Поученіе. Пр. Эразмъ печерскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Будутъ ли награждены oтъ Бога тѣ, которые жертвуютъ что-либо на устроеніе святыхъ храмовъ?

  I. Нѣкоторые изъ христіанъ много жертвуютъ на устройство или украшеніе храмовъ Божіихъ, но при этоиъ сомнѣваются—будетъ ли имъ за это награда отъ Бога или нѣтъ, и думаютъ: не лучше ли бы деньги, употребленныя на храмъ, раздать нищимъ, и приметъ ли Богъ ихъ жертву? — Что сказать таковымъ?

Скажемъ, что и сіе подобаетъ творите, и онѣхъ не оставляти; т. е. хорошо помогать и нищимъ, но также хорошо жертвовать и на украшеніе храмовъ Божіихъ. И какъ не сомнѣнно то, что первое не будетъ забыто Богомъ, такъ равно также несомнѣнно и то, что и за послѣднее наградитъ Онъ. Скажутъ: чѣмъ это послѣднее можно доказать? Отвѣчаемъ: во 1-хъ, тѣмъ, что церковь Божія каждый день молится о плодоносящихъ и добродѣющихъ во св. храмѣ Божіемъ, и каждый день вопіетъ: освяти любящихъ благолѣпіе храма Твоего; а молитва церкви всегда сильна предъ Богомъ; а во 2-хъ, можно доказать и тѣмъ, что въ житіяхъ святыхъ находимъ указанія на то, что Господь и Царица небесная устроителямъ и украсителямъ храмовъ Божіихъ являли съ своей стороны особенную любовь и милосердіе. Одно изъ таковыхъ указаній для вашего назиданія, братіе, мы и намѣрены привести въ настоящій разъ.

Преподобный Еразм Печерский

II. Преподобный Эразмъ, инокъ печерскій, память коего св. церковь совершаетъ нынѣ, былъ до иночества человѣкомъ богатымъ. Когда же сдѣлался монахомъ, онъ пришелъ къ мысли, что иноку не должно имѣть богатства и, по любви къ благолѣпію дома Божія, рѣшилъ употребить его на украшеніе церковное и многія иконы въ церкви печерской обновилъ золотомъ и серебромъ. Онъ сначала проводилъ благочестивую жизнь, но потомъ палъ послѣ слѣдующаго искушенія: когда онъ истратилъ все свое имущество на украшеніе церкви, то знакомые стали презирать его, какъ бѣдняка, а діаволъ явился съ кознями. Онъ стадъ влагать Эразму мысли, что онъ напрасно иждилъ на храмъ имѣніе свое, что награды ему за то отъ Бога никакой не будетъ, и что онъ лучше бы сдѣлалъ, еслибъ роздалъ имѣніе свое нищимъ. Эразмъ принялъ къ сердцу внушеніе діавольское и, принявши, впалъ въ отчаяніе и сталъ проводить жизнь во всякомъ небреженіи и лѣности. Но вскорѣ Богъ вразумилъ его. Эразмъ впалъ въ жестокую болѣзнь и лишился языка и зрѣнія, и семь дней оставался по — видимому въ безнадежномъ состояніи. На восьмой день собрались къ нему иноки и, видя его страдальческое положеніе, говорили: «горе, горе душѣ его! Такъ какъ онъ жилъ въ лѣности и грѣхахъ, то вотъ за это и мучается». Когда они говорили такъ, вдругъ Эразмъ, къ общему изумленію, всталъ съ постели совершенно здоровымъ и потомъ, сѣдши, сказалъ: «подлинно, отцы и братіе, я таковъ, какимъ вы меня считаете, и жилъ безъ покаянія, но вотъ что со мною случилось: сегодня явились мнѣ преподобные Антоній и Ѳеодосій и сказали: мы за тебя молились Господу и по нашимъ молитвамъ Онъ дастъ тебѣ время на покаяніе. Потомъ я увидѣлъ Пресвятую Богородицу съ Богомладенцемъ на рукахъ и множество святыхъ съ Нею. И Владычица сказала мнѣ: «Эразмъ, поелику ты украсилъ церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою въ царствѣ Сына Моего. Нищихъ всегда имѣете съ собою, церкви же Моей не имѣли. Итакъ, возстав возставши, покайся и прими великій ангельскій образъ; въ третій же день я возьму тебя чистымъ къ Себѣ». Сказавъ это, Эразмъ началъ открыто предъ братіею исповѣдывать грѣхи свои, и за тѣмъ пошелъ въ церковь и здѣсь былъ постриженъ въ схиму. На третій день послѣ сего онъ скончался (Ч. -М. Февр. 24 д.).

III. И такъ, любящіе благолѣпіе дома Божія, не безпокойтесь: ваши жертвы, которыя вы дѣлаете на храмы святые,— не пропадутъ. Господь видитъ ихъ, и онѣ, какъ вы могли убѣдиться изъ сейчасъ приведеннаго примѣра, пріятны Ему, и несомнѣнно за нихъ и вамъ Онъ явитъ Свое милосердіе, какъ явилъ его чрезъ Свою Пречистую Матерь и святому Эразму. Да и можетъ ли быть иначе? Вы украшали храмъ Божій для Бога: а за Богомъ можетъ ли что пропасть? И можетъ ли Онъ остаться у кого въ долгу? Очевидно нѣтъ; ибо Тотъ, у Котораго въ рукахъ богатство и слава всего міра, не можетъ остаться въ долгу у кого-либо изъ насъ, и несомнѣнно поэтому и освятитъ и прославитъ, т. е. вознаградитъ и тѣхъ, которые, по любви-къ Нему, любятъ и благолѣпіе дома Его и, по той же любви, плодоносятъ и добродѣютъ въ немъ. И замѣтьте еще и то, какъ вознаградитъ: вотъ что говорится въ заключеніи житія Эразма: «украшеніе церкве Богу угодно есть и въ ликѣ святыхъ вчиняетъ». Слышите ли? Богу угодно благоукрашеніе св. храмовъ и въ ликѣ святыхъ Онъ за сіе вчиняетъ! Послѣ сего нужно ли еще убѣждать васъ въ благотворности для васъ же вашихъ жертвъ на храмъ? Думаемъ, что нѣтъ, и что приведенныя святоотеческія слова, сами собою, сильны убѣдить васъ. Въ виду этого и кончаемъ слово лить пожеланіемъ, чтобы вы и на будущее время, ради собственной же вашей пользы, щедрою рукою благотворили дому Божію, съ надеждою сторицею получить за свои благотворенія отъ щедрой руки Господней воздаяніе въ жизни будущей. Аминь. (Сост. по „Кормч.“ 1890 г..., февраль № 7-й стр. 76).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий