Поученіе. Празднованіе Почаевской иконѣ Божіей Матери

Прот. Григорій Дьяченко

Исторія чудотворной иконы съ нравственными уроками.

I. О явленіи чудотворной Почаевской иконы на Волыни, празднованіе которой совершается нынѣ, сохраняются слѣдующія преданія. Ее привезъ въ Россію въ 1537 году константинопольскій митрополитъ Неоѳитъ, путешествовавшій въ это время въ нашемъ отечествѣ. Въ благодарность за оказанное ему гостепріимство онъ благословилъ ею одну изъ благочестивыхъ и страннолюбивыхъ женъ, по имени Анну Гойскую, проживавшую въ мѣстечкѣ Орля (нынѣ деревня Урля).

Господу угодно было прославить этотъ ликъ Приснодѣвы Маріи. Икона нѣсколько разъ являлась во снѣ въ лучезарномъ свѣтѣ владѣтельницѣ дома и проживавшимъ въ немъ, но Анна не вѣрила ни себѣ, ни другимъ. Однажды она увидѣла изображенную на иконѣ Богоматерь въ сіяніи свѣта уже не во снѣ, но наяву. Прошло немного времени, и отъ иконы стали истекать чудотворенія. Тогда Анна стала оказывать иконѣ болѣе благоговѣнія; но это чувство ея особенно возрасло и усилилось послѣ того, какъ прозрѣлъ ея родной братъ, слѣпецъ отъ природы, въ умиленіи сердца со слезами помолившійся предъ святою иконою объ избавленіи отъ своего природнаго недостатка. Послѣ этого, считая себя недостойною обладать такою святынею, Анна, по совѣту духовныхъ и мірскихъ лицъ, съ торжествомъ препроводила сей образъ въ обитель, находящуюся въ м. Почаевѣ, Волынской губерніи. Съ тѣхъ поръ эта святая икона пребываетъ тамъ доселѣ и извѣстна подъ именемъ ГІочаевской. Между многими чудесами отъ ГІочаевской иконы Богоматери особенно замѣчательно чудесное избавленіе Почаевской обители въ 1675 году заступленіемъ Богородицы отъ турокъ. Невѣрные мусульмане приступили къ самымъ стѣнамъ монастыря. Православные иноки, возлагая надежду свою на помощь Заступницы рода христіанскаго, всю ночь молились предъ Ея чудотворною иконою. Когда во время пѣнія акаѳиста они возгласили: «Вбранной воеводѣ» имъ явилась Божія Матерь въ свѣтлой одеждѣ, окруженная ангелами съ обнаженными мечами, и съ бѣлоблещущимъ омофоромъ. Въ это время на турокъ напалъ внезапный страхъ, такъ что они обратились въ бѣгство.

II. Православные христіане, населяющіе наше отечество, питаютъ къ Почаевской иконѣ Богоматери великое благоговѣніе. На поклоненіе этой святынѣ стекаются въ Почаевскую лавру богомольцы изъ всѣхъ концовъ святой Руси.

а) И тотъ, кто приходитъ туда съ вѣрою, послѣ усердной молитвы своей къ Пресвятой Богородицѣ, безъ сомнѣнія, получаетъ не малое утѣшеніе духовное, чувствуетъ замѣтное облегченіе отъ угнетающихъ почти каждаго изъ насъ недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ. Не даромъ же православный русскій народъ такъ любитъ искать утѣшенія наболѣвшей душѣ въ путешествіяхъ къ святымъ мѣстамъ. Каждый годъ съ раннею весною неутомимые труженики изъ нашего простого народа во множествѣ путешествуютъ по разнымъ святынямъ со всѣхъ концовъ широкой Россіи: отъ Почаевадо Кіева, а отъ Кіева до Троицы Сергія и Соловецкаго монастыря. Эти благочестивые поклонники съ посохомъ въ рукѣ и съ котомкою за спиною проходятъ тысячи верстъ подъ дневнымъ жаромъ, часто съ невыразимою усталостію, питаясь сухимъ хлѣбомъ и простою водою. Всѣхъ ихъ влечетъ на эти труды одна таинственная благодать, пребывающая въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ когда-то спасались святые люди, гдѣ нетлѣнно почиваютъ ихъ священные останки, гдѣ хранятся вообще благоговѣйно почитаемые вѣрующими святыни. Какъ отрадно бываетъ душѣ, истомленной невзгодами житейскими или вихремъ суетныхъ заботъ, отдохнуть въ тиши этихъ святыхъ мѣстъ! Какъ- то особенно чувствуетъ себя тамъ наша душа; какъ будто тамъ и воздухъ не тотъ, и природа другая, и люди иные; и самъ тамъ какъ будто становишься другимъ, словно подъ вліяніемъ какой-то благодатной силы душа наша тамъ согрѣвается, просвѣтляется и чувствуетъ отраду. Да, святыя мѣста суть поистинѣ благодатные источники святой жизни.

б) Но не всякій изъ насъ, христіанъ, имѣетъ возможность поклониться святынѣ на мѣстѣ ея прославленія. Да этого отъ насъ никто и не требуетъ. Съ насъ будетъ совершенно достаточно, если мы будемъ ублажать и прославлять Пресвятую Богородицу на мѣстѣ своего жительства, если мы будемъ съ усердіемъ обращаться къ Ней въ своихъ ежедневныхъ молитвахъ. Вѣдь Божія Матерь едина, и только иконы Ея существуютъ разныя. Предъ какой бы иконой Ея мы ни стали молиться, наши прошенія будутъ восходить все къ Той же Богоматери, Которая предстоитъ на небѣ престолу Сына Своего. Когда мы молимся предъ какою-либо иконою, то должны устремлять свой умъ и сердце не къ вещественному изображенію, но къ тому, кто изображенъ на иконѣ. Изображеніе же, или ликъ, только возбуждаютъ насъ къ молитвѣ, напоминая собою о тѣхъ благодѣяніяхъ, которыя истекаютъ чрезъ изображеннаго на иконѣ Господа и Пречистую Богородицу. И чѣмъ благолѣпнѣе икона, тѣмъ сильнѣе возбуждается духъ къ молитвѣ. Вотъ почему православные христіане съ самыхъ давнихъ временъ заботятся о благолѣпіи и святолѣпіи иконныхъ изображеній.

в) Но дорожа благолѣпіемъ имѣющихся въ нашихъ храмахъ и домахъ священныхъ изображеній, мы должны неусыпно заботиться и о чистотѣ и просвѣтлѣніи образа Божія въ насъ самихъ. Слово Божіе свидѣтельствуетъ, что всѣ мы созданы по образу и подобію Божію. Душа наша есть то же какъ бы икона шли образъ Господа, ибо она, хотя и въ малой мѣрѣ, надѣлена и владѣетъ тѣми качествами, какія въ совершенствѣ и во всей полнотѣ свойственны Творцу и Промыслителю нашему. Но какъ есть иконы полинялыя или мало похожія на изображенныхъ на нихъ св. лицъ,такъ есть и души, утратившія чутъ не всѣ черты образа Божія. Не даромъ св. писаніе говоритъ о невоздержныхъ людяхъ, что они приложились скотамъ несмысленнымъ и уподобились имъ. Боясь этого, будемъ хранить, православный христіанинъ, свою душу и сердце въ чистотѣ и благообразіи. (См. „Воскр. день" за 1892 г.).

III. Братіе! Будемъ обращаться съ усердною молитвою къ Богоматери, да поможетъ Она намъ избавиться отъ бѣдъ земной жизни и да сподобитъ Она насъ наслѣдовать жизнь вѣчную. Она для міра христіанскаго есть „древо свѣтлоплодовитое, отъ него же питаются вѣрніи, источникъ животныя воды неистощаемый, пристанище въ пучинѣ скорбей сущимъ и помощница всѣмъ вѣрно молящимся Ей“. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий