Поученіе. Праздникъ въ честь иконы Владимірской Божіей Матери

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Кто хочетъ быть подъ покровомъ Божіей Матери, потомъ долженъ удаляться отъ всякаго грѣха

Икона "Богоматерь Владимирская". Дерево, масло. Россия, вторая половина XIX века.

  I. Нынѣшній праздникъ установленъ по случаю избавленія Москвы отъ нападенія Махметъ Гирея, казанскаго хана. Въ 1521 году предводительствуемые имъ крымскіе и ногайскіе татары, въ соединеніи съ казанскими, двинулись къ московскимъ предѣламъ съ такою поспѣшностію, что великій князь Василій Іоанновичъ едва успѣлъ выслать войска свои на берега Оки, дабы удержать стремленія ихъ.

Побѣдивши воеводъ русскихъ, они предали огню селенія отъ Нижняго Новгорода до Москвы рѣки, плѣнили несмѣтное число жителей, продавали невольниковъ цѣлыми толпами, слабыхъ и престарѣлыхъ морили голодомъ, и оскверняли святыню храмовъ Божіихъ. 29 іюля Махметъ, среди облаковъ дыма, подъ заревомъ пылающихъ деревень, стоялъ уже въ нѣсколькихъ верстахъ отъ Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей съ своими семействами и имуществомъ. Улицы запрудились обозами; пришельцы и граждане, жены, дѣти, старцы, искали спасенія въ Кремлѣ, толпились въ воротахъ и тѣснили другъ друга. Митрополитъ Варлаамъ усердно молился съ народомъ, и Богъ внялъ молитвамъ бѣдствующихъ. Бояре московскіе, вынужденные крайностію своего положенія, именемъ великаго князя обязались платить хану казанскому дань по уставу древнихъ Временъ, и тѣмъ склоніли его отступить отъ столицы.

Но не столько это обязательство, уничтоженное почти въ то же самое время успѣхами нашего оружія, сколько сверхъестественное содѣйствіе Промысла спасло тогда Москву, а съ нею и всю Россію. Лѣтописцы повѣствуютъ, что татары хотѣли выжечь московскіе посады, но увидѣли вокругъ города безчисленное войско россійское и съ ужасомъ извѣстили о томъ хана, который, не повѣривъ имъ, послалъ другихъ удостовѣриться въ справедливости сего донесенія. „И видѣша того сугубѣйшее воинство русское, сказаша ему;—и третіе посла нѣкоего отъ ближнихъ увидати истину,—и трепеща прибѣже и вопія: о царю, что косниши? Побѣгнемъ; грядутъ на насъ безмѣрное множество войска отъ Москвы, и побѣгоша", Это чудное видѣніе, устрашившее враговъ, по вѣрѣ современниковъ, было слѣдствіемъ заступленія Божіей Матери, двукратно уже въ прежнія времена спасшей столицу православнаго царства русскаго отъ непріятельскихъ нападеній. И потому новый опытъ милосердія и покровительства Ея сопровождался изъявленіемъ новыхъ знаковъ благодарности со стороны русскихъ: установленъ въ Москвѣ особенный крестный ходъ въ монастырь Срѣтенія и положено праздновать ежегодно 21 мая въ честь Владимірской иконы Богоматери. Во дни троекратнаго избавленія столицы россійской отъ Тамерлана, Ахмата и Махметъ-Гирея, церковь радостно вопіетъ: „днесь свѣтло красуется славнѣйшій градъ Москва, яко зарею солнечную воспріемши, Владычицей чудотворную Твою икону. Молися изъ Тебѣ воплощенному Христу Богу нашему, да избавитъ градъ сей и вся грады и страны христіанскія невредимы отъ всѣхъ навѣтъ вражіихъ, и спасетъ души наша, яко милосердъ.“

 

II. Такъ благотворно было заступленіе Божіей Матери за наше отечество; такъ могущественно было Ея ходатайство въ отвѣтъ на обращенныя къ Ней мольбы православнаго русскаго народа.

а) И можетъ ли Преблагословенная Дѣва не внимать мольбамъ тѣхъ, кои прибѣгаютъ къ Ней съ истинною вѣрою и любовію?— Дерзнемъ сказать отъ имени Ея: не можетъ! И невозможность эта составляетъ Ея славу. Небесные покровители между прочимъ тѣмъ и отличаются отъ покровителей земныхъ, что земные могутъ покровительствовать, могутъ и не покровительствовать, хотя бы просящій былъ достоинъ покровительства*, а небесные покровители не могутъ не покровительствовать достойнымъ: гдѣ искренняя мольба,тамъ нихъ помощь, гдѣ вѣра и любовь къ нимъ' тамъ и они; это для нихъ—святая необходимость. Тѣмъ паче не можетъ не слышать чистыхъ молитвъ, не можетъ не оказывать благовременной помощи Матерь Божія, Коей, какъ бы въ особенную награду за величайшее и безпримѣрное служеніе Ея спасенію человѣческому, предоставлено право быть первою Ходатаицею о всѣхъ нуждающихся, радостію и покровомъ всѣхъ скорбящихъ.

б) Что же должна производить въ насъ эта драгоцѣнная увѣренность въ покровительствѣ намъ Матери Божіей?—Безпечность въ дѣлѣ нашего спасенія?—Безстрашіе въ преступленіи закона Божія?— Отлаганіе со дня на день покаянія?— Нѣтъ, братіе, это значило бы злоупотреблять милосердіемъ небеснымъ и оскорблять нашу святѣйшую Покровительницу. Чистѣйшая изъ Дѣвъ не можетъ покровительствовать грѣхамъ; Она покровительствуетъ грѣшникамъ,, но только кающимся. Кто хочетъ постоянно быть подъ Ея благодатнымъ покровомъ, тотъ долженъ постоянно удаляться отъ всякаго грѣха; ибо всякій грѣхъ расторгаетъ союзъ съ Нею. Она молится о тебѣ горѣ, а ты молись о себѣ долу; Она покрываетъ тебя заслугами Сына Своего, а ты облекайся въ нихъ вѣрою и любовію. Иначе, если будемъ предаваться грѣху, выйдетъ то же, что было нѣкогда съ израильтянами. Моисей принималъ для нихъ отъ Бога законъ на горѣ Синайской, а они, соскучивъ его отсутствіемъ, слили подъ горою златого тельца, и начинали ему поклоняться и безчинствовать. Увидѣвъ сіе, Господь тотчасъ прекратилъ бесѣду Свою съ Моисеемъ, и сказалъ: сниди отсюду, беззаконоваша бо людіе твои, и нынѣ остави Мя и возъярився гнѣвомъ на ня, потреблю ихъ (Исх. 32, 7—10). Не скажетъ ли подобнаго и нашей святѣйшей Ходатаицѣ достопокланяемый Сынъ Ея и Богъ, если мы, подобно израильтянамъ, начнемъ предаваться беззаконію? „Ты молишься и ходатайствуешь о нихъ, и Я готовъ оказать все милосердіе тѣмъ, за коихъ претерпѣлъ смерть. Но виждь, что дѣлаютъ они! Когда Ты молишься, они поклоняются тельцу златому, приносятъ жертвы идоламъ своихъ страстей и попираютъ Мои законы. Гдѣ тутъ мѣсто для милости? Они сами на себя возжигаютъ гнѣвъ. Имъ нужна, казнь пробуждающая и вразумляющая, а не милость утѣшающая. Остави Мя и возъярився гнѣвомъ, ими же самими возженнымъ, потреблю ихъ

III. Зная сіе, будемъ, братіе, несомнѣнно прибѣгать подъ кровъ Преблагословенныя Дѣвы; но не будемъ приносить подъ сей покровъ грѣховъ нашихъ, не омывъ ихъ слезами покаянія. Матерь Божія врачуетъ всѣ немощи, утоляетъ всякія скорби, покрываетъ самые грѣхи, колъ скоро они соединены съ сокрушеніемъ о нихъ сердца;— но не покрываетъ и не можетъ покрыть ожесточенія въ грѣхахъ! Аминъ. (Сост. Г. Д—ко по Воскр. чт. за 1840 г. N° 21 и проп. Иннок. арх. херс. т. И, стр. 8 9-90).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий