Поученіе. Перенесеніе мощей свв. безсребренниковъ Кира и Іоанна

Прот. Григорій Дьяченко

  Пагубность гордости и средства борьбы съ нею.

 I. Къ свв. врачамъ, безсребренникамъ Киру и Іоанну, перенесеніе мощей коихъ нынѣ воспоминается, больные обращались не только при жизни ихъ, но и по смерти. Такъ у одного градоначальника заболѣлъ сынъ, безуспѣшно лѣчили его мѣстные врачи.

Отецъ съ сыномъ обратились наконецъ къ безмезднымъ врачамъ Киру и Іоанну, которые явились больному и приказали оставитъ ему свою гордость и въ доказательство смиренія потребовали, чтобы онъ самъ вымелъ храмъ ихъ. Больной исполнилъ требованіе—и исцѣлился. Когда чрезъ нѣсколько времени онъ опять забылъ данный ему урокъ, болѣзнь снова повторилась. Теперь онъ долженъ былъ носить воду больнымъ, чтобы получить исцѣленіе.

II. Изъ приведеннаго разсказа изъ жизни свв. безсребренниковъ Кира и Іоанна вы видите, братія, какъ пагубна гордость и какъ необходимо для христіанина смиреніе, чтобы привлечь къ себѣ ходатайство свв. угодниковъ и милость Божію.

а) Гордыня, говоритъ слово Божіе, есть начало грѣха, т. е. источникъ и корень всѣхъ грѣховъ и беззаконій. И дѣйствительно, гордостію палъ діаволъ и изъ ангела свѣта сдѣлался предстателемъ тьмы, изъ духа чистаго и святаго—начальникомъ всякой нечистоты и злобы; гордостію палъ и человѣкъ, и изъ существа богоподобнаго приложился скотомъ несмысленнымъ и уподобился имъ.

аа) Гордость и нынѣ ослѣпляетъ духовныя очи человѣка до того, что онъ не видитъ и не сознаетъ величія Божія и собственнаго ничтожества, и не имѣетъ ни страха, ни благоговѣнія предъ Богомъ; не чувствуетъ благодѣяній Божіихъ, и остается неблагодарнымъ предъ Богомъ.

бб) Гордость ослѣпляетъ человѣка и въ отношеніи къ самому себѣ, такъ что онъ или вовсе не видитъ своихъ пороковъ и слабостей, или старается прикрыть ихъ лицемѣріемъ, любуется иногда даже такими дѣлами своими, которыхъ надлежало бы стыдиться.

вв) Гордость лишаетъ всего достоинства самую благотворительность къ ближнимъ, дѣлаетъ недѣйствительною самую молитву нашу, не допускаетъ насъ до искренняго раскаянія во грѣхахъ и не даетъ воспользоваться благодатною силою св. таинства покаянія.

гг) Гордость породила и порождаетъ всѣ пороки и всѣ бѣдствія, отъ которыхъ страдаютъ общества человѣческія. Она рождаетъ своенравіе и упрямство, которыя дѣлаютъ человѣка несноснымъ въ общежитіи. Она возбуждаете себялюбіе и своекорыстіе, свары и раздоры, притѣсненія и обиды, отъ которыхъ такъ много проливается на землѣ и слезъ и крови человѣческой. Изъ нея вырождаются своеволіе, непокорность и противленіе, которыми возмущается спокойствіе и миръ общественный.

Она производитъ зависть и зложелателъство, страсть осужденія и пересудовъ, духъ клеветы и злоязычія, презрѣніе и уничиженіе другихъ,— эту общественную язву, которая свирѣпствуетъ и порадуетъ неисцѣльнымъ недугомъ наши общества.

дд) Наконецъ, гордость была и есть матерь всѣхъ ересей и расколовъ, отъ которыхъ такъ тяжко страдала и страдаетъ самая церковь Божія. Поистинѣ, начало грѣха гордыня, а держай ю изрыгнетъ скверну.

 б) Съ такимъ страшнымъ врагомъ нашимъ надобно, братіе, вести крѣпкую, непримиримую борьбу, чтобы сокрушить и покорить его; иначе онъ сдѣлаетъ насъ ненавистными предъ Богомъ и уподобитъ діаволу.

Но чѣмъ вооружиться противъ гордости?

 а а) Смиреніемъ. Для сего надобно размышлять непрестанно о Божіемъ величіи и о собственномъ ничтожествѣ; о суетности всего, чѣмъ привыкъ человѣкъ величаться на землѣ, о томъ, что самое существо наше есть земля и прахъ, тлѣніе и пища червей, что ежечасно и ежеминутно смерть держитъ надъ нами свою грозную сѣкиру.

бб) Надобно внимательнѣе смотрѣть на свою душу и сердце сквозь зерцало слова Божія и закона Господня, видѣть и обличать въ самомъ себѣ безобразіе злыхъ помысловъ, наклонностей и страстей, язвы и струны грѣховъ и беззаконій, которыми обременена наша совѣсть, которыми слячена душа наша, которые превращаютъ сердце наше изъ храма Божія въ вертепъ разбойниковъ.

вв) Надобно, отвращая взоръ свой отъ дѣлъ ближнихъ нашихъ, судить токмо собственныя дѣла свои, о Бозѣ ли они сдѣланы: аще бо быхомъ себе разсуждали, не быхомъ осуждени были.

гг) Надобно, наконецъ, взирать неуклонно очами вѣры на Начальника и Совершителя спасенія нашего I. Христа, Иже вмѣсто предлежащія Ему почести, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ. Этотъ крестъ содѣланъ человѣческою гордостію изъ древа преслушанія. Эти уничиженія, поруганія, оплеванія, біенія, заушенія, которыя претерпѣлъ Единородный Сынъ Божій, были возмездіемъ за человѣческую гордость: Сей висящій на крестѣ, обнаженный и поруганный, изъязвленный и умученный, страждущій и умирающій былъ жертвою правосудія Божія за человѣческую гордость. Такъ ужасна, такъ ненавистна предъ Богомъ, такъ враждебна всему устройству царствія Божія, такъ пагубна для разумнаго, богоподобнаго существа нашега гордость!

III. Тѣмже убо, скажемъ словами св. ап. Павла, гордость всяку отложше, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на Начальника вѣры и Совершителя I. Христа. Аминъ. (Сост. по „Поля. собран... проп.“, Димитр., архіеп. херсонск. и. одесск., т. IV, стр. 343—9).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий