снѣгъ (Лук. 9, 29). Въ это время явились ученикамъ древній пророкъ и законодатель еврейскаго народа Моисей и пророкъ Илія, взятый нѣкогда живымъ на небо на колесницѣ огненной и на коняхъ огненныхъ; явились они въ славѣ, т. е. въ небесномъ свѣтѣ, и бесѣдовали съ Господомъ о наступающихъ страданіяхъ и о крестной смерти Его въ Іерусалимѣ, какъ дополняетъ это сказаніе евангелистъ Лука.

II. а) Для чего Господь показалъ апостоламъ небесную славу Свою, свѣтлость Божества Своего на столько, на сколько они могли вмѣстить, не больше, — потому что иначе они не остались бы въ живыхъ? Не можетъ человѣкъ увидѣть лица Моего, говорилъ Богъ въ ветхомъ завѣтѣ Моисею, и остаться живымъ (Исх. 33, 20). Для того, чтобы и еще и еще, послѣ безчисленныхъ чудесъ, показать имъ очевиднѣйшимъ образомъ Божество Свое и Свое единосущіе съ Отцемъ, дабы они не поколебались въ вѣрѣ во время страданій Его и смерти, но разумѣли и понимали, что Онъ страдалъ и умиралъ добровольно, за грѣхи міра — и съ дерзновеніемъ проповѣдали о Немъ людямъ, что Онъ истинно Единородный Сынъ Божій, вѣчный, Творецъ міра видимаго и невидимаго, или ангельскаго.

б) Для чего явились пророки, Моисей, жившій ранѣе І. Христа за полторы тысячи лѣтъ, и Илія — почти за тысячу лѣтъ? и для чего въ славѣ? — Явились для засвидѣтельствованія апостоламъ, что І. Христосъ есть предсказанный издревле пророками, истинный Мессія, Спаситель міра, обладающій живыми и мертвыми, и для вразумленія учениковъ въ настоятельной нуждѣ страданій и смерти Его для искупленія міра. Явились въ славѣ для того, чтобы увѣрить учениковъ, что ихъ ожидаетъ за подвиги на землѣ такая же, или еще большая слава, какъ учениковъ и друзей Христовыхъ.

в) Пророки бесѣдовали съ Господомъ о страшныхъ страданіяхъ Господа за насъ въ Іерусалимѣ; а Петръ, невѣдавшій, что говоритъ, хотѣлъ наслаждаться блаженствомъ на Ѳаворѣ въ присутствіи Господа: хорошо намъ здѣсь быть, говоритъ, Господи! сдѣлаемъ три кущи, т. е. палатки изъ зеленыхъ вѣтвей — Тебѣ одну, Моисею одну и одну Иліи. Нѣтъ, святый и всехвальный апостолъ Петръ, не мѣсто и не время тебѣ тутъ блаженствовать; а настоитъ тебѣ претерпѣть тяжкія страданія и смерть ужаснѣйшую. Развѣ ты не слышалъ, о чемъ говорили Моисей и Илія съ Господомъ во время преображенія Его? Не о блаженствѣ, а о страданіи и смерти, которыя надлежало претерпѣть Ему. Но самъ апост. Петръ не зналъ, какъ сказано, отъ великой радости и счастія, что говорилъ. Надо было вразумить свыше его и прочихъ учениковъ, и еще не кончилъ Петръ своихъ словъ, какъ съ неба послышался гласъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте (Матѳ. 17, 5); т. е. не слѣдуйте тому, что вамъ нравится, пріятно: а слушайте Его, Сына Моего возлюбленнаго. — А Онъ что говорилъ еще такъ недавно? — Если кто хочетъ итти за Мною, отвергнись себя, и возьми крестъ свой, и слѣдуй за Мною (Лук. 9, 23). Вотъ въ чемъ надобно слушаться Его.

И намъ, братія и сестры, не должно искать на землѣ радостей и блаженства: здѣсь мѣсто и время не для блаженства, но для слезнаго покаянія и скорбей очистительныхъ. Блаженство будетъ тамъ, на небѣ, во вѣки безконечные для всѣхъ истинно вѣровавшихъ и подвизавшихся здѣсь.

г) Ученики испугались гласа Божія, потому что были еще несовершенны и земны. Господь отъялъ отъ нихъ страхъ прикосновеніемъ Своимъ и словомъ: не бойтесь. Открывъ глаза, они увидѣли одного Господа и уже въ обыкновенномъ видѣ. При схожденіи съ горы Онъ не позволилъ имъ сказывать народу о этомъ видѣніи дотолѣ, пока Онъ не воскреснетъ изъ мертвыхъ; почему? Потому что Господу надлежало пострадать и умереть для спасенія міра и насъ съ вами, братія, и Онъ не хотѣлъ, чтобы прежде страданій и окончанія дѣла искупленія прославили Его Божественную славу, и чтобы намъ дать примѣръ смиренія, чтобы и мы не искали у людей славы, — а у Бога.

III. И такъ, возлюбленные во Христѣ братія и сестры, не будемъ на землѣ искать себѣ радостей и блаженства, или суетной славы, а будемъ непрестанно измѣняться на лучшее покаяніемъ глубокимъ и нелицемѣрнымъ, твердымъ и непрестаннымъ, и усерднымъ дѣланіемъ добрыхъ дѣлъ, — будемъ съ терпѣніемъ и упованіемъ переносить посылаемыя скорби, напасти, страданія. — Если будемъ жить такъ, то настанетъ и для насъ чудное преображеніе, когда Господь преобразитъ смиренное тѣло наше такъ, что оно будетъ сообразно святому тѣлу І. Христа (Флп. 3, 21), какъ говоритъ слово Божіе. (Сост. по проп. прот. о. I. Сергіева кроншт. т. I).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий