Поученіе. День рождества св. Іоанна Предтечи

Прот. Григорій Дьяченко

Добрыя и благочестивыя дѣти суть плодъ усердныхъ молитвъ родителей.

I. День рожденія великаго Предтечи Господня весьма замѣчателенъ по одному тому, что самое рождество его было необыкновенное и чудесное, что оно было плодомъ усердныхъ, цѣложизненныхъ молитвъ его родителей, наградою ихъ вѣры и упованія, ихъ праведности и благочестія, ихъ терпѣнія и преданности волѣ Божіей.

Праведны и благочестивы были св. родители Предтечи Господня. Но эти великіе праведники подвергаются такому искушенію, несчастнѣе котораго не почиталось въ ветхозавѣтной церкви никакого бѣдствія. Не бѣ има чада отъ начала супружеской жизни ихъ до самой старости, а это считалось въ то время явнымъ знакомъ неблаговоленія Божія и какъ бы отверженія отъ Бога. Можно себѣ представить, братіе, какъ пламенны были молитвы благочестивыхъ супруговъ, которые, при всемъ усердіи къ закону Божію, при всемъ стараніи ходити во всѣхъ заповѣдехъ и оправданіихъ Господнихъ безпорочно, видѣли себя лишенными благословенія Божія; но всѣ эти молитвы оставались, по-видимому, неуслышанными. Но на небѣ слышаны были всѣ ихъ молитвы, исчислены были всѣ ихъ воздыханія и слезы, тамъ уготовлялось имъ такое воздаяніе, которымъ съ преизбыткомъ восполнилось ихъ долговременное лишеніе. Имъ въ самой старости ихъ, когда они и сами перестали уже надѣяться, даруется такой сынъ, болій котораго не воста въ рожденныхъ женами, котораго рожденіе было предметомъ всеобщей радости, котораго жизнь служила удивленіемъ св. ангеловъ, предметомъ благоговѣнія цѣлаго народа израильскаго, который посланъ былъ Богомъ уготовить путь грядущему Искупителю міра. Праведное воздаяніе за долговременное, цѣложизненное терпѣніе и упованіе!

II. Не то же ли надобно сказать, братіе, и обо всѣхъ дѣтяхъ молитвъ родительскихъ, которыя бываютъ плодомъ не столько естественнаго чадородія, сколько силы Божіей, совершающейся въ самыхъ немощахъ человѣческихъ, — плодомъ благодати Духа Божія, обитающей въ сердцахъ благочестивыхъ и благоговѣйныхъ родителей? Испрошенныя у Господа горячими молитвами родителей, освященныя въ самомъ зачатіи благословеніемъ Божіимъ, вдохновленныя духомъ вѣры и упованія на Господа еще отъ чрева благоговѣйныхъ матерей своихъ, возрастающія подъ животворнымъ наитіемъ живыхъ примѣровъ благочестія въ лицѣ своихъ родителей, они бываютъ истинно великими по вѣрѣ и благочестію, радостію и утѣшеніемъ не однихъ родителей, а и всѣхъ окружающихъ ихъ, украшеніемъ общества и самой церкви Божіей.

а) Исаакъ — сынъ молитвы. Дитя кроткое, нѣжное, покорное, отъ юности преданное Богу до готовности быть принесеннымъ Ему въ жертву, — мужъ благоговѣйный, мирный, преданный въ волю Божію, — старецъ прозорливый, благоговѣющій предъ судьбами Божіими въ открытой ему судьбѣ чадъ своихъ. За то и сказано было великому отцу его: во Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя.

б) Самуилъ — сынъ молитвы. Отъ юности служитель Божій; возросшій при Скиніи свидѣнія, предъ лицемъ Бога Израилева, образецъ отроческихъ и юношескихъ добродѣтелей, въ лѣтахъ мужества и старости — великій пророкъ Божій, судія и вождь народа израильскаго, пѣстунъ царей, помазавшій ихъ на царство. Самъ Господь утѣшалъ его, какъ друга и таинника судебъ Своихъ, въ великой и святой скорби его о преступившемъ волю Божію недостойномъ царѣ Саулѣ.

в) Св. Іоаннъ Предтеча — сынъ молитвы. Отъ младенчества пустынникъ, великій проповѣдникъ покаянія и приближенія царства Божія, во плоти ангелъ и пророковъ основаніе, Предтеча и Креститель Самого Господа І. Христа. Болій его не воста въ рожденныхъ женами, какъ засвидѣтельствовалъ о немъ Самъ Господь.

г) Сама пресвятая Матерь Божія, пречистая и преблагословенная Дѣва Марія, содѣлавшаяся кивотомъ Божества, вмѣстилищемъ Невмѣстимаго, Матерію Сына Божія, честнѣйшею херувимовъ и славнѣйшею серафимовъ, эта отрасль райскаго дерева жизни, это украшеніе міра ангельскаго, — была дочерью горячайшихъ, цѣложизненныхъ молитвъ святыхъ своихъ родителей.

д) Нужно ли упоминать о другихъ примѣрахъ величія и славы сыновъ и дщерей молитвъ родительскихъ? Нужно ли исчислять имена знаменитыхъ святителей, великихъ подвижниковъ, дивныхъ исповѣдниковъ и мучениковъ, которые были плодомъ благословенія Божія, ради благочестія и денно-нощныхъ молитвъ ихъ родителей. Этотъ плодъ небеснаго благословенія всегда цвѣтетъ между людьми небесною красотою души и сердца. И кто знаетъ, сколько чадъ не похоти плотской, но молитвы родителей живетъ между нами, отличаясь качествами ума и сердца, не отъ міра и плоти занятыми?

III. Все это представляетъ великій урокъ для супруговъ, особенно безчадныхъ, или несчастныхъ и въ самомъ многочадіи. Званіе родителей высоко и священно: оно исходитъ отъ единаго Отца всяческихъ, изъ Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется. Съ благоговѣйнымъ вниманіемъ должно помышлять супругамъ объ ихъ будущемъ состояніи родителей; съ теплотою преданнаго Богу сердца имъ должно просить Господа, чтобы Онъ освятилъ плодъ чрева ихъ Своимъ небеснымъ благословеніемъ. Добрыя дѣти ихъ слава и похвала между человѣками, ихъ высокая заслуга предъ Господомъ; недобрыя дѣти ихъ безчестіе предъ людьми, ихъ тяжкая вина предъ Богомъ. Но это первѣе всего зависитъ отъ нихъ самихъ. Родъ правыхъ благословится, говоритъ слово Божіе. Потому, отъ ихъ благочестія и молитвы зависитъ ихъ утѣшеніе въ жизни въ чадахъ добрыхъ и благочестивыхъ, отъ невниманія и легкомысліяжестокое наказаніе въ чадахъ злыхъ и развращенныхъ. Потому и прежде рожденія, и въ рожденіи, и по рожденіи чадъ имъ должно молиться и молиться о чадахъ своихъ. Аминь. (Сост. по проп. Димит., архіеп. херс., т. II).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий