Поученіе. Праздникъ Богоявленія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Для чего Господь крестился и для чего мы крестимся?

Крещение (Богоявление) Θεοφάνεια (Φώτα)

I. Господь нашъ I. Христосъ, какъ святѣйшій Богъ, Самъ не имѣлъ нужды въ крещеніи, а крестился ради насъ грѣшниковъ.

а) Онъ крестился, во-первыхъ, для того, чтобы показать намъ примѣръ св. крещенія, чтобы, какъ Самъ Онъ крестился, такъ и мы всѣ, послѣдователи Его, крестились бы. По этому примѣру Христову всѣ мы и крещены, и безъ крещенія спастись нельзя, какъ Господь сказалъ въ евангеліи: аще кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити вь царствіе Божіе (Іоан. III. 5).

б) Во-вторыхъ, I. Христосъ крестился для того, чтобы освятить воды, очистить ихъ отъ злыхъ демоновъ, и такимъ образомъ приготовить воды въ спасительную купель для нашего крещенія, какъ говоритъ святая церковь: Ты іорданскія струи освятилъ еси и главы тамо гнѣздящихся сокрушилъ еси зміевъ. (Чинъ освящ. воды богоявл. стр. 206).

в) Господь I. Христосъ, въ-третьихъ, крестился для того, чтобы явить людямъ св. Троицу, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, какъ, дѣйствительно, на рѣкѣ Іорданѣ при крещеніи Христовомъ и открылась св. Троица: Сынъ Божій крестился въ водѣ, Богъ Отецъ Своимъ гласомъ свидѣтельствовалъ о Христѣ, какъ о Своемъ возлюбленномъ Сынѣ, и Духъ Святый сошелъ на Христа въ видѣ голубя, какъ святая церковь и прославляетъ на праздникъ Крещенія Святую Троицу: Во Іорданѣ крещающуся Тебѣ, Господи, Тройческое явися поклоненіе: Родителевъ бо гласъ свидѣтельствоваше Тебѣ, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Духъ, въ видѣ голубинѣ извѣствоваше словесе утвержденіе (Тропарь св. Богоявленія). По сему и праздникъ святого крещенія называется Богоявленіемъ.

II. А мы, христіане, для чего крестимся въ водѣ?

а) Для того, чтобы, видимымъ образомъ омываясь въ купели водою, въ то же самое время невидимо омылись, очистились Святымъ Духомъ отъ грѣховъ, отъ прародительскаго грѣха, или первороднаго, переходящаго отъ прародителей Адама и Евы на всѣхъ ихъ потомковъ путемъ рожденія, и отъ своихъ грѣховъ, когда крестятся не въ младенчествѣ, а въ возрастѣ.

б) Для того, далѣе, крестимся, чтобы чрезъ святое крещеніе приготовиться ко принятію въ себя Святаго Духа, сдѣлаться Его храмомъ, чего и удостоиваемся вслѣдъ за крещеніемъ въ святомъ мνропомазаніи.

в) Наконецъ, еще для того крестимся, чтобы сдѣлаться способными, расположенными и охотными къ добру, и достойными вѣчнаго спасенія, вѣчнаго блаженства: да крестится кійждо васъ, учитъ слово Божіе, и пріимите даръ Святаго Духа (Дѣян. II. 38): иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будеть (Лук. ХѴІ. 16).

III. Возблагодаримъ же нашего Спасителя, что Онъ Своимъ крещеніемъ даровалъ намъ столько благъ чрезъ наше собственное крещеніе, и свою благодарность станемъ выражать достойнымъ хожденіемъ въ званіи христіанскомъ, въ которое мы призваны чрезъ святое крещеніе, чистыми и свѣтлыми мыслями, здравыми словами и добродѣтельными поступками; да всесовершенъ нашъ духъ и душа, и тѣло непорочно въ пришествіе Господа нашего Іисуса сохранится (1 Сол. 5, 23). Аминь. (Сост. по проповѣд. прилож. къ «Руководству для сельскихъ пастырей». Январь, 1886 г., стр. 32—34).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий