Поученіе. День вѣнчанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 О молитвѣ церкви за Царя вь день вѣнчанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора. 

 I. Молиться за царя значитъ молиться за себя, молиться за все царство, молиться за святую церковь. Поистинѣ, что глава для тѣла, то царь для государства. Посему-то святая церковь каждый день, каждую службу неоднократно влагаетъ въ уста чадъ своихъ молитвы и прошенія о царѣ. Но въ дни, для царя и царства особенно знаменательные, она усиливаетъ свои  моленія о верховномъ представителѣ народа. Къ такимъ днямъ относится и настоящій день вѣнчанія на царство благочестивѣйшаго Государя нашего.

II. Между прошеніями о помазанникѣ Божіемъ, возносимыми церковію въ настоящій день, наиболѣе останавливаетъ на себѣ вниманіе по своей знаменательности сіе прошеніе: „Неисчетный въ милости, Боже нашъ! Подаждь рабу Твоему благочестивѣйшему Государю нашему благопоспѣшество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову къ славѣ имени Твоего“, то есть святая церковь испрашиваетъ у небеснаго Царя царей православному царю нашему всѣ тѣ лучшія качества, которыя украшали правителей избраннаго Богомъ народа израильскаго.

а) Обратите вниманіе на первое качество: благопоспѣшество Моисея. Моисей извелъ народъ свой изъ земли египетской, не проливъ ни одной капли крови его, такъ благопоспѣшно,что навелъ страхъ на окрестные народы. Отъ чего зависѣло благопоспѣшество его въ столь великомъ дѣлѣ? Отъ непосредственнаго, явнаго содѣйствія Божія во многихъ знаменіяхъ и чудесахъ. Посему всю славу сего великаго дѣла онъ единственно приписывалъ Всевышнему; тѣмъ не менѣе имя Моисея, какъ достойнаго посредника между Богомъ и Его народомъ, навсегда останется великимъ. Моисей, изведши народъ свой изъ земли египетской, не только довелъ его до земли, текущей медомъ и млекомъ, но даровалъ ему новые законы, учредилъ для него и наилучшее управленіе, какъ залогъ будущаго благоденствія. Итакъ благопоспѣшество Моисея зависѣло главнымъ образомъ отъ непосредственной помощи Божественной.

б) Другое качество, которое церковь испрашиваетъ у Бога въ молитвѣ царямъ православнымъ, есть мужество Давидово. Во дни самой ранней юности помазанный святымъ Самуиломъ на царство Давидъ являетъ необыкновенные подвиги мужества и великодушія; съ одною слабою пращею, но твердою вѣрою выходитъ противъ гордаго исполина Филистимскаго и, поразивъ его, обращаетъ въ бѣгство полки иноплеменниковъ; затѣмъ избіеніемъ двухсотъ филистимлянъ пріобрѣтаетъ руку дочери царевой; преслѣдуемый многократно завидующимъ Сауломъ щадитъ своего врага, хотя неоднократно представлялась возможность лишить его жизни; вступивъ по смерти его на престолъ, беретъ неприступную крѣпость Сіонъ, покоряетъ всѣ сосѣдніе народы, евреямъ враждебные, и распространяетъ царство израильское до естественныхъ его предѣловъ, такъ что послѣ него оно уже болѣе и не распространялось. Однажды во время борьбы со врагами мужество его подвергло жизнь его столь великой опасности, что самые неустрашимые сподвижники царственнаго героя закляли его не ходить болѣе на войну, дабы не угасъ свѣтильникъ Израиля (2 Цар. XXI, 17).

Гдѣ источникъ столь необычайнаго мужества во браняхъ? Въ Богѣ и благочестіи. Господь твердыня моя, и крѣпость моя, и избавитель мой, такъ воспѣлъ святой Давидъ въ день, когда Господь избавилъ его отъ руки всѣхъ враговъ его. Господь мой, скала моя, на Него я уповаю; щитъ мой, рогъ спасенія моего! Спаситель мой, отъ бѣдъ Ты избавилъ меня... Избавилъ меня отъ врага моего сильнаго, отъ ненавидящихъ меня (2 Цар. XXII). Поистинѣ, это былъ благочестивѣйшій изъ царей земныхъ. Среди частыхъ браней съ врагами внѣшними, среди постоянныхъ заботъ объ устройствѣ внѣшняго благосостоянія своего народа, онъ находилъ довольно времени на дѣла благочестія: съ великимъ торжествомъ перенесъ онъ ковчегъ завѣта изъ Гаваона въ Іерусалимъ и повелѣлъ исчислить всѣхъ ляцъ, посвященныхъ Богу израилеву и служащихъ скиніи. Царь Давидъ распредѣлилъ священнослужителей по чредамъ для служенія ихъ при св. скиніи, зная, сколъ великое вліяніе производитъ на души молящихся стройное пѣніе во время богослуженія, онъ отдѣлилъ 4 тысячи левитовъ для прославленія Господа и самъ составлялъ и исполнялъ съ ними священныя пѣсни. Исполненный Духа Божія, святой царь и вмѣстѣ пророкъ искалъ совѣтовъ у другихъ пророковъ Божіихъ, съ пророкомъ Наѳаномъ совѣщался о построеніи величественнаго храма Іеговѣ Богу израилеву, составилъ планъ его и, собравъ множество драгоцѣннаго матеріала для построенія его, все сіе передалъ сыну своему Соломону.

в) Третье качество, которое святая церковь испрашиваетъ у Бога царямъ православнымъ, есть премудрость Соломонова. Вступивъ на престолъ по смерти отца своего, Соломонъ просилъ у Бога мудрости для управленія многочисленнымъ народомъ. Богъ одобрилъ его прошеніе и излилъ на него въ необычайномъ изобиліи Духа премудрости. Мудрый Соломонъ прославилъ еще себя построеніемъ необыкновеннаго по богатству и великолѣпію храма истинному Богу въ Іерусалимѣ, при содѣйствіи союзнаго царя тирскаго Хирама. При помощи сего же царя онъ создалъ торговый флотъ , который привозилъ изъ отдаленныхъ странъ лучшее золото и рѣдкія произведенія земли. И превзошелъ царь Соломонъ всѣхъ царей земли богатствомъ своимъ и мудростію своею, и цари земли искали видѣть Соломона, дабы послушать мудрости его. Но едва только вступилъ на престолъ сынъ его, царство его распалось. Прошло еще четыре года, и царь египетскій опустошилъ землю Іудину, унесъ сокровища Іерусалима и вмѣсто золота явилась въ немъ мѣдь. Затѣмъ междоусобныя войны, новыя нападенія враговъ, плѣнъ и разсѣяніе. Гдѣ причина паденія столь внезапнаго? Внезапно было паденіе царства еврейскаго для другихъ, но оно было предсказано Богомъ еще Соломону. — Соломонъ во второй періодъ своего царствованія охладѣлъ сердцемъ къ Богу израилеву, въ самомъ Іерусалимѣ построилъ капища богамъ языческимъ и даже самъ приносилъ имъ жертвы. Посему-то святая церковь, испрашивая у Бога православнымъ царямъ благопоспѣшество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову, богомудро заключаетъ свое прошеніе словами: кз славѣ имени Твоего: въ противномъ случаѣ они будутъ безполезны.

III. Неисчетный въ милости Боже нашъ! Подаждь рабу Твоему благочестивѣйшему Государю нашему Императору Николаю Александровичу благопоспѣшество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову къ славѣ имени Твоего. Аминь. (Сост. по кн. „Слова и рѣчи“ Сергія, архіеп. владимірскаго и сузд.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий