Поученіе. Поклоненіе честнымъ веригамъ св. и всехвальнаго апостола Петра

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Достойно и праведно поклоняться веригамъ св. ап. Петра.

Освобождение апостола Петра из темницы

I. Въ 16-й день января совершается св. церковію духовное торжество въ воспоминаніе одного событія изъ жизни великаго Христова ап. Петра.


Воспоминаемое св. церковію событіе случилось въ первый вѣкъ христіанской церкви, когда заключали въ темницы и казнили св. апостоловъ и всѣхъ христіанъ. Не легко было жить тогда исповѣдникамъ Христовой вѣры. Вотъ какъ благовѣствуетъ объ этомъ апостолъ Лука въ книгѣ «Дѣяній св. апостоловъ»: «апостола ІІетра (котораго заключили въ темницу по приказанію царя Ирода, чтобы послѣ праздника Пасхи предать смертной казни) стерегли въ темницѣ, между тѣмъ Церковь прилежно молилась о немъ Богу.
Когда же Иродъ хотѣлъ вывести его (для преданія казни), въ ту ночь ІІетръ спалъ между двумя воинами, скованный двумя цѣпями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вотъ ангелъ Господень предсталъ, и свѣтъ осіялъ темницу. Ангелъ, толкнувъ ІІетра въ бокъ, пробудилъ его и сказалъ: встань скорѣе. И цѣпи упали съ рукъ его. И сказалъ ему
ангелъ: опояшься и обуйся. Онъ сдѣлалъ такъ. Потомъ говоритъ ему: надѣнь одежду твою, и иди за иною. ІІетръ вышелъ и слѣдовалъ за нимъ, не зная, что дѣлаемое
ангеломъ было дѣйствительно, а думая, что видитъ видѣніе. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли къ желѣзнымъ воротамъ, ведущимъ въ городъ, которыя сами собою отворились имъ: они вышли, и прошли одну улицу, и вдругъ ангела не стало съ нимъ. Тогда Петръ, пришедши въ себя, сказалъ: теперь я вижу воистину, что Господь послалъ ангела Своего и избавилъ меня отъ руки Ирода и отъ всего, чего ждалъ народъ іудейскій» (Дѣян. 12, 5—11). Радовались іерусалимскіе христіане освобожденію ІІетра. Господь избавилъ его до времени отъ рукъ враговъ. Съ наступленіемъ дня произошла большая тревога между стражами. Крѣпко заковали они узника, берегли зорко, а его
нѣтъ. Какъ освободился, куда убѣжалъ онъ, никто не зналъ. Гнѣвный царь велѣлъ казнить стражей.

Скоро и самъ царь умеръ. Изъ Рима стали присылать теперь правителей. Злобные іудеи менѣе уже могли гнать христіанъ. Забыли въ городѣ объ освобожденіи Петра, забыли о стражахъ казненныхъ. Но не забыли христіане о Божіей милости. Добыли они тѣ желѣзныя узы, коими скованы были руки апостола. Дороже цѣнныхъ сокровищъ были эти цѣпи для вѣрныхъ чадъ церкви. Носилъ ихъ великій апостолъ за Господа Христа. Освятились онѣ отъ соприкосновенія съ тѣломъ Святого апостола, а потому и цѣльбоносными стали. Оттого и чтили ихъ христіане первыхъ вѣковъ. Конечно, во времена гоненій поклоненіе имъ было тайное. Нельзя было чествовать открыто и явно. Но со временъ Константина Великаго вериги Петра дѣлаются предметомъ благоговѣйнаго поклоненія всѣхъ христіанъ, посѣщавшихъ городъ Іерусалимѣ. Въ V вѣкѣ I (около 437 года) іерусалимскій патріархъ подарилъ ихъ царицѣ Евдокіи, супругѣ императора Ѳеодосія II. Одну цѣпь царица послала въ Римъ въ даръ дочери своей, а другую оставила въ
Царьградѣ. Тутъ въ храмѣ св. апостола ІІетра и положена она была. Въ XII вѣкѣ ее видѣлъ нашъ русскій путешественникъ. Записалъ онъ и о праздникѣ поклоненія веригамъ, когда благоговѣйно лобызалъ ихъ патріархъ и всѣ присутствовавшіе въ храмѣ.

II. Св. церковь призываетъ православныхъ христіанъ къ поклоненію честнымъ веригамъ апостола Петра. Достойно и праведно почтить столь великую святыню.
За Господа Христа носилъ ихъ св. апостолъ. Потому и цѣнны они для христіанъ, что носилъ ихъ апостолъ ІІетръ и носилъ именно за Христа. Да потому и чудодѣйственны онѣ стали. Не дивитесь сему. Не естественная то сила желѣза, а Божія, благодатная. Освятились цѣпи отъ прикосновенія къ тѣлу святого апостола. Иного можно указать примѣровъ, что самыя обыденныя вещи становились чудодѣйствеными отъ соприкосновенія съ лицами или предметами святыми. Въ священной книгѣ Дѣяній апостольскихъ повѣствуется, что и тѣнь проходящаго ап. ІІетра была чудодѣйственна (5,15) и что «на больныхъ возлагали платки и опоясанія съ тѣла ап. Павла, и у нихъ прекращались болѣзни, и злые духи выходили изъ нихъ» (19, 20). А въ св. евангеліи благовѣствуется, что больная женщина отъ прикосновенія къ одеждѣ Спасителя получила исцѣленіе
( LVJ ѳ. 9, 20 — 22). Если бы мы стали разсказывать вамъ о чудесныхъ явленіяхъ, случавшихся отъ вещей, освященныхъ близостію къ святымъ, то не достало бы и времени.

Полна ими исторія церкви, жизнь святыхъ и мучениковъ и подвижниковъ. И въ наше время, по грѣхамъ нашимъ сравнительно съ древними временами бѣдное чудесами, отъ достовѣрныхъ свидѣтелей можно узнать о случаяхъ чудотвореній отъ священныхъ предметовъ. Велика еще и къ намъ грѣшнымъ Божія милость.

III. Итакъ, ничтоже сумняся, воздадимъ поклоненіе веригамъ ап. ІІетра. Дороги онѣ намъ, какъ вериги первоверховнаго апостола, и еще потому, что въ нихъ Вожія благодать, Божія сила невидимо присутствуетъ. Не усумнимся и въ другихъ случаяхъ воздавать подобающую честь вещамъ освященнымъ. Не имъ эта честь, а Богу, благоволившему освятить ихъ. Единъ Господь, славимый во святыхъ и чрезъ святыхъ и чрезъ освященныя Имъ вещи. Нѣтъ у насъ Бога, кромѣ Единаго истиннаго. Ему служимъ мы, но не
оскорбляемъ Его, воздавая подобающую честь освященнымъ предметамъ. Напротивъ, мы боимся оскорбить Господа неблагоговѣніемъ къ тому, что Самъ Онъ благоволилъ содѣлать священнымъ. (Сост. по „ІІастыр. с о б . з а 1889 г.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий