Поученіе. Преображеніе Господне

Прот. Григорій Дьяченко

Уроки изъ празднуемаго событія: а) спѣши ко І. Христу и Онъ успокоитъ тебя и сдѣлаетъ тебя счастливымъ; б) средство жить въ мирѣ и любви).

I. Преображеніе Господне, которое мы нынѣ воспоминаемъ, происходило такимъ образомъ: І. Христосъ, взявъ съ Собой трехъ Своихъ учениковъ, Петра, Іакова и Іоанна, взошелъ съ ними на высокую гору Ѳаворъ, и тамъ, во время молитвы, преобразился предъ ними, т. -е. явился въ прославленномъ видѣ: лицо Его просіяло, какъ солнце, ризы сдѣлались бѣлы, какъ снѣгъ, и явились Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе.

Апостолъ Петръ, восхищенный такимъ чудеснымъ зрѣлищемъ, сказалъ І. Христу: Господи! хорошо намъ здѣсь; если хочешь, построимъ здѣсь три сѣни: одну Тебѣ, другую Моисею, третью Иліи. Но когда онъ еще говорилъ, явилось свѣтлое облако и осѣнило ихъ; и когда они оказались въ облакѣ, то страхъ напалъ на нихъ. И вотъ изъ облака исшелъ голосъ Бога Отца, говорившій: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте». Услышавъ голосъ сей, ученики очень испугались и пали на землю. Іисусъ, пришедши, коснулся ихъ и сказалъ: «встаньте и не бойтесь». Вставши, они никого уже болѣе не видѣли, кромѣ одного Іисуса въ Его прежнемъ видѣ.

На другой день, когда сходили они съ горы, І. Христосъ запретилъ имъ разсказывать кому либо о томъ, что они видѣли, пока Онъ не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 1-9; Марк. 10, 2-9; Лук. 11, 28-36).

II. а) Отчего, братіе мои, апостолу Петру вдругъ такъ стало хорошо на горѣ, что онъ и не зналъ, какъ выразить свою радость, — навѣчно тамъ бы остался, поселился онъ? Это оттого, что во время преображенія отъ І. Христа сіялъ необыкновенный свѣтъ, свѣтъ божественный; и апостолы, сколько вмѣстить могли, наслаждались симъ свѣтомъ. Такъ и всегда бываетъ при свѣтѣ божественномъ. При немъ вездѣ хорошо: и во мракѣ свѣтло, и въ одиночествѣ весело.

Тяжело бываетъ иногда намъ въ жизни, при разныхъ нуждахъ и опасеніяхъ, при бѣдахъ и болѣзняхъ, при трудахъ и лишеніяхъ; спѣши всякій труждающійся и обремененный къ Іисусу сладчайшему, и Онъ упокоитъ тебя. При Іисусѣ сладчайшемъ мы можемъ быть всегда веселы, покойны, всѣмъ довольны, горе всякое забудемъ.

б) Въ день Преображенія Господня мы преимущественно просимъ І. Христа, Господа нашего, чтобы намъ возсіялъ свѣтъ Его вѣчный, Божественный, радостный, успокоительный: да возсіяетъ и намъ грѣшиымъ свѣтъ Твой присносущный.

Желаете ли и вы, братія, чтобы и васъ осіялъ свѣтъ божественный? Живите между собою въ любви и согласіи, и вамъ будетъ хорошо и весело, и вы будете жить во свѣтѣ божественномъ; кто любитъ брата своего, говорится въ евангеліи, тотъ во свѣтѣ пребываетъ (1 Іоан. 2, 10). Благословеніе Божіе нисходитъ на тѣхъ людей, которые живутъ между собою въ любви. И со стороны сердце радуется, какъ смотришь на людей, живущихъ между собою согласно: какою же радостію они наслаждаются сами! Къ несчастію, рѣдки такія семейства, и немного такихъ людей!

Что дѣлать! говоримъ мы иногда: и радъ бы я жить со всѣми въ мирѣ, но не отъ меня зависитъ; и готовъ бы я забывать всѣ оскорбленія, но меня не только оскорбляютъ, но и примириться со мною не хотятъ. Нѣтъ, братія, отъ насъ главнымъ образомъ и почти всегда зависитъ жить въ мирѣ со всѣми, отъ насъ почти всегда зависитъ мирно жить даже и съ тѣми, которые не хотятъ мирно жить и мириться. И съ немирными мы должны быть мирными — миротворцами. Выслушайте слѣдующее сказаніе изъ Пролога, и вы убѣдитесь въ истинѣ словъ моихъ. Одинъ инокъ, оскорбленный братомъ, пришелъ къ нему, чтобы помириться съ нимъ, но тотъ не принялъ его, и дверей ему не отворилъ! Отвергнутый пошелъ послѣ того къ одному опытному старцу и сказалъ ему объ этомъ. «Знаешь ли, сказалъ ему старецъ, отчего обидѣвшій тебя братъ не захотѣлъ съ собою примириться? Ты, идя къ нему мириться, себя самого въ душѣ оправдывалъ, а его мысленно обвинялъ. Совѣтую тебѣ такъ поступить: хотя и братъ твой согрѣшилъ противъ тебя, но ты утверди въ душѣ твоей ту мысль, что и ты согрѣшилъ противъ него; себя обвини, а его оправдай». Инокъ сдѣлалъ по совѣту старца, пошелъ къ своему брату, и что же? не успѣлъ толкнуть въ двери, какъ тотъ отворилъ ихъ тотчасъ, и встрѣтилъ его съ распростертыми объятіями. (Прол. 17 сент.).

И мы, если желаемъ мирно жить съ ближними или помириться съ кѣмъ нибудь, а тотъ не хочетъ, то должны стараться оправдывать его, хотя бы онъ былъ дѣйствительно виноватъ предъ нами, а самихъ себя обвинять, хотя и полагаемъ въ мнѣніи своемъ, что мы правы. Души наши какъ-то понимаютъ другъ друга, и сердечныя наши расположенія сильно дѣйствуютъ на сердце другого. Въ ту минуту какъ ты будешь оправдывать и извинять друтого, тотъ съ своей стороны будетъ тебя оправдывать и извинять; такимъ образомъ между вами будетъ миръ и согласіе.

Конечно, бываютъ люди, столь закоснѣвшіе во злѣ отъ долгаго служенія сатанѣ, что съ ними нѣтъ никакой возможности примириться, ибо они отвергаютъ христіанскій миръ и въ замѣнъ его предлагаютъ такія условія, принять которыя не позволяетъ ни совѣсть, ни страхъ Божій, ни законы гражданскіе. Но и о тѣхъ людяхъ будемъ молиться Богу, чтобы Самъ Онъ наставилъ ихъ на путь истины и добра.

III. На горѣ преобразивыйся Христе Боже нашъ! Соедини любовію наши сердца такъ, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имѣли нужды мириться. (Сост. съ дополн. по проп. прот. Р. Путятина).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий