Поученіе. Прѳп. Макарій египетскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О молитвѣ за умершихъ

Видение святого Макария Великого Египетского;   http://svavva.ru/

I. Въ нынѣшній дені* творится память одного изъ великихъ подвижниковъ египетскихъ пустынь, преп. Макарія египетскаго, жившаго въ IV вѣкѣ по Р. Хр.

Однажды, ходя по пустынѣ, преп. Макарій увидѣлъ на землѣ сухой человѣческій черепъ. Поворачивая его своимъ жезломъ, Макарій замѣтилъ, что черепъ какъ будто издавалъ звукъ. —Чей ты черепъ? вопросилъ старецъ. И изъ черепа послышался такой отвѣтъ:— я былъ начальникомъ всѣхъ здѣсь обитавшихъ жрецовъ; а ты—авва
Макарій — исполненный духа Вожія. Когда ты молишься о насъ, сущихъ въ мукахъ, мы испытываемъ нѣкоторую отраду.—Какая же бываетъ вамъ отрада и какая мука? вопросилъ старецъ.— Какъ небо отстоитъ отъ земли, такъ великъ огонь, въ которомъ мы мучимся, опаляемые отовсюду, отъ ногъ до головы, отвѣчалъ со стенаніемъ черепъ; и мы не можемъ видѣть другъ друга. Когда же ты молишься за насъ, мы отчасти видимъ другъ друга, и это доставляетъ намъ нѣкоторую отраду. Слыша это, старецъ прослезился и сказалъ: несчастенъ тотъ день, въ который человѣкъ преступилъ заповѣдь Вожію. Потомъ опятъ спросилъ:—есть ли у васъ и другія, большія муки? Изъ черепа послышался голосъ: другіе находятся еще глубже подъ нами.—Кто же это? опятъ спросилъ старецъ.—Мы, не познавшіе Бога, еще испытываемъ нѣкоторое милосердіе Божіе, продолжалъ голосъ изъ черепа; а тѣ, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдаютъ Его заповѣдей, тѣ подъ нами испытываютъ еще тягчайшія,
несказанныя муки. Святой старецъ послѣ того закопалъ черепъ въ землю и ушелъ въ глубокомъ раздумьи.

II. Скажемъ по поводу сего нѣсколько словъ о молитвѣ за умершихъ.

а) Моленіе за усопшихъ издревле существовало и существуетъ въ церкви, не какъ торжественно возвѣщенный, существенный членъ вѣры и строгая заповѣдь, но какъ благочестивое преданіе и обычай, всегда поддерживаемый свободнымъ свободнымъ послушаніемъ вѣры и частными духовными опытами. Приведемъ на сіе нѣкоторыя свидѣтельства.

Благодать даянія, пишетъ сынъ Сираховъ, предъ всякимъ живымъ да будетъ, и надъ мертвецомъ не возбрани благодати. Что значитъ здѣсь благодать даянія? Если это даръ алтарю, то слова: надъ мертвецемъ не возбрани благодати, очевидно значатъ: принеси жертву по усопшемъ, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочетъ
признать болѣе вѣроятнымъ, что блгодать даянія значитъ благотвореніе бѣдному, то слова: надъ мертвецемъ не возбрани благодати, будутъ значить: подай милостыню въ память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имѣлъ сынъ Сираховъ: онѣ обѣ предлагаютъ одно, имъ общее основаніе,—то, что живущій можетъ и долженъ дѣлать добрыя
и душеполезныя дѣла ради усопшаго.

Въ исторіи Маккавеевъ находимъ именно жертву и молитву за усопшихъ. Іуда принесъ ее за воиновъ, умершихъ во грѣхѣ взятія военной добычи отъ даровъ идольскихъ,  которыми благочестивый не долженъ былъ осквернять рукъ своихъ (2 Мак. XII. 39—46).

б) Съ тѣхъ поръ, какъ образовалось общественное богослуженіе христіанское, моленіе за усопшихъ вошло въ него. какъ часть, постоянно къ составу его принадлежащая.
Свидѣтельствуютъ о семъ всѣ древнія чиноположенія Божественной литургіи, начиная отъ литургіи св. Іакова, брата Господня. Посему нѣтъ никакого сомнѣнія, что моленіе за усопшихъ есть преданіе апостольское.

в) Св. отцы также свидѣтельствуютъ о пользѣ молитвъ за умершимъ. Аще и грѣшенъ отъиде,—говоритъ св. Златоустъ, — елико возможно есть, помогати достоитъ: обаче не слезами, но молитвами, и мольбами, и милостынями и приношеніями. Не просто бо сія умышлена быта, ниже всуе творимъ, память о отшедгаихъ въ Божественныхъ тайнахъ, ио нихъ приступаемъ, молящеся Агнцу, лежащему, вземгиему грѣхъ міра, но да отсюду будетъ имъ нѣкая утѣхи. Нгіже всуе предстояй жертвеннику, стр ігинымъ тайнамъ совершаемымъ, вопіетъ: о всѣхъ во Христѣ усопшихъ и памяти о нихъ совершающихъ (на I посл. къ кор. бес. 41).

Не должно отрицать, говоритъ блаженный Августинъ, — что души усопшимъ отъ благочестія ближнихъ живущихъ получаютъ отраду, когда за оныхъ притаится жертва Ходатая, или творима бываетъ милостыня, въ церкви: но сіе полезно только тѣмъ, которые въ жизни заслужили то, чтобы имъ сіе послѣ было полезно (О вѣр., над. и люб. гл. 110).

г) Св. Григорій Двоесловъ представляетъ примѣчательный опытъ дѣйствія молитвы и жертвоприношеній за усопшаго, случившійся въ его монастырѣ. Одинъ братъ
за нарушеніе обѣта нестяжанія, въ страхъ другимъ, лишенъ былъ по смерти церковнаго погребенія и молитвы въ продолженіе тридцати дней; а потомъ изъ состраданія къ его душѣ тридцать дней приносима была безкровная Жертва съ молитвою за него. Въ послѣдній изъ сихъ дней усопшій явился въ видѣніи оставшемуся въ живыхъ
родному брату своему, и сказалъ: доселѣ худо было мнѣ, а теперь уже я благополученъ: ибо сего дня получилъ пріобщеніе (Бесѣд. кн. IV. гл. 55).

III. Для внимательныхъ довольно сказаннаго, чтобы каждый подтвердилъ себѣ слѣдующія, не незнакомыя, но нерѣдко забываемыя правила:

Первое: молись за усопшихъ съ вѣрою и надеждою милосердія Божія.

Второе: не живи самъ небрежно, а старайся чистою вѣрою и неотлагательнымъ исправленіемъ отъ грѣховъ упрочить себѣ надежду, что и за тебя, по твоей кончинѣ, молитвы принесутъ душѣ твоей отраду, и помогутъ ей въ достиженіи вѣчнаго покоя и блаженства въ Богѣ, присно блаженномъ и препрославленномъ во вѣки. Аминъ.
(Сост. по Ч. М. и проповѣд. Филарета, митр. моск., т. III, изд. 1877 г.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий