Поученіе. Празднованіе иконѣ Божіей Матери „Неопалимая купина"

Прот. Григорій Дьяченко

Какъ мы должны чествовать Матерь Божію?

I. Къ числу наименованій, какими св. церковь чествуетъ Пресвятую Богородицу, относится наименованіе: Купина неопалимая. Такъ оно встрѣчается въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ (Канонъ акаѳиста, пѣснь 6-я, троп. 4). Есть также особый праздникъ образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина.

На семъ образѣ она издревле изображается окруженною огненнымъ сіяніемъ. Помянутый праздникъ совершается (4 сентября) въ день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Это, безъ сомнѣнія, потому, что Моисей сподобился видѣнія, имѣвшаго преобразовательное отношеніе къ наименованію Богородицы Неопалимою купиною. Близъ горы Синая, въ пустынѣ, Моисей, когда пасъ стадо своего тестя, увидѣлъ купину, т. -е. терновый кустъ, въ которомъ явился ему Самъ Господь въ огненномъ пламени. Купина горѣла, но не сгорала. Это чудо предъизображало тайну воплощенія Сына Божія. Сей тайнѣ послужила Дѣва Марія. Она воспріяла въ чрево Свое огнь Божества, и какъ купина, объятая пламенемъ, оставалась невредимою, такъ и Дѣва Марія сохранила не только жизнь Свою, но и дѣвство, пребывъ невредитѵіоіо отъ вселившагося въ Нее Божества.

II. Наименованіе Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное въ вѣроучительномъ отношеніи, научаетъ насъ вмѣстѣ тому, какъ мы должны чествовать Ее. Мы чествуемъ Ее многочисленными пѣснопѣніями, празднествами, посвященіемъ Ей храмовъ, похвальными наименованіями. Каждый изъ сихъ способовъ чествованія представляетъ сбои особенности. Указаніе на одну изъ такихъ особенностей мы увидимъ въ наименованіи Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнемъ въ повѣствованіе Моисея о явленіи Бога въ купинѣ, служащей прообразомъ Богоматери.

а) Когда Моисей, увидѣвъ горящую, то несгораемую купину, сталъ подходить къ ней, чтобы удостовѣриться въ дѣйствительности того, что онъ видѣлъ, то услышалъ изъ среды купины голосъ Господа: не приближайся сѣмо, иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ: мѣсто бo, на немъ же ты сточили, земля свята есть (Исх. 3, 5). Какое чувство должно было возбудиться въ душѣ Моисея, когда ему возбранено было приближаться къ купинѣ? Чувство благоговѣнія. Запрещеніемъ близко подходить къ купинѣ Моисею дано внушеніе, что между нимъ и Господомъ Богомъ существуетъ безконечное разстояніе. Онъ, Моисей,— тварь, во всемъ зависящая отъ Бога, а Богъ есть творецъ и Владыка всего сущаго. Онъ—земля и пепелъ, а Богъ— самосущая жизнь и источникъ жизни. Онъ грѣшникъ, а Богъ—всесовершенная святость и источникъ святости. Предъ Его величіемъ ничтожны безчисленные міры небесные, по манію Его явившіеся на тверди небесной и Его силою и премудростію содержимые. Они погибнутъ, Ты же, Господи, пребываеши. И вся якоже риза обступаютъ, и яко одежду свіеши ихъ и измѣнятся: Ты же тойжде есщ и лѣта Твоя не оскудѣютъ (Пс. 101, 26. 28). Предъ Царемъ неба и земли со страхомъ и трепетомъ предстоятъ безгрѣшные ангелы, сознавая смиренно безмѣрное разстояніе по природѣ и совершенствамъ между ними и Имъ. Все это надлежало имѣть въ виду Моисею, когда ему повелѣно было не приближаться къ купинѣ. Цѣль повелѣнія состояла въ томъ, чтобы возбудить въ немъ благоговѣніе къ Явившемуся въ купинѣ. И, безъ сомнѣнія, онъ во всей силѣ проникнулся при этомъ благоговѣніемъ, ибо мѣсто, на которомъ Онъ находился въ сіе время, была земля святая, освященная чудеснымъ явленіемъ близъ него славы Божіей.

Примѣръ благоговѣнія Моисея, не дерзнувшаго приблизиться къ мѣсту богоявленія, располагаетъ и насъ къ подобному благоговѣнію не только предъ Господомъ, освятившимъ утробу Дѣвы Своимъ обитаніемъ, но и передъ Нею Самою, послужившею орудіемъ воплощенія Сына Божія, вмѣстившей въ себѣ огнь Божества и чрезъ то сподобившеюся такой великой чести, какой никогда и никто на землѣ не удостоивался и не удостоится. Не приближайся сѣмо, къ сей неопалимой купинѣ, съ дерзостію и легкомысліемъ нечестиваго, не признающаго богоматерняго достоинства въ лицѣ Пресвятой Дѣвы Маріи. Ей подобаетъ честь ради Ея Сына и Бога. Отказать Ей въ благоговѣйномъ чествованіи значило бы оскорблять Ея Сына и Бога. Правда, Она близка къ намъ какъ единокровная намъ, какъ происшедшая отъ однихъ съ нами прародителей, какъ благодатная Матерь наша, всегда готовая съ материнскимъ участіемъ ходатайствовать за всѣхъ притекающихъ къ Ней за помощію въ нуждахъ духовныхъ и тѣлесныхъ. Эта близость Ея къ намъ должна располагать насъ къ дерзновенію предъ Нею. Но въ то же время мы не должны забывать, что эта Матерь наша есть вмѣстѣ Царица неба и ззмли, яко Матерь Царя небеснаго и Бога, что по сему достоинству Она досточтимѣе херувимовъ и безъ сравненія славнѣе серафимовъ, поклоняющихся Ей, какъ своей Царицѣ. Какъ Она имѣетъ матернее дерзновеніе къ Сыну Своему и Богу, такъ и мы съ сыновнимъ дерзновеніемъ должны приступать къ Ней; но сіе дерзновеніе должно быть умѣряемо и управляемо благоговѣніемъ предъ Нею, опасеніемъ—не оскорбить бы Ее пренебреженіемъ къ Ея достоинству въ мысляхъ и словахъ. Подобное опасеніе или осторожность должно соблюдать и въ отношеніи къ земнымъ матерямъ. Можетъ ли быть пріятно земной матери, если дѣти ея, пользуясь свободой своихъ отношеній къ ней, позволяютъ себѣ произносить предъ нею слова праздности, легкомыслія, ропота на нее и т. п.? Можетъ ли же что-нибудь подобное быть угодно нашей Матери-Царицѣ небесной? Будь къ Ней близокъ сердцемъ и устами, но не забывайся предъ Нею.

б) Мысль о благовѣйномъ отношеніи къ Ней еще яснѣе выражается въ другомъ словѣ повелѣнія Господа Моисею. Сказавъ: не приближайся сѣмо, Онъ присовокупилъ: иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ. Предъ святынею купины надлежало стоять съ необувенными ногами, чтобы не оставить на святомъ мѣстѣ слѣдовъ пыли и грязи, прилипающихъ къ сандаліямъ. Внѣшняя чистота и опрятность, заповѣданная Моисею на время стоянія его предъ купиною, было однимъ изъ видовъ внѣшняго чествованія Божества. Это внѣшнее чествованіе необходимо, ибо Богу надлежитъ служить не только духомъ, но и тѣломъ. Прославите Бога вз тѣлесѣхъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20). Но внѣшнее богопочтеніе угодно Господу только въ соединеніи съ внутреннимъ. Чистота ногъ должна была напоминать Моисею о чистотѣ нравственной. Онъ долженъ былъ позаботиться объ очищеніи своего сердца отъ грѣховной нечистоты. Онъ долженъ былъ знать, что стоитъ предъ лицемъ Святѣйшаго существа, Которому мерзокъ помыслѣ неправедный (Причт. 15, 26), предъ Всевѣдущимъ, отъ Котораго нельзя скрыть непримѣтныхъ людямъ гнѣздящихся въ глубинѣ сердца грѣховъ гордости, зависти, вражды, нецѣломудрія, — предъ Богомъ всеправеднымъ, Котораго нельзя оскорблять безнаказанно коснѣніемъ во грѣхахъ, -предъ Богомъ благости и любви, Которому наши молитвы и подвиги покаянія могутъ быть угодны только въ соединеГрѣховная нечистота — вотъ та грязь- и пыль, которую долженъ былъ снять Моисей съ души своей, когда снималъ обувь съ ногъ своихъ. Забота о нравственной чистотѣ есть обязанность, исполненіе которой и всѣ мы должны соединять съ чествованіемъ не только Господа Бога, но также Богоматери. Чествованіе, которое оказываемъ Ей участіемъ въ праздникахъ въ честь Ея, въ молитвѣ и пѣснопѣніяхъ, лобызаніемъ Ея иконъ, поклоненіемъ предъ ними, можетъ быть угодно Ей только подъ условіемъ- ревности о нравственномъ преуспѣяніи. Земная мать можетъ ли быть довольна выраженіемъ любви и почтительности къ ней сына, хотя бы они исходили отъ искренняго сердца, вели сынъ ведетъ жизнь порочную и худыми дѣлами причиняетъ скорбь ея сердцу? Равно и Богоматерь не можетъ быть довольна наружными знаками; чествованія Ея, если душа чтителя еа не стряхнула съ себя пыли и грязи,, прилипшихъ къ ней отъ грѣховныхъ искушеній со стороны плоти, міра к діавола. Не красна похвала въ устахъ грѣшника. Доколѣ онъ не покажетъ исправленія, славословія его, обращенныя къ Богоматери, только огорчатъ Ее.

III. Итакъ, если не хотимъ огорчать Ее, будемъ чествованіе Ея славословіями и молитвами соединять съ ревностію къ исполненію заповѣдей Божіихъ и подражаніемъ Ея совершенствамъ. Подражаніе Ея непорочности, Ея смиренію, Ея безграничной преданности волѣ Божіей — вотъ что наипаче угодно Ей. (Сост. по слов. Виссаріона еписк. костромск , помѣщ. въ „Душеполез. чтен.“ за 1892 г., октябрь).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий