Поученіе. Григорій печерскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Тяжесть грѣха воровства.

Преподобный Григорій печерскій.

I. Прославляемый въ нынѣшній день преподобный Григорій печерскій, жившійвъ Х вѣкѣ, отличавшійся смиреніемъ, послушаніемъ и нестяжательностью, извѣстенъ также какъ дивный обличитель и каратель воровъ.

У преподобнаго, отличавшагося нищелюбіемъ, ничего не было кромѣ книгъ, по которымъ онъ молился и поучалъ себя и другихъ. Но нѣкоторымъ злымъ людямъ вообразилось, что у монаха, который щедро раздавалъ милостыню, и у котораго есть книги, должны быть и деньги и другое добро, которыми можно воспользоваться. Вотъ они однажды ночью подошли къ его келліи и въ скрытомъ мѣстѣ стали выжидать, когда преподобный пойдетъ на утреню, чтобы въ это время безпрепятственно воспользоваться его добромъ. Старецъ Григорій по ночамъ обыкновенно почти не спалъ, а среди келліи совершалъ свои обычныя молитвы. По дару прозорливости, которымъ его Господь надѣлилъ за строгую подвижническую жизнь, преподобный Григорій почувствовалъ теперь, что возлѣ его келліи собрались воры съ намѣреніемъ его обокрасть. Жаль стало преподобному этихъ людей, которые творили волю лукаваго,—и бѣдные не сознавали того, что они дѣлаютъ. Во время молитвы онъ просилъ Господа вразумить этихъ несчастныхъ, — наслать на нихъ глубокій сонъ. И услышана была молитва преподобнаго: пять дней и ночей спади жалкіе тати, пока самъ преподобный съ нѣкоторыми братьями не разбудилъ ихъ.  «Полно вамъ стеречь меня напрасно, не удалось вамъ обокрасть меня; идите уже домой!» говорилъ ворамъ преподобный. Но они, несчастные, такъ отощали отъ продолжительнаго сна, что не могли и двигаться. Преподобный накормилъ ихъ, наставилъ и отпустилъ съ миромъ. А когда дошелъ слухъ до градоначальника, что такіе-то и такіе хотѣли обокрасть преподобнаго, и градоначальникъ вздумалъ было взыскивать съ нихъ, преподобный Григорій самъ поспѣшилъ къ градоначальнику, подарилъ ему нѣсколько  книгъ и упросилъ не наказывать виновныхъ. За тѣмъ продалъ еще нѣсколько своихъ книгъ и вырученныя деньги роздалъ бѣднымъ, боясь, чтобы ими опятъ не ввести въ искушеніе, — не довести до воровства. Упомянутые нами тати, вразумленные чудодѣйственной силой преподобнаго и его необычайною милостію, пожелали остатокъ жизни своей провести на послушаніи въ кіевопечерскомъ монастырѣ, это они и исполнили.

Въ его жизни былъ еще такой случай. Вблизи келліи преподобнаго росло нѣсколько плодовыхъ деревьевъ. Нѣкоторымъ татямъ вздумалось попользоваться плодами изъ сада преподобнаго. И вотъ, влѣзли они ночью въ его садикъ, нарвали плодовъ и съ своими ношами готовы были уходить. Но что же? Ноши ихъ оказались такими тяжелыми, что они не могли и двинуться съ мѣста. Два дня и двѣ ночи они такъ простояли, никѣмъ не замѣчаемые. Наконецъ стали кричать: «отче святый, Григоріе! пусти насъ; мы каемся въ своемъ грѣхѣ и больше нпкогда не будемъ воровать» . Братія, услышавшіе это, позвали къ нимъ преподобнаго Григорія. Явившись къ ворамъ, преподобный сказалъ имъ, что если они на самомъ дѣлѣ не покаются, то до конца жизни будутъ тутъ стоять. Взмолились тати къ преподобному и стали со слезами умолять его—отпустить ихъ, обѣщаясь безпрекословно исполнять, что онъ имъ прикажетъ. Преподобный обрекъ ихъ на трудовую жизнь въ Кіево-печерской обители. И они окончили жизнь свою на послушаніи въ святой обители.

II. Разсказанные случаи изъ жизни преподобнаго Григорія подаютъ поводъ сказать нѣсколько словъ о тяжкомъ грѣхѣ воровства, которое, къ стыду христіанъ, встрѣчается довольно часто. Но знайте и помните, братіе, что за всякое хищеніе Богъ наказываетъ человѣка часто еще въ здѣшней жизни.

а) «Чужое добро въ прокъ не пойдетъ»— эта истина, о которой и сами вы иногда упоминаете, подтверждается многочисленными примѣрами. Изъ житій святыхъ извѣстно, напр., что одинъ купецъ затаилъ деньги, взятыя имъ въ одолженіе у святителя Спиридона тримифунтскаго, и—пришелъ въ нищету: утаенное чужое добро уничтожило его торговлю и, какъ огонь, съѣло все имѣніе его. Слуга святителя Іоны, митрополита московскаго, утаилъ часть денегъ, данныхъ ему для раздачи бѣднымъ: и за то, по слову святителя, наказанъ отъ Господа болѣзнію и смертію. Въ пустынной кельѣ преподобнаго Луки елладскаго корабельщики тайно похитили разъ жерновый камень и не хотѣли въ своей винѣ сознаться предъ преподобнымъ: что же случилось? Когда поплыли они по морю, вдругъ тотъ, кто взялъ камень, палъ мертвымъ.

б) Но, братіе, если въ здѣшней жизни не накажетъ насъ Господь за похищеніе чужой собственности, то въ этомъ случаѣ особенно страшиться надобно намъ, чтобы наказаніе за это похищеніе не послѣдовало для насъ вѣчное, послѣ нашей смерти. А оно несомнѣнно послѣдуетъ, если въ разныхъ хищеніяхъ своихъ мы не раскаемся и не исправимся. Въ житіяхъ святыхъ разсказывается, что одинъ инокъ, по имени Григорій, нашелъ въ гостиницѣ ножъ стоимостью въ 2 златницы, и зналъ, чей онъ, но утаилъ. На пути потерялъ онъ поясъ с в о й ,— который стоилъ не двѣ, а четыре златницы, — и мѣшецъ свой ... Преподобный Василій Новый, явившись ему во снѣ и показавъ разбитый горшокъ, сказалъ: «кто его украдетъ, тотъ потеряетъ вчетверо или въ сей, или въ будущей жизни. Если будетъ богатъ, то богатство вчетверо у него отнимется; а если бѣденъ, то вчетверо мучиться будетъ» Воры и хищники царства Божія не наслѣдуютъ (1 Кор. 6, 10), говоритъ слово Вожіе.

«Ежели», — говоритъ святитель Тихонъ Задонскій,—"ежели праведнымъ судомъ Божіимъ осуждены будутъ во тьму кромѣшную всѣ тѣ, которые ближнему своему отъ своего имѣнія не удѣляютъ: то какой уже страшный судъ въ день оный постигнетъ тѣхъ беззаконниковъ, которые собственное ближняго своего добро похищаютъ, грабятъ, отнимаютъ и раззоряютъ: сами вы, слушатели, разсуждайте" (т. 1, стр. 81)!..

в) Имѣя всегда въ виду заповѣдь Божію: не крадь и наказанія Божій за нарушеніе ея, какъ заботливо старались сохранить эту заповѣдь люди, всею душею желавшіе угождать Богу! Вотъ что разсказывается, напр., о святомъ Филагріи. Живя въ пустынѣ іерусалимской, прилежно занимался онъ работою, и тѣмъ снискивалъ себѣ пропитаніе. Однажды, когда онъ стоялъ при рынкѣ и продавалъ свое рукодѣлье, кто-то уронилъ кошелекъ съ тысячью монетъ. Старецъ нашелъ его. И какъ же поступилъ онъ съ нимъ? Не такъ, какъ поступили бы на его мѣстѣ многіе изъ насъ, а по доброй совѣсти, по-Божески. Нашедши кошелекъ съ деньгами, старецъ не ушелъ, а остался на томъ же мѣстѣ, говоря: конечно, потерявшій воротится. И вотъ потерявшій идетъ и плачетъ. Старецъ отвелъ его въ сторону и отдалъ ему кошелекъ. Тотъ ухватилъ старца и хотѣлъ дать ему что-нибудь изъ денегъ, но старецъ не принялъ даже и должнаго и поспѣшилъ скрыться (Достопам. сказ. стр. 396—397)... О преподобномъ Зенонѣ разсказывается, что онъ однажды проходилъ Палестину и, утомившись, сѣлъ для принятія пищи у огуречнаго огорода. Помыслъ говорилъ ему: возьми одинъ огурецъ и съѣшь, ибо что въ этомъ важнаго? Но онъ отвѣчалъ своему помыслу: воры подвергаются наказанію, такъ испытай себя, можешь ли ты перенесть наказаніе. Вставши, онъ пять дней простоялъ на жару и, изнуренный жаромъ, сказалъ самъ себѣ: не могу снести наказанія; потомъ говоритъ своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ѣшь (Достопам. сказ. стр. 117).

III. Такъ же заботливо и намъ, братіе, надо"оберегать себя отъ нечестнаго присвоенія чужой собственности, хотя бы и малоцѣнной. Аминъ (Сост по проп. прил. къ„Рук. длясел. паст.“ за1894г. августъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Поученіе. Григорій печерскій”

  1. IgorZotov:

    Размещу вашу ссылку на своих сайтах

Оставить комментарий