Поучение катехизическое шестое

О Священном Предании

Протоиерей Родион Путятин

  Родион Путятин, протоиерей   В книгах Священного Писания заключается учение божественное, на это доказательств много, и потому кто искренно желает в этом убедиться, тот легко может, а кто этого не хочет, того уже ничем не убедишь. С закрытыми глазами и среди белого дня все будет нам темно, со злым испорченным сердцем и в Священном Писании божественного не увидишь. Побеседуем ныне, слушатели, о Священном Предании

     Апостолы в своих книгах не написали всего, что слышали от Иисуса Христа и что внушал им Дух Святой, многое из этого они передавали верующим на словах, устно. И потому-то апостол Павел писал к солунянам: итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Это-то учение словесное, переданное апостолами и после написанное святыми отцами, называется Священным Преданием. Таким образом, вот какое различие между Священным Писанием и Священным Преданием: Священное Писание заключает в себе божественное учение, письменно переданное нам апостолами, а Священное Предание заключает в себе божественное учение, переданное нам апостолами словесно.

     Что же именно такое дошло до нас посредством Священного Предания? Это – некоторые истины и происшествия, которые с самых первых времен христианства Церковью признаются за откровенные и совершенные Самим Богом; это – некоторые постановления и обычаи, которые первенствующими христианами соблюдались и доселе соблюдаются, как от Бога происшедшие. Мы, когда молимся, творим на себе крестное знамение, мы святым иконам и святым мощам поклоняемся, мы святых угодников Божиих и святых Ангелов на помощь призываем, мы в известные времена года и дни постимся, мы церковные службы совершаем по известному чину, мы при Таинствах различные обряды соблюдаем, мы об умерших молимся, да и много творим и принимаем такого, о чем в Священном Писании прямо нигде не говорится.

     От кого же мы узнали, что все это должно признавать и исполнять как божественное, как необходимое для нашего спасения? Все это дошло до нас по преданию: отцы Церкви все это слышали от апостолов, а апостолы слышали от Иисуса Христа или научены были Духом Святым; и потому-то мы все, дошедшее до нас по преданию от апостолов, исполняем как божественное и признаем за божественное. Вот что святитель Василий Великий говорит о Священном Предании: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему противоречить не станет никто, хотя и мало сведущий в установлениях церковных. Ибо, ежели отважимся отвергать неписаные обычаи, как будто невеликую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелие в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем. Чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? Слова призывания, в преложении хлеба Евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые апостол или Евангелие упоминают, но и прежде их и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписаного учения. По какому также писанию благословляем и воду Крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее, относящееся к Крещению, отрицаться сатаны и аггелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародованного и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно» (Прав. 79 о Св. Духе, глава 27).

     Но так как есть и могут быть предания ложные, выдуманные, то необходимо знать, как от них отличить предания истинные, божественные. Истинные предания от ложных вот как можно и должно отличать: надобно обращать внимание на то, с которого времени вошло в употребление известное предание и, главное, согласно ли с духом Священного Писания. Если оно дошло до нас не от первых времен христианства, а притом и с духом Священного Писания не согласно, то это явный знак, что оно не священное, не божественное предание. Таковы многие предания у еретиков; хотя они и давние у них, но все же не апостольские, не Духом Святым внушенные, а людьми придуманные.

     Может быть, кто-нибудь скажет: «Есть много преданий ложных и спорных, почему бы апостолам самим не написать всего, что нам нужно знать и что мы должны делать для благоугождения Богу и спасения души? Тогда не было бы тех недоумений и споров, которые после занимали и теперь иногда занимают христиан». Об этом мы поговорим после, а для нынешнего дня довольно сказанного. Аминь.

5 Поучение                         Начало                                  Поучение 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий