Поученіе. Преп. Анастасій, игуменъ синайскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Съ какими чувствованіями должно присутствовать при богослуженіи?

Преп. Анастасій, воспоминаемый нынѣ церковію, былъ родомъ изъ Сиріи или Палестины и въ юности получилъ прекрасное образованіе и благочестивое христіанское воспитаніе. Придя въ возрастъ и воспитавъ въ себѣ благочестивое душевное расположеніе, преп. Анастасій пожелалъ оставить міръ н вступилъ въ монастырь.

Любовь къ иноческимъ подвигамъ и желаніе найти совершеннѣйшихъ наставниковъ въ нихъ побудила его посѣтить подвижниковъ благочестія на Синаѣ, съ которыми онъ и остался жить. Подвиги благочестія и духовная мудрость снискали ему общее уваженіе братіи; онъ удостоенъ былъ сана пресвитера и по смерти Григорія Синаита, брата Іоанна Лѣствичника, былъ избранъ игуменомъ Синайской горы. Извѣстна ревностная борьба преп. Анастасія съ различными ересями. Твердо защищая догматы православной вѣры противъ лжеучителей, онъ для борьбы съ ересями путешествовалъ по тѣмъ странамъ, гдѣ онѣ распространялись, а также обличалъ ихъ въ своихъ многочисленныхъ и прекрасныхъ сочиненіяхъ. Обладая прекраснымъ образованіемъ и основательнымъ знаніемъ Св. Писанія и писаній св. отцевъ, твердо держась православнаго ученія церкви, Анастасій былъ истиннымъ бичемъ для заблужденія, свѣтильникомъ истины, твердою опорою для православныхъ. Первымъ правиломъ для тѣхъ, кто ищетъ праваго разумѣнія ученія вѣры и борется съ врагами вѣры, преподобный Анастасій ставилъ — вести чистую, непорочную жизнь, дабы сердце было храмомъ Духа Святаго и освящалось Его свѣтомъ.

II. Обличая ереси и утверждая православную вѣру, преп. Анастасій преподалъ и много правилъ для христіанской жизни и преуспѣянія въ благочестіи. Вотъ, напримѣръ, прекрасное наставленіе его о томъ, съ какими расположеніями души должно присутствовать при богослуженіи.

«Мы желаемъ только (суетныхъ) удовольствій, говоритъ онъ, а когда нужно быть въ церкви, одного часа не можемъ мы провести въ молитвѣ: при чтеніи помышляемъ о томъ, какъ бы скорѣе выйти изъ нея, и притомъ съ такимъ нетерпѣніемъ, какъ будто бы находились среди пламени. Если чтеніе евангелія продолжительнѣе обыкновеннаго, если священникъ продолжительно читаетъ молитвы, если совершаетъ св. таинства нѣсколько медленно, мы скучаемъ, дремлемъ, зѣваемъ, начинаемъ смотрѣть по сторонамъ. Одни, вмѣсто того, чтобы очищать свою совѣсть искреннимъ сокрушеніемъ о своихъ грѣхахъ, заботятся только о томъ, чтобы украсить свое тѣло богатыми одеждами; другіе, едва лишь войдутъ въ церковь, уже съ нетерпѣніемъ ожидаютъ, скоро ли возможно будетъ выйти изъ нея. Большая часть женщинъ приходитъ въ церковь не столько для молитвы, сколько для тщеславія, для того, чтобы показать свои богатые и модные наряды».

«Должно омыть свои грѣхи исповѣдію и слезами, должно бѣгать грѣха, должно смириться и возбудить въ себѣ чувства сокрушенія, и только въ этихъ святыхъ расположеніяхъ приступать къ св. таинствамъ. Но, скажешь ты мнѣ, не въ моей власти имѣть эти слезы и плакать о моихъ грѣхахъ! Знаешь ли, отъ чего это происходитъ? Это отъ того, что ты ничего не дѣлаешь для полученія отъ Бога этихъ слезъ; это отъ того, что ты не растроганъ, что даже никогда не думаешь о томъ страшномъ днѣ, когда Богъ будетъ судить насъ. Но если ты не можешь плакать, стонать, — по крайней мѣрѣ возбуждайся къ спасительной печали; сокращай свой смѣхъ, обращай глаза къ землѣ, смиряй свой умъ и сердце, сознавай, что ты грѣшникъ, и такимъ образомъ предстань къ Богу всецѣло проникнутымъ печалью о своихъ грѣхахъ и благоговѣніемъ предъ Его грознымъ величіемъ».

«Мы поступаемъ въ церкви, какъ въ какомъ-либо увеселительномъ мѣстѣ: смѣемся, шутимъ, говоримъ, и не помышляемъ о томъ, что находимся въ храмѣ Господнемъ. Ужели вы не знаете, что церковь для вашей души есть врачебница, пристань? Если въ ней вы не будете принимать средствъ для уврачеванія вашихъ золъ, найдете ли ихъ въ другомъ мѣстѣ? И если въ этой пристани спасенія вы волнуетесь бурею, гдѣ найдете вы тишину? Я заклинаю васъ, братія, находиться тамъ съ великимъ благоговѣніемъ. Проникайтесь святымъ трепетомъ во время совершенія св. таинъ».

III. Таковы наставленія преп. Анастасія, въ которыхъ видны какъ его собственное благочестіе, такъ и пламенная ревность о спасеніи ближнихъ. Примемъ ихъ къ сердцу, возлюбленные братіе, и благословеніе святаго почіетъ на насъ. Аминь. (Сост. по «Жит. свят.» Филарета, архіеп. черниговск., апрѣль).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий