Поученіе. Празднованіе Полтавской побѣды

Прот. Григорій Дьяченко

 Поучительность событія.

 1. Церковь празднуетъ нынѣ побѣду, одержанную Петромъ Великимъ надъ шведами подъ Полтавою. Швеція давно уже бросала завистливые взгляды на Россію, подъ различными предлогами вступала въ области наши и старалась, пользуясь благопріятными для себя обстоятельствами, оторвать какую либо часть отъ тѣла Россіи.

Съ арміею сильною, хорошо обученною и выправленною, съ оружіемъ новѣйшаго и потому лучшаго устройства,  заручившись притомъ предательствомъ на его сторону гетмана Мазепы съ малороссійскимъ казацкимъ войскомъ, шведскій король Карлъ врывается, совершенно неожиданно, во внутреннія области Россіи и, не встрѣчая почти сопротивленія, достигаетъ Малороссы. Какъ громомъ поразило Петра это нашествіе сильнаго и хитраго врага, грозившаго надолго остановить начатое имъ благотворное дѣло для Россіи. Съ вѣрою въ Промыслъ Божій и правоту своего дѣла, съ войскомъ однако же далеко не такъ обученнымъ, съ орудіями еще несовершенными, выступаетъ онъ въ походъ противъ Карла. Вѣсти объ измѣнѣ Мазепы и соединеніи съ Карломъ весьма не радостны для Петра. Но битва подъ Полтавою, несчастная для шведовъ, окончилась при помощи Божій полнымъ торжествомъ русскихъ войскъ. Карлъ раненый бѣжалъ въ Турцію, войска его все разбито, Швеція на много десятилѣтій сдѣлалась не опасною для Россіи соперницею. Понятно, какою радостію билось сердце государя, съ какимъ торжествомъ встрѣчаемъ былъ повсюду побѣдитель, какое довѣріе въ умахъ самыхъ неподвижныхъ, въ сердцахъ самыхъ холодныхъ, должна было являться къ Петру и его начинаніямъ.

II. Св. церковь, усматривая въ совершившемся дѣлѣ побѣды дѣйствіе Промысла Божія, благодѣющаго Петру и его преобразованіямъ, благодарственною службою, нарочито для сего составленною, узаконила навсегда торжествовать память сей побѣды надъ врагами, въ поученіе всѣмъ родамъ, что Вышній владѣетъ царствомъ человѣческимъ и россійскимъ въ частности, что перстъ Божій движетъ волею и дѣяніями царя русскаго, помазанника Божія, что дѣло его преобразованія благоугодно Господу Богу, вопреки мнѣніямъ темныхъ поборниковъ, старины. Благодарственная служба сія 27 іюня и доселѣ совершается въ храмахъ нашихъ православныхъ. Основная мысль ея та, что царь земной есть служитель Божій, Богомъ поставляемый и Его волю сознательно или даже безсознательно исполняющій, что въ его дѣйствіяхъ и распоряженіяхъ открывается дѣйствіе суда и міроправленія Божественнаго. Сообразно сей глубоко-назидательной мысли, служба по случаю побѣды подъ Полтавою изъ исторіи библейской и церковной беретъ правителей народныхъ, находившихся подъ особымъ  Богоправленіемъ, и ставитъ ихъ въ образъ правителей современныхъ, все совершающееся относя къ Господу Богу и нынѣ такъ же чудодѣйственно спасающему вѣрующій въ Него народъ Его, какъ и древле народъ Божій чрезъ вождей и правителей израильтянъ.

III. Да запечатлѣемъ, братія, не только въ умахъ, но и сердцахъ нашихъ эти отрадные уроки, какіе преподаетъ намъ св. церковь въ настоящій день! Да проникнемся мы мыслію, что царь, какъ помазанникъ Божій, есть орудіе Божественнаго Промыслителя этого царства, во главѣ котораго волею Божіею онъ поставленъ. Молитва за него, безпрекословное послушаніе ему и издаваемымъ имъ законамъ, готовность положить за него жизнь свою, есть нашъ священный долгъ, первая обязанность по отношенію къ царю нашему. (Извлеч. съ сокращ. и дополн. изъ № 24-го „Моск. Епарх. Вѣд.“ за 1872 годъ).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий