Поучение катехизическое третье

О том, чем мы можем увериться в божественном происхождении книг Священного Писания, – мы, которые пророков, апостолов лично не знаем, чудес их не видали, пророчеств не слыхали

Протоиерей Родион Путятин

Родион Путятин, протоиерейБожественное происхождение книг Священного Писания доказывается тем, что пророки и апостолы, написавшие эти книги, сами говорят, что они писали по внушению Духа Божия; а что в них действовал и их просвещал Дух Божий, это они доказали своими чудесами и пророчествами.

Как ни верны и как ни сильны эти доказательства, но для нас, очевидно, их одних не довольно; ими могли вполне довольствоваться люди, тогда жившие, – те, которые лично знали пророков и апостолов, которые видели чудеса и слышали пророчества.

Чем же мы можем увериться в божественном происхождении книг Священного Писания – мы, которые пророков и апостолов лично не знаем, чудес их не видали, пророчеств не слыхали? В божественном происхождении книг Священного Писания мы можем убедиться из самого Священного Писания. Да, в самом же Священном Писании есть несомненные признаки того, что оно есть учение Божие, а не человеческое; человеку самому, как бы он ни был умен и образован, никогда не написать того, что заключается в Священном Писании, и никогда не написать так, как оно написано. Какие же это именно признаки? Это – высота и чистота учения, заключающегося в Священном Писании, и та могущественная сила, которую оно оказывает на сердца людей.

Так, в Священном Писании заключается учение самое высокое. В нем открываются такие истины, которые человеку никогда и на мысль не приходили, которые между тем так необходимы для нашего духа, как пища для нашего тела, как свет для наших очей. Сознаваясь, что мы сами никогда бы не открыли этих истин, мы вместе сознаемся, что нам без них нельзя было бы жить, – ими наш дух питается и просвещается. В Священном Писании разрешаются такие вопросы, которые старались разрешить самые возвышенные умы и, однако же, не разрешили и которые теперь так для всех стали ясны, что малые дети легко их понимают, мудрые вполне ими удовлетворяются, а непокорные умы безмолвствуют пред ними.

Каким же образом пророки и апостолы умели разрешить вопросы, никем не разрешенные? Каким образом могли открыть те истины, которые и на мысль никому не приходили? Очевидно, им все внушал Дух Святой, их наставлял Дух Святой на всякую истину. Правда, в Священном Писании есть много и такого, что доселе для нас остается непостижимым. Но это и должно быть. В Священном Писании говорится о Боге, Которого мы никогда вполне постигнуть не можем, и говорит Дух Божий, Который есть Существо, для нас непостижимое. Таким образом, непостижимое в Священном Писании служит новым подтверждением того, что оно есть учение божественное. Если Священное Писание не по внушению Духа Божия написано, то как люди выдумали бы то, что выше их понятий?

Но не ум только человека возвышается и освещается Священным Писанием – оно возвышает и очищает всю его душу. Так, в Священном Писании заключается учение самое чистейшее; это – серебро в плавильне, от земли очищенное, семикратно переплавленное. Все правила его святы, все побуждения чисты. Живущий по правилам Священного Писания, действующий по внушениям его – в собственном смысле человек божественный, совершенно не похожий на людей века сего, человек в собственном смысле чистый, небесный, не имеющий никакой скверны или порока; он как бы уже не человек только, но и Ангел во плоти, существо богоподобное. Есть много правил и в человеческих книгах, и правил хороших, но все эти правила отзываются слабостью человеческой. Так и видно, что человек дошел до них своим разумом и опытом. Но совсем не таковы правила Священного Писания – они очевидно выше требований разума и явлений опыта.

Такого совершенного человека, каким образует его Священное Писание, никогда не было на земле; и разум человеческий не может даже требовать от человека того совершенства, какое ему предписывает Священное Писание. И потому-то были люди, которые говорили, что трудно, даже будто невозможно так жить, как учит Священное Писание; но такого человека, который бы сказал, что правила Священного Писания не хороши, вредны, – не было и быть не может. Трудно, очень трудно жить по правилам Священного Писания; но хорошо, прекрасно было бы, если бы все люди жили по его правилам: вот взгляд здравого разума на правила Священного Писания. Откуда же взяты эти правила, когда они выше требований разума и явлений опыта? Как человек сам себе мог предписать их, когда он исполнять их не может без особенной помощи Божией? Несомненно, эти правила внушал пророкам и апостолам Дух Святой, Который есть чистейший Ум, вышеопытная Премудрость, животворящий Дух.
Будучи возвышенным по своему содержанию, Священное Писание могущественно по своей силе. Так, Священное Писание имеет необыкновенную силу над сердцами людей: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (Евр. 4, 12). Иудейские первосвященники и фарисеи однажды послали своих служителей к Иисусу Христу с тем, чтобы они взяли Его и привели к ним. Те пошли и воротились без Иисуса Христа. «Что же вы не привели Его?» – спросили пославшие. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот, Человек (Ин. 7, 46).

Что сказали служители первосвященнические об учении Иисуса Христа, то же самое должно сказать о всем Священном Писании: никакое учение так живо и сильно не действует на человека, как действует оно. Читая его, так и слышишь, что говорит не человек, а Бог: человеку не сказать так, как оно говорит. И потому тот, кто читает или слушает Священное Писание в простоте сердца, без предубеждений, тот не может не убеждаться им. В Священном Писании сияет такой свет, которого нельзя не видеть, в нем дышит такая теплота, которой нельзя не чувствовать. Мудрецы мира сего доказывают, и доводы их не всегда убеждают, пророки и апостолы просто говорят, и нельзя словам их не верить. Откуда же в пророках и апостолах такая чудная, могущественная сила? Без сомнения, от Духа Святого, Который говорил их устами и водил их пером.

Итак, слушатели, читайте, слушайте Священное Писание и тогда без внешних доказательств убедитесь, что в нем заключается учение божественное: вас убедит высота его истин и чистота правил, вас убедит его необыкновенная и могущественная сила. Впрочем, если кого из нас не убеждают в божественности Священного Писания никакие признаки, ни внешние, ни внутренние, если кто ничего особенного не видит в нем и ничего необыкновенного не чувствует от него, то и для того есть средство убедиться в божественности Священного Писания, и средство самое верное и действительное.
Апостол Фома не усомнился, требуя себе очевидных доказательств на то, что Иисус Христос действительно воскрес; не грешно и нам, если мы будем изыскивать все возможные средства к убеждению себя в божественности Священного Писания, лишь было бы в нас чистое и твердое желание узнать истину и убедиться в ней. Имейте только желание убедиться в истине, а средства к тому у Бога всегда готовы. Аминь.

 

2 Поучение                          Поучение 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий