Поученіе. Праздникъ Благовѣщенія Пресвятыя Дѣвы Маріи

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  Какіе религіозно — нравственные уроки предлагаются намъ исторіей празднуемаго событія?

  I. Пресвятая Дѣва Марія, посвященная Своими праведными родителями на службу Богу, проживала при храмѣ іерусалимскомъ до четырнадцати лѣтняго Своего возраста. Когда же Пресвятой Дѣвѣ Маріи исполнилось четырнадцать лѣтъ, тогда Ей уже невозможно было оставаться при храмѣ іерусалимскомъ, такъ какъ наступило для Нея время, въ которое, по закону іудейскому, слѣдовало выдавать Ее въ замужество.

Но Пресвятая Дѣва Марія, помня обѣтъ Своихъ родителей, посвятившихъ Ее на всегдашнее служеніе Богу, и Сама желая всецѣло служить Богу, не пожелала быть замужнею женщиною; поэтому обручили Ее праведному старцу Іосифу, происходившему, какъ и св. Дѣва Марія, изъ царскаго рода—жителю города Назарета, дабы этотъ праведный старецъ былъ хранителемъ Ея дѣвства. Переселившись на жительство въ Назаретъ, въ домъ праведнаго Іосифа, Пресвятая Дѣва Марія любила тѣ же благочестивыя упражненія, къ какимъ привыкла въ бытность Свою при храмѣ. Пребывая большею частію въ уединеніи и безмолвіи, Она занималась молитвою, чтеніемъ книгъ св. писанія и рукодѣліемъ. Здѣсь, какъ и при храмѣ, Она проводила самую кроткую, трудолюбивую, смиренную и молчаливую жизнь. Такимъ образомъ текли дни жизни Пресвятой Дѣвы Маріи въ домѣ Іосифа. И вотъ въ одинъ изъ такихъ дней явился къ Ней архангелъ Гавріилъ и сказалъ: радуйся благодатная, Господь cъ Тобою! Благословенна Ты между женами! Увидѣвши архангела Гавріила, Пресвятая Дѣва Марія смутилась и думала: что бы значило необычайное архангельское привѣтствіе къ Ней? Но архангелъ сказалъ Ей: «не бойся Марія, ибо Ты обрѣла благодать у Бога. И вотъ, зачнешь во чревѣ и родишь Сына и наречешь Ему имя Іисусъ... Онъ будетъ великъ и наречется Сыномъ Всевышняго, и дастъ Ему Богъ престолъ отца Его, Давида, и будетъ Онъ царствовать надъ домомъ Іакова во вѣки и царству Его не будетъ конца». Марія спросила у архангела: «какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю?» Архангелъ сказалъ Ей въ отвѣтъ: «Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Вышняго осѣнитъ Тебя, посему и рождаемое будетъ Свято и наречется Сыномъ Божіимъ». Марія сказала: «Я раба Господня, пусть будетъ Мнѣ до слову твоему». Тогда отошелъ отъ Нея архангелъ.

II. Такъ, братіе христіане, совершилось важнѣйшее событіе изъ земной жизни Богоматери, называемое благовѣщеніемъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи и воспоминаемое сегодня святою православною церковію. Исторія этого событія весьма поучительна и назидательна для насъ.

а) Пресвятая Дѣва Марія, живя въ домѣ праведнаго Іосифа, часто проводила время за чтеніемъ Св. писанія, къ какому занятію Она привыкла еще въ бытность Свою при храмѣ іерусалимскомъ. И вотъ однажды, читая книгу пророка Исаіи, Она остановилась на словахъ: се дѣва зачнетъ и родитъ Сына и наречетъ Ему имя Еммануилъ (т. е. съ нами Богъ), и подумала: какъ счастлива будетъ та дѣва, которая удостоится быть Матерію Господа, и какъ бы Я желала быть хотъ послѣднею служанкою у ней. Въ это-то время и явился Ей архангелъ Гавріилъ, чтобы возвѣстить о рожденіи отъ Нея Спасителя. Подражая примѣру Богоматери, и мы, братіе, должны съ неослабнымъ усердіемъ — какъ можно чаще читать священныя книги. Чтеніе св. писанія, — по словамъ св. Іоанна Златоустаго, — укрѣпляетъ умъ, очищаетъ совѣсть, подавляетъ нечистыя страсти, насаждаетъ добродѣтель, возвышаетъ разумъ, не попускаетъ теряться въ неожиданныхъ обстоятельствахъ, поставляетъ выше стрѣлъ діавола, переселяетъ на самое небо, освобождаетъ душу отъ узъ тѣла, доставляетъ душѣ все, что только можно сказать добраго (Твор. св. Іоанна Злат., бес. на рази. мѣс. св. писая., т. III, стр. 382, изд. 1863 г.). «Поэтому упражняйся, братъ, въ чтеніи, — говоритъ другой отецъ церкви, — св. Ефремъ Сиринъ, чтобы просвѣтился твой умъ, и чтобъ стать тебѣ совершеннымъ и всецѣлымъ, ни въ чемъ же лишеннымъ (Іак. 1, 4), старайся читать божественныя писанія, ибо всякій разъ, какъ посредствомъ оныхъ бесѣдуешь съ Богомъ, освящаются у тебя тѣло и душа» (Твор. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 158, по изд. 1859 г.).

б) Пресвятая Дѣва Марія приняла отъ архангела Гавріила вѣсть о зачатіи Ею пренепорочнаго Сына съ величайшимъ смиреніемъ. Я раба Господня, буди Мнѣ по слову твоему, сказала Она возвѣстившему архангелу. Подражая сей добродѣтели Пресвятыя Дѣвы Маріи, и мы, братіе христіане, должны въ жизни своей отличаться смиреніемъ. Никогда не должны хвалиться ни своей красотой, ни своимъ богатствомъ, ни своимъ умомъ и начитанностію, ни своими добродѣтелями. Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: „твердо храни въ душѣ твоей смиреніе—сей источникъ всѣхъ благъ. Смиреніе Авраама сдѣлало другомъ Божіимъ и первымъ и главнымъ изъ возлежащихъ на небесной вечери. Исаака спасло смиреніе отъ жертвеннаго закланія, Іакова содѣлало наслѣдникомъ благословеній, Іосифу даровало царство, Моисея увѣнчало сіяніемъ, Аарону дало первосвященство, Давиду — царство, Гедеону — побѣду, Илію восхитило на небо, Іону извлекло изъ моря, Даніила — изо рва, однимъ еловомъ: смиреніе прославляло святыхъ и въ древнія и въ послѣднія времена. Итакъ, трудись надъ игомъ смиренія и трудъ твой угоденъ будетъ Богу. Нужно ли тебѣ получить прощеніе во грѣхахъ, получишь его за смиреніе. Желаешь ли преодолѣть въ себѣ порокъ, преодолѣешь смиреніемъ. Желаешь ли наслѣдовать вѣчную жизнь, имъ наслѣдуешь и на всякую высоту взойдешь ты смиреніемъ» (Твор, св. Ефрема Сирина, часть 1V, стр. 148 и 149).

в) Преблагословенная Дѣва Марія, до времени явленія Ей архангела Гавріила и послѣ сего явленія,— въ Назаретѣ, въ домѣ старца Іосифа проводила жизнь въ безмолвіи, молчаливую. Подражая сей добродѣтели Богоматери, и мы должны удерживать языкъ свой отъ зла, по-пустому иного не говорить о другихъ, особенно худого, не осуждать. Св. Василій Великій объ употребленіи дара слова говоритъ слѣдующее: „не подставляй ушей всякому разглагольствующему и не отвѣчай всякому говоруну въ бесѣдахъ. Будь слушателемъ добрыхъ поученій и въ размышленіи о нихъ храни твое сердце. Береги твой слухъ отъ мірскихъ разсказовъ, чтобы не замарать души брызгами грязи. Не старайся вслушиваться, что говорятъ другіе, чтобы ихъ не сдѣлать злорѣчивыми. Не будь любопытенъ и не все желай видѣть, чтобы не удержать тебѣ въ сердцѣ своемъ гноя страстей. Съ пользою слушай, съ пользою говори, съ пользою отвѣчай" (Твор. св. Василія Великаго, ч. V, стр. 58, по изд. 1849. г.). „Пріобрѣти же, братъ, безмолвіе, говоритъ другой святой,—преп. Ефремъ Сиринъ, какъ крѣпкую стѣну; потому что безмолвіе поставитъ тебя выше страстей. Безмолвіе, сопряженное съ страхомъ Божіимъ, есть огненная колесница, которая пріобрѣтшихъ его возноситъ на небеса. Безмолвіе — матерь сокрушенія, тишина помысловъ, истребительница дерзости и врагъ безстыдства, матерь благоговѣнія“ (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 163, изд. 1859 г.).

III. Воспользуемся же, братіе христіане, тѣми религіозно — назидательными для насъ уроками, какіе содержатся въ исторіи благовѣщенія Пресвятой Дѣвѣ Маріи. (Сост. по проп. прилож. къ „Рук. для сел. паст.11 за 1889 г., апрѣль).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий