Поученіе. День явленія Казанской иконы Божіей Матери

Прот. Григорій Дьяченко

Почему нужно обращатъся съ молитвою преимущественно къ Богоматери?

I. Праздникъ Казанской иконы Божіей Матери установленъ въ память обрѣтенія иконы Богоматери. Въ 3579 году въ Казани, взятой отъ татаръ Іоанномъ Грознымъ, Богоматерь, явившись одной дѣвицѣ Матронѣ, повелѣла возвѣстить архіепископу Іереміи, чтобы онъ взялъ икону изъ земли, на мѣстѣ, Ею указанномъ.

Когда видѣніе повторилось, дѣвица объявила объ этомъ своей матери. Мать сперва не вѣрила и не хотѣла итти на указанное мѣсто; наконецъ, устрашенная угрозою Богоматери, пошла съ дочерью къ архіепископу и воеводамъ. Когда и тѣ не хотѣли вѣрить разсказу дѣвицы, мать сама рѣшилась искать икону. Но и она сама, и другіе напрасно рыли землю на указанномъ мѣстѣ. Наконецъ стала копать дѣвица—и икона быланайдена. Тогда архіепископъ пошелъ съ крестнымъ ходомъ на мѣсто обрѣтенія; св. образа и съ великою честію перенесъ икону въ ближайшій храмъ, гдѣ стали совершаться великія чудеса, при видѣ коихъ татары во множествѣ обращались ко Христу.  Копія съ иконы и повѣсть объ ея обрѣтеніи были посланы въ Москву, и царь Іоаннъ Васильевичъ повелѣлъ на мѣстѣ обрѣтенія иконы построить церковь и монастырь Богородицы... Праздникъ обрѣтенія празднуется 8 го іюля, когда мать съ дочерью ходили къ архіепископу и воеводамъ объявить о видѣніи.

II. Въ день Казанской иконы Божіей Матери вся Россія возсылаетъ свои молитвы къ Царицѣ небесной.

Не думаемъ, чтобы кто-либо изъ истинно-вѣрующихъ сталъ оспаривать обязанность молитвы къ Божіей Матери. Кто вѣруетъ во св. православную церковь и признаетъ ея уставы, тотъ, безъ сомнѣнія, чтитъ и праздники, ею установленные; а свят. церковь учредила весьма много празднествъ въ честь Божіей Матери, по особенному къ Ней благоговѣнію и по особенному Ея къ намъ отношенію.

Но почему должно обращаться съ молитвою преимущественно къ Пресвятой Богородицѣ,—знать это и уяснять для себя обязанъ каждый вѣрующій.

а) Св. церковь называетъ Матерь Божію нашею ходатаицею и заступницею предъ Сыномъ Своимъ и Богомъ нашимъ I. Христомъ. Для чего же нужно Ея ходатайство, когда Христосъ Спаситель нашъ искупилъ насъ отъ грѣха и принимаетъ моленія наши Самъ непосредственно? Такъ, мы, вѣрующіе, имѣемъ дерзновеніе ко Господу,—но только въ такомъ случаѣ, аще сердце наше не завлитъ намъ (1 Іоан. 3, 21), т. -е., если совѣсть наша не обременена грѣхами. А кто похвалится чисто имѣти сердце (Притч. 20, 9)? Кто не сознается, что не только послѣ крещенія, но и послѣ неоднократной исповѣди, онъ весьма часто прогнѣвляетъ своего Искупителя нарушеніемъ Его заповѣдей? А если такъ,— то, будучи преступниками своего Спасителя., мы теряемъ дерзновеніе къ Нему и имѣемъ нужду въ другомъ, стороннемъ ходатайствѣ предъ Нимъ. Такое ходатайство мы обрѣтаемъ въ лицѣ Пресвятой Богоматери. Несмѣя, по грѣхамъ своимъ, сами обращаться къ Богу, мы просимъ Ея заступничества, и Она умилостивляетъ за насъ Сына Своего Своимъ предстательствомъ, которое сильнѣе предстательства всѣхъ святыхъ, всѣхъ ангеловъ: потому что Она, какъ Матерь Божія, выше всѣхъ святыхъ, честнѣйшая херувимовъ и славнѣйшая безъ сравненія серафимовъ. И за кого Пресвятая Богородица проситъ Сына Своего и Бога, Господь не отказываетъ Ей въ прошеніи.

б) И Матерь Божія съ любовію ходатайствуетъ предъ Богомъ за всѣхъ вѣрующихъ во Христа, если они рѣшаются оставить свой беззаконія и быть истинными, ревностными христіанами. Съ любовію, говоримъ, потому что Она, такъ сказать, есть нашего роду: она знаетъ наши немощи, наши искушенія и трудность бороться съ ними безъ высшей помощи. Она любитъ христіанъ любовію матери, и захочетъ ли не помочь тѣмъ, которые хотя по немощи и согрѣшаютъ, но каются и желаютъ спастись, не смотря на всѣ препятствія ко спасенію.

Что касается до препятствій къ спасенію, то ихъ не знаетъ развѣ тотъ, кто не начиналъ искать спасенія, кто не начиналъ жить по христіански. Съ собою мы носимъ всегда врага христіанской жизни — это плоть, которая воюетъ на духъ и гнететъ насъ къ землѣ; внѣ себя имѣемъ грѣховный міръ, съ безчисленными его соблазнами, и самаго злѣйшаго противника нашего спасенія — діавола, который, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотиши (1 Петр. 5, 8). Послѣдній мало нападаетъ своими искушеніями на людей незаботящихся о добродѣтельной жизни (они сами стремятся къ погибели); а ищущіе спасенія, желающіе совершенства христіанскаго, находятся въ безпрерывной борьбѣ съ нимъ, съ его хитрыми кознями, которыя безчисленны. И гдѣ же взять намъ силъ для успѣха въ борьбѣ съ указанными препятствіями? Въ благодати Божіей и въ молитвѣ къ Богоматери. О, Пресвятая Богородице! аще не бы Ты предстояла о насъ молящіе, кто бы насъ избавилъ отъ то- ликихъ бѣдъ?

III. Возлюбленные о Господѣ братія! Пресвятая Дѣва Богородица есть особенная покровительница благочестивыхъ христіанъ. Чтобы въ Пресвятой Дѣвѣ всегда имѣть необоримую надежду спасенія и заступницу, — живите свято, держитесь святой вѣры православія твердо и непреложно, имѣйте надежду на Бога, питайте любовь къ ближнимъ и любите Бога всею крѣпостію вашей души. Если же случится согрѣшить и удалиться отъ Бога, то снова спѣшите къ Нему чрезъ покаяніе и дѣйствительное исправленіе жизни. Тогда ничто не будетъ препятствовать Божіей Матери являться заступницею во всѣхъ бѣдахъ и скорбяхъ. (Сост. по „Слов. и рѣч.“ Леонтія, митроп. московскаго, т. II).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий