Поученіе. Праздникъ обновленія храма Воскресенія Іисуса Христа

 Прот. Григорій Дьяченко

Воскресеніе Іисуса Христа служитъ доказательствомъ Его Божественности.

I. Праздникъ обновленія, т. -е. освященія, храма Воскресенія Христова, который сегодня совершается, установленъ слѣдующимъ образомъ. Мѣсто, гдѣ совершилъ Господь спасеніе наше, т. -е. гора Голгоѳа, гдѣ Онъ былъ распятъ, и погребальная пещера, изъ коей Онъ воскресъ, по времени было предано запустѣнію и даже оскверненію іудеями и язычниками, ненавидѣвшими I. Христа и Его учениковъ.

Такъ императоръ Адріанъ во II вѣкѣ приказалъ засыпать мусоромъ и землею гробъ Господень, а на Голгоѳѣ воздвигъ языческій храмъ. Точно также и другія мѣста, освященныя Спасителемъ, были осквернены языческими храмами и жертвенниками. Конечно, это дѣлалось для того, чтобы изгладить изъ памяти святыя мѣста; но это-то и помогло ихъ открытію. Когда, въ IV столѣтіи, приняли христіанскую вѣру императоръ Константинъ и мать его Елена, то имъ пожелалось возобновить св. градъ Іерусалимъ и открыть святыя для христіанъ мѣста. Царица Елена со множествомъ золота отправилась для этого въ Іерусалимъ. Она, при содѣйствіи патріарха іерусалимскаго Макарія, разорила идольскіе храмы и обновила Іерусалимъ. Нашла крестъ Господень и гробъ, и на горѣ Голгоѳѣ, надъ мѣстами распятія и воскресенія Христова, построила большой и великолѣпный храмъ въ честъ воскресенія. Храмъ строился десять лѣтъ. Въ 335 г. 13 го сентября онъ торжественно былъ освященъ, и положено праздновать каждогодно это освященіе или обновленіе храма. Праздникъ этотъ въ просторѣчіи называется словущимъ, т. -е. называемымъ только, воскресеніемъ.

II. Праздникъ обновленія, т. -е. освященія, храма Воскресенія Христова напоминаетъ намъ, братія, о такомъ событіи въ земной жизни I, Христа, которое служитъ несомнѣннымъ доказательствомъ Его Божественности. І. Христосъ, скажемъ словами апостола, чрезъ воскресеніе изъ мертвыхъ, во всей силѣ открылся Сыномъ Божіимъ (Рим. 1, 4). И подлинно — изъ всѣхъ доказательствъ, приводимыхъ богословами въ подтвержденіе божественности I. Христа, нѣтъ ни одного такого, которое бы доказывало ее такъ очевидно и сильно, какъ воскресеніе Его изъ мертвыхъ.

а) I. Христосъ, если судить о Немъ со стороны Его человѣческой природы, которая была въ нераздѣльномъ соединеніи съ Его Божествомъ, былъ самый добродѣтельный и святой Мужъ. По свидѣтельству апостола, бывшаго неотлучнымъ и приближеннымъ ученикомъ Его, Онъ грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (1 Петр. 2, 22). Невинность Его во всемъ была столь велика, что Онъ смѣло могъ вопрошать враговъ Своихъ: кто отъ васъ обличаетъ Мя о грѣсѣ? (Іоан. 8, 46). А враги Его, при всемъ желаніи обвинить Его, не могли найти въ Немъ ничего худого. Такая дивная святость I. Христа, какой не имѣлъ и не можетъ имѣть ни одинъ другой человѣкъ, ясно показываетъ, что Онъ былъ существо высшее человѣка — богоподобное; но она еще не доказываетъ неоспоримо, что Онъ былъ истинный Богъ: ибо невѣрующіе могутъ возразить намъ, что и между обыкновенными людьми было много великихъ праведниковъ, которые, хотя не равняются въ святости съ I. Христомъ, но, по крайней мѣрѣ, уподобляются Ему въ оной.

б) I. Христосъ былъ величайшій учитель истины, какого никогда не было и не будетъ на землѣ. Его ученіе, по своей высотѣ, чистотѣ и благотворности, безмѣрно превосходитъ все, что когда-либо сказали хорошаго земные мудрецы; а изъ сего можно заключить, что оно произошло не отъ человѣческаго ума, но внушено мудростію Божіею. Это засвидѣтельствовали даже враги Его, удивлявшіеся премудрости Его ученія, и невольно сознавшіеся, что николиже тако глаголалъ человѣкъ, яко сей человѣкъ (Іоан. 7, 46. Мат. 13, 54). Впрочемъ, дивное и спасительное ученіе I. Христа не доказываетъ еще несомнѣнно, что Онъ Самъ былъ истинный Богъ: ибо невѣрующіе могутъ возразить намъ, что и между обыкновенными людьми были многіе, каковы пророки и апостолы, которые возвѣщали премудрость Божію, въ тайнѣ сокровенную, и говорили не въ наученныхъ отъ человѣческія премудрости словесѣхъ, но отъ Святаго Духа просвѣщаемы (Кор. 2, 7, 13; 2 Петр. 1, 21).

в) I. Христосъ былъ величайшій чудотворецъ. Онъ совершилъ множество дивныхъ дѣлъ, очевидно превышающихъ силу природы и человѣческое искусство: единымъ словомъ давалъ Онъ прозрѣніе слѣпымъ отъ рожденія, отверзалъ уста нѣмымъ и слухъ глухимъ, исцѣлялъ хромыхъ и кровоточивыхъ, утишалъ бури, изгонялъ бѣсовъ и даже воскрешалъ мертвыхъ. Такія чудеса, на которыя Спаситель торжественно указывалъ въ доказательство Своего божественнаго посольства, и, указывая на нихъ, смѣло говорилъ іудеямъ: аще Мнѣ не вѣруете, дѣломъ Моимъ вѣруйте (Іоан. 10, 38; 5, 36), — такія чудеса, говоримъ, ясно показываютъ, что въ I. Христѣ и чрезъ Него дѣйствовала сила Божія, побѣждающая естества уставы. Однако, изъ сего нельзя еще рѣшительно заключить, чтобы Онъ Самъ былъ истинный Богъ: ибо невѣрующіе могутъ возразить намъ, что и между людьми были чудотворцы, которые, силою дарованной имъ благодати Божіей, совершали также дивныя дѣла: напримѣръ, Моисей превращалъ жезлы въ зміевъ, провелъ израильтянъ по морю, яко по суху, извелъ воду изъ камени, а иные воскрешали и мертвыхъ.

г) Но вотъ I. Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, — и мы смѣло можемъ утверждать предъ цѣлымъ свѣтомъ, что Онъ есть истинный Богъ, единородный Сынъ Божій. Что могутъ возразить намъ теперь невѣрующіе? Укажутъ ли на какого-нибудь другого человѣка, который бы воскресъ изъ мертвыхъ, подобно I. Христу? Но какъ отлично ихъ воскресеніе отъ воскресенія Христова! Всѣ они воскресали не сами собою, а силою молитвъ истинному Богу и дѣйствіемъ другихъ св. мужей: сына сарептской вдовицы воскресилъ пророкъ Илія (3 Цар. 17, 20—22), Тавиѳу — апостолъ Петръ (Дѣян. 9, 36-41), Лазаря — I. Христосъ (Іоан. 11, 43. 44). Но какой праведникъ, какой Илія или Петръ, молился о воскресеніи Христовомъ? Какой другой Іисусъ вызывалъ Его изъ гроба, какъ Лазаря? А изъ сего видно, что Онъ воскресъ безъ всякаго человѣческаго содѣйствія, одною силою Божества, въ Немъ обитавшаго (Кол. 2, 9), или, — скажемъ словами апостола, — ожилъ духомъ Своимъ (1 Петр. 3, 18). Помянутые воскрешенные люди вовсе не знали о томъ, что они воскреснутъ по смерти, а посему и не предсказывали объ этомъ; напротивъ, I. Христосъ ясно и многократно говорилъ, что воскреснетъ въ третій день по смерти Своей (Матѳ. 16, 21; 17, 23), и дѣйствительно воскресъ, какъ предсказывалъ. Тѣ, по воскресеніи своемъ, опять вскорѣ умерли; а Сей вознесся на небо, и ктому уже не умираетъ (Рим. 6, 9). Видите, какое великое различіе между воскресеніемъ первыхъ и послѣдняго! Тамъ во всемъ видна немощь воскрешенныхъ, свойственная человѣческой природѣ; а здѣсь, напротивъ, во всемъ видно такое могущество Воскресшаго, какое можетъ имѣть только Богъ.

III. Пріидите же вси вѣрніи, поклонимся святому Христову воскресенію, чрезъ которое мы познали, что начальникъ и совершитель вѣры нашей есть истинный Богъ, Который разрушилъ смерть и насъ нѣкогда воскреситъ для жизни вѣчной. Теперь каждый изъ насъ смѣло можетъ сказать съ апостоломъ: вѣмъ, Емуже вѣровахъ (2 Тим. 1,12), — знаю въ Кого я вѣрую, — знаю, что Онъ, будучи распятъ какъ человѣкъ, воскресъ яко Богъ! и насъ воскреситъ изъ мертвыхъ во время предопредѣленное Имъ. Итакъ, благословимъ Его за это, и будемъ вѣчно радоваться Его воскресенію: Радуйтеся всегда о Господѣ; и паки реку, радуйтеся. Аминь. (Состав. по Ч. -М. и Слов. и бесѣд. Платона, митроп. кіевскаго).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий