Поученіе. Первое и второе обрѣтеніе честныя главы I. Предтечи

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Основанія почитанія святыхъ мощей.

Обретение главы Св. Иоанна Предтечи

 I. Послѣ мученической смерти Крестителя тѣло его погребено было учениками его, а главу, послѣ поруганія надъ нею Иродіады, благочестивая Іоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, тайно положила въ сосудъ и погребла въ горѣ Елеонской.

Впослѣдствіи времени три раза святая глава была обрѣтаема, и положено празднованіе сихъ трехъ обрѣтеній главы. 24-го февраля празднуется первое и второе обрѣтеніе. Въ первый разъ она была обрѣтена двумя иноками, путешествовавшими въ Іерусалимъ на поклоненіе святымъ мѣстамъ, во времена Константина Великаго. Имъ явился самъ Креститель и повелѣлъ откопать главу на горѣ Елеонской. Но скоро иноки своимъ маловѣріемъ и небреженіемъ къ св главѣ сдѣлали себя недостойными обладанія ею. Отъ нихъ глава перешла къ одному гражданину города Емессы, въ Сиріи, а отъ него, по преемству, перешла къ нѣкоему Евстаѳію, аріанскому иноку, который скрылъ ее въ одной пещерѣ близъ Емессы. Тутъ впослѣдствіи времени образовался монастырь. Настоятелю сего монастыря, благочестивому архимандриту Маркеллу, явился во снѣ самъ Креститель и извѣстилъ о своей главѣ, сокрытой въ пещерѣ, близъ монастыря.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи.

 

Глава была обрѣтена здѣсь вторично. Это было въ 452 г. Св. главу тогда же перенесли въ Халкидонъ, а оттуда, при императорѣ Ѳеодосіи Великомъ, въ Константинополь. Третье обрѣтеніе главы св. Предтечи было 25 мая, тогда и празднуется оно.

Честная глава Предтечи хранится въ Студійномъ Предтеченскомъ монастырѣ. Часть ея находится въ Римѣ, въ церкви св. Сильвестра. (Есть части и въ Аѳонскомъ монастырѣ Діонисія).

II. Мы видѣли, братія, что самъ св. Іоаннъ пророкъ и Предтеча Господень, по изволенію Божію, неоднократно являлся людямъ благочестивымъ, дабы указать мѣсто погребенія своей честной главы. Ясно что есть прямая воля Божія, чтобы мы почитали мощи св. угодниковъ Божіихъ. Для нихъ и чрезъ нихъ Господь ниспосылаетъ Свои великія и богатыя милости всѣмъ, кто съ вѣрою и любовію къ нимъ притекаетъ въ своихъ нуждахъ, бѣдахъ и болѣзняхъ душевныхъ и тѣлесныхъ.

Разсмотримъ посему основанія почитанія св. и многоцѣлебныхъ мощей.

а) Первое основаніе, почему мы должны оказывать благоговѣйное чествованіе мощамъ св. угоднгтовз Божіихъ, заключается въ томъ, что Самъ Богъ благоволилъ почтить и прославить ихъ многоразличными чудесами и знаменіями. Примѣры на это мы встрѣчаемъ и въ св. Писаніи, и въ исторіи церкви христіанской. Еще въ ветхозавѣтныхъ книгахъ священнаго Писанія описано слѣдующее замѣчательное событіе: умеръ пророкъ Елисей, и похоронили его. На слѣдующій годъ мимо того мѣста, гдѣ онъ былъ похороненъ, несли одного мертвеца для погребенія. Въ это время появилась толпа моавитянъ, которые производили набѣгъ на израильскую землю. Несшіе мертвеца испугались и бросили его въ ту самую пещеру, въ которой похороненъ былъ пророкъ Елисей, [о какъ только этотъ мертвецъ коснулся костей пророка, то ожилъ и всталъ на ноги (4 Цар. 13, 20 — 21). Въ исторіи христіанской церкви представляется намъ такое множество чудесъ, совершившихся отъ мощей св. угодниковъ Божіихъ, что нѣтъ никакой возможности даже и перечислить ихъ. Такъ, отъ мощей святителя Николая истекало благовонное мѵро, больные получали здоровье, глухіе—слухъ, нѣмые—способность говорить, слѣпые — зрѣніе и проч.

Подобныя чудеса совершались отъ мощей и другихъ угодниковъ Божіихъ. Даже самое открытіе мощей какого- либо св. угодника Божія всегда совершалось по особенному откровенію Божію и съ особенными чудесными знаменіями.

б) Второе основаніе, почему мы должнны благоговѣйно чествовать мощи св. угоднгтовъ Божіихъ, состоитъ въ томъ, что сама св. церковь, во всѣ времена, послѣдуя священному Преданію, оказывала и оказываетъ имъ надлежащее почитаніе. Съ этою цѣлію она всячески заботилась о пріобрѣтеніи мощей св. угодниковъ Божіихъ и сохраненіи ихъ. Когда воздвигаемы были на христіанъ гоненія, тогда она скрывала св. мощи въ потаенныхъ мѣстахъ и тамъ устраивала надъ ними алтари. А когда гоне нія прекратились, тогда она стала содержать ихъ открыто, устраивать для нихъ серебряныя раки, новые храмы и разныя украшенія. Самое-же открытіе мощей, а равно и перенесеніе ихъ куда либо, она совершала съ особенной торжественностію и установила въ память этихъ событій особые праздники. Впослѣдствіи св. церковь постановила, чтобы, при освященіи храмовъ, полагалась часть св. мощей или подъ престолъ, или, по крайней мѣрѣ, въ антиминсъ, а безъ этого и божественная литургія не можетъ быть въ нихъ совершаема. Почитая, такимъ образомъ, св. мощи, она, вмѣстѣ съ тѣмъ, учитъ и чадъ своихъ, чтобы и они постоянно оказывали имъ благоговѣйное чествованіе.

Если-же такъ высоко чтили св. мощи древніе христіане и сама св. церковь, то какое право имѣемъ мы поступать иначе? Св. церковь есть мать наша, а мы дѣти ея, и поэтому обязаны безпрекословно повиноваться ей и свято исполнять ея ученіе. Что за христіане, которые не хотятъ слѣдовать доброму примѣру матери своей— св- церкви и не руководствуются спасительнымъ ея ученіемъ?.. «Аще же и церковь преслушаетъ братъ твой, говоритъ Спаситель нашъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17), т. е. такой христіанинъ, какъ ослушникъ церкви, не долженъ имѣть и общенія съ св. церковію, подобно тому, какъ не имѣютъ съ нею никакого общенія язычники и мытари, а не имѣть общенія съ св. церковію,— значитъ не имѣть и жизни духовной. Вотъ какой печальной участи подвергаютъ себя тѣ, которые не почитаютъ мощей св. угодниковъ Божіихъ!

в) Наконецъ, третье основаніе, почешу мы должны оказывать надлежащее почтеніе мощамъ св. угодпжовъ Божіихъ, заключается въ томъ, что «мощи святыхъ, скажемъ словами Іоанна Дамаскина, даруются намъ отъ Владыки Христа, какъ спасительные источники, которые источаютъ многоразличныя благодѣянія» (Точн. изл. прав. вѣры кн. IV, гл. 15). Всѣ, съ вѣрою притекающіе къ этимъ источникамъ, могутъ получать отъ нихъ полезное для себя: больные—выздоровленіе, слѣпые—зрѣніе, глухіе — слухъ, нѣмые— даръ слова, несчастные освобожденіе отъ несчастій, счастливые—упроченіе счастія, здоровые—предохраненіе отъ болѣзней и проч. Но это еще не все.

Мощи св. угодниковъ Божіихъ благодѣтельны и для душъ нашихъ: здѣсь каждый вѣрующій можетъ находить для себя и защиту отъ искушеній, и утѣшеніе въ скорбяхъ, и помощь въ борьбѣ со грѣхомъ, и укрѣпленіе въ добродѣтели, и вообще все, что необходимо для нашего спасенія. — «Я слышала отъ одного благочестиваго старца, говорила одна римская госпожа, по имени Аглаида, правителю своего имѣнія Бонифатію, что кто имѣетъ у себя на дому мощи и почитаетъ ихъ, тотъ не только путь ко спасенію находитъ, но и воздаянія вѣчнаго сподобится... Поди въ ту страну, гдѣ христіанъ подвергаютъ мукамъ, и принеси мнѣ мощи какого-либо мученика; мы воздвигнемъ церковь и будемъ имѣть хранителя себѣ и ходатая къ Богу». Бонифатій пошелъ. Но, прибывъ въ Тарсъ и замѣтивъ, что св. мученики съ великимъ терпѣніемъ переносятъ самыя жестокія мученія, онъ и самъ рѣшился быть мученикомъ, а вслѣдствіе этого объявилъ себя христіаниномъ, мужественно выстрадалъ всѣ пытки и въ концѣ съ веселіемъ преклонилъ свою голову на отсѣченіе за вѣру Христову. Надо замѣтить, что Аглаида до той поры вела жизнь порочную. Но вотъ, когда принесли къ ней мощи св. мученика Бонифатія, то она немедленно оставила порочную жизнь, выстроила въ своемъ селѣ церковь во имя св. мученика Бонифатія, съ благоговѣніемъ перенесла въ нее мощи его, имѣніе свое раздала нищимъ, отверглась міра и, проживъ 15 лѣтъ въ слезахъ и покаяніи, явилась предъ Господомъ оправданною («Чет. -Мин.» 19 декабря).

III. Послѣ этого какъ-же намъ, братіе, не чествовать мощей св. угодниковъ Божіихъ, когда онѣ такъ благодѣтельны для душъ и тѣлесъ нашихъ? Если мы считаемъ долгомъ оказывать всевозможныя почести останкамъ людей, которые, быть можетъ, жили и грѣшно, но временно отличались какими-либо особенными подвигами въ пользу отечества, то справедливо-ли не оказывать благоговѣйнаго чествованія останкамъ св. угодниковъ Божіихъ, которые не только во временной своей жизни были благодѣтелями человѣчества, молясь за него Богу и поучая его своею святою жизнію, но и по смерти своей не перестаютъ быть такими же благодѣтелями и постоянно  изливаютъ на насъ различныя милости Божій?—(Сост. Г. Д-ко по жури. «Воскр. Чтеніе». 1885 г., N° 45).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий