Поученіе. Перенесеніе мощей преподобнаго отца нашего Ѳеодосія Печерскаго

Прот. Григорій Дьяченко

О вредѣ чревоугодія и пользѣ воздержанія.

 I. Преподобный Ѳеодосій печерскій, память перенесенія св. мощей коего изъ пещеры въ каменный храмъ нынѣ воспоминается (это событіе случилось 14 авг. 1091 г.), между многими добродѣтелями своими отличался необыкновеннымъ воздержаніемъ въ пищѣ и питіи; хлѣбъ въ мѣру и скудныя овощи были пищею сего св. подвижника, желавшаго умертвить постомъ, бдѣніемъ и трудами свою плоть со страстьми ея и похотьми; даже эту скудную пищу онъ принималъ не всегда; постомъ же усиливалъ свое воздержаніе и труды до высшей степени.

Такъ о немъ извѣстно, что онъ на великій постъ уединялся въ пещеру до Лазаревой субботы. Входъ въ пещеру засыпался землею и съ Ѳеодосіемъ говорили чрезъ окно, продѣланное въ пещерѣ.

II. Примѣръ св. Ѳеодосія печерскаго, который былъ врагъ чревоугодія, побуждаетъ насъ сказать въ настоящій день о вредѣ чревоугодія, которому къ сожалѣнію предаются весьма многіе въ настоящее время, не смотря на весь вредъ этого порока для души и тѣла.

а) Святые отцы церкви и всѣ великіе угодники Божіи весьма сильно осуждаютъ этотъ порокъ.

Св. Іоаннъ Златоустъ такъ говоритъ о вредѣ чревоугодія для тѣла: «для чего, скажи мнѣ, ты утучняешь тѣло пресыщеніемъ въ пищѣ? Неужели принесемъ тебя въ жертву? или предложимъ на трапезу? Ничто сколько не противно и не вредно тѣлу, какъ пресыщеніе; ничто столько не разрушаетъ, не обременяетъ и не повреждаетъ его, какъ неумѣренное употребленіе пищи. Невоздержные въ пищѣ такъ неразумны, что не хотятъ даже столько поберечь себя самихъ, сколько другіе берегутъ мѣхи. Ибо продавцы винъ не наполняютъ мѣхи болѣе надлежащаго, дабы не прорвать ихъ, а они и такой заботы не хотятъ имѣть о бѣдномъ своемъ чревѣ, но до чрезмѣрности обременяютъ его пищею и наполняютъ виномъ и такимъ образомъ сугубо стѣсняютъ духъ и ту силу, которая управляетъ животною жизнію. Чревоугодіе преждевременно приближаетъ къ старости, притупляетъ чувства, омрачаетъ мысль, ослѣпляетъ проницательный умъ, причиняетъ множество болѣзней и возлагаетъ большую тяжесть и несносное бремя». «Не такъ сильное теченіе рѣки размываетъ берега и обрушиваетъ ихъ, какъ сластолюбіе и пресыщеніе подрываетъ всѣ стороны нашего здоровья. Пойди въ больницу и спроси объ этомъ, тамъ узнаешь, что отсюда происходятъ почти всѣ болѣзни. И дѣйствительно, боли въ ногахъ, боли въ головѣ, въ глазахъ, въ рукахъ, дрожаніе всего тѣла и многія другія болѣзни (теперь не время перечислять ихъ) обыкновенно рождаются отъ объяденія и пресыщенія».

«А если хочешь знать болѣзни души, учитъ тотъ же св. отецъ церкви, отсюда рождающіяся, то увидишь, что любостяжаніе, развратъ, уныніе, лѣность, любострастіе и всѣ непотребства отсюда ведутъ свое начало» (Твор. св. Іоан. Злат. — бесѣды на еван. Матѳ. ч. 2 изд. 1864 г. стр. 273-274, и бесѣды на ев. Іоанна ч. 1 изд. 1854 г. стр. 271-272).

Св. Василій Великій учитъ, что «чревоугодіе Адама предало смерти и и причинило міру погибель сластолюбіе чрева. Ной осмѣянъ, Хамъ проклятъ, Исавъ лишился правъ первородства: чревоугодіе Израиля сдѣлало поклонникомъ идолу и довело израильтянъ до того, что тѣлеса ихъ пали въ пустынѣ. Чревоугодіе одного изъ пророковъ, посланнаго Богомъ для обличенія нечестиваго царя, содѣлало снѣдію дикаго звѣря» (Твор. св. Василія Великаго ч. 5, изд. 1849 г. стр. 56-57).

По словамъ Сѵмеона Столпника (мая 24 д.), пресыщеніе пищею рождаетъ скверные помыслы, помрачаетъ умъ, вкореняетъ страсти, претворяетъ духовнаго человѣка въ плотскаго, пригвождая мысли его къ плотскимъ вожделѣніямъ.

А святитель Христовъ Тихонъ задонскій учитъ, что излишество въ пищѣ и питіи есть мать всѣхъ золъ. Какъ въ гниломъ болотѣ всякія плодятся гадины, такъ въ сластолюбивомъ сердцѣ всякая родится грѣховная нечистота (Твор. св. Тихона задон. изд. 1875 г. ч. 1, стр. 131 и ч. 3 стр. 263).

б) Внимая сему ученію св. отцевъ о чревоугодіи, да не отягчаемъ сердецъ своихъ объяденіемъ и пьянствомъ (Лук. 21, 34), устранимъ всякое пресыщеніе въ трапезѣ и возлюбимъ воздержаніе. «Воздержность въ пищѣ, — говоритъ св. Златоустъ, — есть мать какъ здоровья, такъ и удовольствія» (Іоан. Злат. бес. на ев. Іоанна ч. 1, 1854 г. стр. 272). А св. Василій Великій о воздержности въ пищѣ такъ учитъ: «если будешь владѣть чревомъ, то станешь обитать въ раю, а если не овладѣешь имъ, то сдѣлаешъся добычею смерти» (Васил. Вел. ч. 5, стр. 57-58 по изд. 1849 г.).

Приведемъ здѣсь нѣсколько примѣровъ воздержанія.

аа) Объ аввѣ Маркѣ подвижникѣ извѣстно, что шестьдесятъ три года онъ имѣлъ такой образъ жизни: постился по недѣлѣ, такъ что иные почитали его безплотнымъ, — и работая день и ночь, раздавалъ добываемое бѣднымъ; но никогда не бралъ ни отъ кого ничего. Слыша о немъ христолюбцы принесли ему милостыню. Но онъ сказалъ: «я не беру; ибо рукодѣліе мое питаетъ и меня и приходящихъ ко мнѣ ради Бога» (Древн. пат.).

бб) Въ киновіи преподоб. Ѳеодосія архимандрита жилъ одинъ старецъ, по имени Кононъ, который 35 лѣтъ такое держалъ правило: вкушалъ однажды въ недѣлю, и при томъ только хлѣбъ и воду, — непрестанно работалъ и почти не выходилъ изъ церкви. (Древн. пат.).

вв) Авва Піоръ ѣлъ ходя. Кто-то спросилъ его: «для чего ты такъ ѣшь?» Авва отвѣчалъ: «я не хочу заниматься пищею какъ дѣломъ; потому ѣмъ между дѣломъ». Еще кто-то спросилъ его о томъ же. Старецъ отвѣчалъ: «такъ дѣлаю для того, чтобы, когда ѣмъ я, душа моя не чувствовала тѣлеснаго удовольствія». (Изъ «Скитск. патер.», сн. «Древн. пат.» гл. ІѴ).

гг) Сказывали объ аввѣ Макаріи: когда случалось ему быть съ братіею, онъ полагалъ себѣ за правило: если будетъ вино, выпей для братіи; за одинъ стаканъ вина не пей цѣлый день воды. Поэтому, когда братія для успокоенія давали ему (вина), старецъ съ радостію принималъ его, чтобы мучить себя. Но ученикъ его, зная это, говорилъ братіи: «ради Господа не давайте ему; иначе онъ будетъ мучить себя въ кельѣ». Братія, узнавъ это, болѣе не предлагали ему вина («Древн. пат.» гл. 4).

III. Такъ, братіе христіане, имѣя такіе примѣры воздержанія, позаботимся объ умѣренности, дабы и здоровьемъ тѣлеснымъ наслаждаться и, душу свою избавивъ отъ всякой болѣзни, быть участниками въ будущихъ благахъ благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий