Поученіе. Перенесеніе мощей святителя Филиппа изъ Соловецкаго монастыря въ Москву

Прот. Григорій Дьяченко

О причинахъ нетлѣнія св. мощей.

I. Св. Филиппъ, митрополитъ московскій, перенесеніе многоцѣлебныхъ мощей коего нынѣ празднуется, мученически окончилъ жизнь свою въ Тверскомъ Отрочѣ монастырѣ, куда за правду обличенія былъ сосланъ въ заточеніе Іоанномъ Грознымъ, и гдѣ задушенъ былъ начальникомъ царскихъ опричниковъ Малютою Скуратовымъ.

Чрезъ нѣсколько лѣтъ послѣ кончины святителя, игуменъ Соловецкаго монастыря Іаковъ съ братіею испросили у царя Ѳеодора Іоанновича разрѣшеніе перевезти тѣло усопшаго въ Соловецкій монастырь, въ которомъ Филиппъ принялъ постриженіе въ монашество и былъ настоятелемъ. Тамъ мирно покоились мощи святителя-мученика подъ кровомъ храма и молитвъ благоговѣйно чтившей его братіи монастыря; тамъ стали замѣчаться и чудеса при гробѣ Филиппа надъ тѣми, кто съ вѣрою и благоговѣніемъ при нихъ молился. Много лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, и смутныхъ, тяжкихъ лѣтъ не только для Москвы, но и для всего царства русскаго. Мученическая кончина царевича Димитрія, открывши доступъ къ престолу государственнымъ сановникамъ не изъ царскаго рода, проложила путь и воровскимъ набѣгамъ на него честолюбивыхъ искателей-самозванцевъ. Борьба съ ними и изъ-за нихъ и изъ-за трона съ Польшею утомила и ослабила Россію на столько, что всего царствованія Михаила Ѳеодоровича было мало, чтобы окончательно отдохнуть ей отъ предшествовавшихъ народныхъ бѣдствій. Каждый по своему понималъ и объяснялъ ихъ причины и быстрое развитіе; но всѣ однакоже сходились въ общемъ съ голосомъ лѣтописцевъ, что все случившееся произошло по попущенію Божію, грѣхъ ради нашихъ въ наказаніе и исправленіе. Вспоминались многимъ тяжкія времена Грознаго, безчиніе и самоуправство опричнины, кровь несправедливо убіенныхъ, и мученическая кончина святителя Филиппа. Какъ только все пришло въ обыкновенный порядокъ въ царствованіе Алексія Михайловича, любимый и уважаемый имъ митрополитъ новгородскій Никонъ, впослѣдствіи патріархъ всероссійскій, въ дружеской бесѣдѣ съ внимательнымъ и благорасположеннымъ къ нему царемъ сталъ проводить мысль о духовномъ, высшемъ охраненіи столицы царства молитвами и предстательствомъ усопшихъ іерарховъ московскихъ свят. митрополита Филиппа, патріарховъ Іова и Гермогена, печальниковъ и страдальцевъ за землю русскую. Благовременнымъ и благонадежнымъ находилъ онъ собраніе и упокоеніе нетлѣнныхъ мощей ихъ въ соборномъ храмѣ Кремля московскаго Успенія Богородицы. Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговѣйному, который неоднократно видѣніемъ во снѣ св. Филиппа, повелѣвавшаго перенести въ Москву ега мощи, и самъ уже приходилъ къ мысли перенести ихъ въ Успенскій соборъ. Составленъ былъ немедленно соборъ, которому царь объявилъ свое желаніе перенести въ Успенскій соборъ мощи свв. Филиппа, Іова и Гермогена, и который съ благодарностію и радостію просилъ царя поспѣшить исполненіемъ благочестиваго желанія. Тѣло патріарха Гермогена, почивавшее въ Чудовомъ монастырѣ, тогда же перенесено было въ Успенскій соборъ и поставлено поверхъ земли близь шатра надъ ризою Господнею. Въ Старицу за мощами патріарха Іова отправленъ съ многочисленною свитою митрополитъ ростовскій и ярославскій Варлаамъ. Въ Соловецкій же монастырь за мощами святителя Филиппа царь назначилъ отправить самого Никона, какъ перваго внушителя мысли о перенесеніи мощей его, тѣми болѣе, что Никонъ и самъ былъ постриженъ въ монашество въ Соловецкой обители. Въ свитѣ Никона были изъ ближайшихъ къ царю придворныхъ вельможъ князь Хованскій, дьякъ Леонтьевъ и другіе. Никону вручена была царемъ грамота, которую онъ долженъ былъ прочитать въ Соловецкомъ монастырѣ предъ мощами святителя Филиппа. Замѣчательна эта грамота къ почившему, какъ бы къ живому, по тому духу смиренія, съ которымъ неповинный царь умоляетъ мученика простить согрѣшенія предка его, и въ знаменованіе сего прощенія даровать Москвѣ святыя мощи свои съ присущею имъ благодатію молитвеннаго предстательства за землю русскую и чудодѣйственнаго храненія столицы царства. Съ сею грамотою, напоминающею собою другую подобнаго же содержанія., которую нѣкогда греческій царь Ѳеодосій отправилъ въ Команы къ мощамъ св. Іоанна Златоустаго (сосланнаго туда и тамъ преждевременно скончавшагося по настоянію матери царя Евдоксіи), когда заблаго разсудилъ перенести ихъ изъ Команъ въ Константинополь, Никонъ торжественно отправился въ Соловецкій монастырь. Прибывъ туда, по прочтеніи грамоты, при обильныхъ слезахъ братіи, прощавшейся съ своимъ дорогимъ настоятелемъ, при пѣніи приличныхъ случаю псалмовъ и пѣсней церковныхъ, поднялъ онъ съ мѣста покоя нетлѣнныя мощи святителя, и сперва водою до Ярославля, потомъ сухимъ путемъ до Троицкой лавры сопровождалъ ихъ, съ каждаго мѣста остановки донося царю о своемъ шествіи. Для встрѣчи святыхъ мощей въ Троицко-Сергіеву лавру присланы изъ Москвы Корнилій митрополитъ казанскій и Маркеллъ архіепископъ вологодскій съ архимандритами, игумнами и сонмомъ духовенства. Изъ лавры торжественно перенесены мощи св. Филиппа въ Упенскій соборъ въ Москвѣ 3 іюля 1652 г.,'и поставлены открыто на южной сторонѣ между иконостасомъ и южными дверьми собора. На семъ мѣстѣ и теперь почиваютъ сіи нетлѣнныя мощи открыто, источая благодать исцѣленій съ вѣрою молящимся.
II. Мощи святителя Филиппа, какъ мы сказали, нетлѣнно почиваютъ, свидѣтельствуя тѣмъ о богоугодности его.
Если бы кто изъ любопытствующихъ и сомнѣвающихся спросилъ: какія причины нетлѣнія св. мощей, ему не трудно было бы отвѣтить, зная св. жизнь великаго святителя, положившаго душу свою за паству свою и украсившаго себя всѣми христіанскими добродѣтелями.
а) Съ одной стороны, сила Христова, вселившись во св. Божіихъ человѣковъ, оживотворяетъ, освящаетъ и проницаетъ тѣлеса ихъ, сообщая имъ и нетлѣніе, такъ какъ сама она нетлѣнна и чудодѣйственна и есть сила не человѣческая, а божественная. Такъ божественно и благодатно было отъ полноты благодати тѣло Господа нашего I. Христа, къ которому многіе прикоснувшись получали исцѣленіе (Мрк. 3, 10), такъ божественны и благодатны были и ризы Его, отъ прикосновенія къ которымъ исцѣлилась женщинакровоточивая (Мрк. V, 27 — 27). Подобнымъ же образомъ облагодатствованы были мысль и слово Его, посредствомъ которыхъ исцѣлились десять прокаженныхъ мужей и множество другихъ немощныхъ и больныхъ (Лк. ХVІІ, 12—13 и др.). Подобнымъ же образомъ, благодатны, нетлѣнны и чудодѣйственны и тѣлеса святыхъ и самыя одежды ихъ отъ присутствія въ нихъ силы и благодати Божіей.
б) Съ другой стороны, — вторая причина нетлѣнія св. мощей,—собственный духъ святыхъ, обитавшій въ тѣлѣ ихъ во время ихъ земной жизни, постоянно воспарявшій къ небесному, постоянно занятый духовнымъ и божественнымъ, непрестанно въ тоже время умерщвлявшій свое тѣло, подавляя его потребности и самыя природныя влеченія. Вслѣдствіе этого духъ святыхъ Божіихъ человѣковъ получаетъ необычайную силу и могущество и совершенно порабощаетъ тѣло, едва не уничтожая его дѣятельности. Такимъ образомъ, онъ мало-по-малу уподобляетъ себѣ, проницаетъ и одухотворяетъ переставшее противиться и похотствовать на него тѣло и, такимъ образомъ, дѣлаетъ его духовнымъ, т. -е. нетлѣннымъ. Въ житіяхъ святыхъ мы находимъ множество примѣровъ того, какъ духъ человѣческій, жившій во святыхъ Божіихъ, пріобрѣтши вслѣдствіе причастія Духа Божественнаго и порабощенія тѣла необычайное напряженіе въ извѣстномъ направленіи и необычайную мощь, уподобляетъ себѣ тѣло, одухотворяя его:
У св. Бонифатія—святого западной церкви—на рукахъ и ногахъ показывались язвы гвоздиныя, когда онъ размышлялъ о страданіяхъ Господа нашего I. Христа.
У св. Игнатія Богоносца отъ постояннаго памятованія имени Спасителя въ сердцѣ нашли начертаніе этого сладчайшаго имени.
Дѣйствіе духа на тѣло можно замѣчать и въ обыденной жизни. Православно-христіанскій образъ мыслей производитъ одинъ внѣшній видъ (типъ) православныхъ христіанъ. Евреи, мусульмане и другіе иновѣрцы, принявъ христіанство, теряютъ свой прежній племенный видъ и уподобляются виду тѣхъ, религію которыхъ приняли.
Кому также неизвѣстно, что воины въ пылу душевнаго увлеченія не чувствуютъ самыхъ жестокихъ ранъ на войнѣ. У святыхъ дѣйствіе духа на тѣло при содѣйствіи благодати Божіей— постоянно и необычайно.
III. Да усилитъ въ насъ настоящее размышленіе о причинахъ нетлѣнія св. мощей благоговѣніе къ нимъ и наше усердіе прибѣгать къ нимъ съ вѣрою во всесильную благодать Божію. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск. и кн. „Догматъ правосл. церкви о почитаніи св. мощей" свящ. Ев. Кременскаго, стр. 18—19 и др. источн.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий