Поученіе. Память преподоб. отецъ, въ Синаѣ и Раифѣ избіенныхъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Для чего Господь попускаете праведнымъ страдать отъ нечестивыхъ, а также терпѣть и другія бѣды?

 Преподобные отцы в Синае и Раифе избиенные

I. Читая житія святыхъ, мы видимъ, что святые часто терпѣли бѣдствія,— нѣкоторые изъ нихъ терпѣли озлобленія и гоненія, а другіе принимали раны и самую смерть отъ людей нечестивыхъ.

Къ большей части ихъ безъ преувеличенія можно отнести слова св. апостола Павла: иніи избіени быша, не пріемше избавленія... Друзіи же ругані емъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею. Каменіемъ побіени быта, претрени быта, искушени быша, убійствомъ меча умроша (Евр. XI, 35 — 37). Что же это значитъ? Чья жизнь была безукоризненнѣе, какъ не этихъ гонимыхъ святыхъ? Кто лучше ихъ зналъ Бога и усерднѣе служилъ Ему? Кто безкорыстнѣе ихъ помогалъ ближнему, былъ сострадательнѣе, миролюбивѣе и благонравнѣе? Для чего же Господь попускалъ нечестивымъ озлоблять ихъ? Или Онъ былъ не силенъ избавить ихъ отъ руки злыхъ? Или у Него нѣтъ любви и состраданія?

II. Бѣдствія посылаются по премудрой и благой волѣ Провидѣнія. Однажды преподобный Нилъ постникъ, бывшій сподвижникомъ св. Отцевъ, въ Синаѣ и РаиФѣ избіенныхъ, память которыхъ совершается нынѣ, видѣвшій избіеніе и страданія ихъ отъ варваровъ, и самъ едва спасшійся отъ меча злодѣевъ, спрашивалъ, за что они страдаютъ? «Гдѣ, говорилъ онъ, блаженные отцы, труды воздержанія вашего? Гдѣ награда за терпѣніе скорбей? Гдѣ вѣнецъ многимъ подвигамъ? Это ли воздаяніе вашему иночествованію? Или всуе вы текли на предлежавшій вамъ подвигъ? Или есть справедливость въ томъ, чтобы за добродѣтель принимать скорбь, и что убиваемыхъ васъ оставилъ безъ помощи промыслъ Божій? И вотъ возъимѣла силу скверна на ваши тѣла святыя, и злоба хвалится, что одолѣла» (Ч. М. 14 января). Такъ въ глубокой скорби задавалъ себѣ вопросы Нилъ преподобный, но онъ, къ своему утѣшенію, вскорѣ получилъ на нихъ разрѣшеніе. «Чего ради, сказалъ ему и бывшимъ съ нимъ, спасшимся отъ меча злодѣевъ инокамъ, израненный и едва дышавшій старецъ Ѳеодулъ, — чего ради смущаетъ васъ пришедшая на насъ напасть? Уже ли вы не знаете, для чего Господь предаетъ подвижниковъ Своихъ супротивнымъ?

а) Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяніями вознаградить претерпѣвшихъ до конца, какъ сугубо воздалъ Іову то, что Онъ погубилъ? Но тамъ, на небѣ, конечно несравненно больше воздастъ, ибо их- же око не видѣ, и ухо не слыша, и, на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Господь любящимъ Его (1 Кор. II. 9) и терпящимъ до конца!» Лучшаго отвѣта и на наши, братіе, вопросы о причинѣ неповинныхъ страданій не можетъ быть.

б) Но что сказать, когда видимъ, что праведникъ страдаетъ иногда и не оть людей? Иной изъ добродѣтельныхъ всю жизнь не имѣетъ гдѣ преклонить главы, а иного, что и еще ужаснѣе, постигаетъ иногда лютая и ужасная смерть. И мы тоже недоумѣваемъ- что это значитъ? за что страдаетъ праведникъ? О братіе! не смущайтесь и здѣсь; ибо хотя и неисповѣдимы пути промысла Божія, но они всегда ведутъ къ благимъ цѣлямъ, всегда служатъ къ нашему спасенію и блаженству. Одинъ инокъ, пришедши въ городъ, чтобы продать свое рукодѣлье, видѣлъ погребеніе нѣкотораго злаго вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали съ великою честію церковною и гражданскою. Еще болѣе поразило его то зрѣлище, какое увидѣлъ онъ возвратясь въ пустыню: благочестивый старецъ, наставникъ его, лежалъ тамъ растерзанный гіеною. «Господи, взывалъ осиротѣвшій пустынникъ, почему этотъ злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этотъ святый мужъ растерзанъ звѣремъ?» Плачущему явился ангелъ и сказалъ: «не плачь о твоемъ учителѣ. Злой вельможа имѣлъ одно доброе дѣло и за то сподобился честнаго погребенія: но награда его только здѣсь, а тамъ ожидаетъ его казнь за всѣ злыя дѣла его. Напротивъ, твой наставникъ, хотя во всемъ былъ угоденъ Богу, однако у него былъ одинъ порокъ, отъ котораго онъ и очищенъ злою смертію» (Прол. 21 іюля).

III. И такъ, братіе, ясно, что тотъ не имѣетъ понятія о безконечной любви къ намъ небеснаго Отца, кто дерзаетъ упрекать Его въ неправосудіи и несостраданіи. Будемъ вѣровать, что минутная скорбь ведетъ къ безконечному блаженству, если она понесена съ терпѣніемъ и ради Бога, и будемъ помнить, что настанетъ время, когда Господь отретъ всѣ слезы съ очей рабовъ Своихъ (Апок. VII. 17) навсегда. «Не скорби, говоритъ святитель Димитрій ростовскій, аще что не по водѣ сердца твоего дѣется въ мірѣ: не бо могутъ вся дѣятися по мысли твоей, якоже ты хощеши, понеже не вся хотѣнія твоя бываютъ блага, ниже вся полученія полезна... Ина воля Божія, ина же твоя, и судьбы Его различны, ихже ты не вѣси, не бо вся разумѣти можеши. Сего ради не скорби ни о единой вещи, но на Господа вся возлагай: возверзи, рече, на Господа печаль твою и Той тя препитаетъ: не дастъ въ вѣкъ молвы праведнику» (Димитрій ростов. Ч. I. изд. 1857 г. стр. 398—399; сн. «Кормчій» за 1890 г.№ 1).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий