Поученіе. Преп. Даніилъ переяславскій

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Причины неожиданной и прискорбной смерти.

 I. Воспоминаемый нынѣ церковью преп. Даніилъ, въ мірѣ Димитрій, родился въ Переяславлѣ Залѣсскомъ въ 1453 году отъ благородныхъ родителей. Росъ онъ кроткимъ и добрымъ отрокомъ, и еще въ юныхъ лѣтахъ въ яемъ обнаружилась наклонность къ строгимъ подвигамъ. 17-ти лѣтъ отъ роду онъ постригся въ иноки съ именемъ Даніила и спустя нѣкоторое время поселился въ Горицкой обители, въ которой прожилъ около 30 лѣтъ, принялъ здѣсь санъ священства и былъ настоятелемъ обители.

Опытный въ духовной жизни, онъ славился тѣмъ, что давалъ полезные духовные совѣты. И многіе стали приходить къ нему на исповѣдь и за совѣтами. Но онъ, кромѣ того, избралъ себѣ особый подвигъ любви къ ближнимъ. Онъ взялъ на себя трудъ и заботу погребать всѣхъ, погибшихъ нечаянною и, прискорбною смертью — убитыхъ разбойниками, утонувшихъ, замерзшихъ, нечаянно на дорогѣ умершихъ. Какъ только слышалъ онъ о таковыхъ, онъ шелъ, на своихъ плечахъ переносилъ тѣло несчастно погибшаго на кладбище, пѣлъ надъ нимъ погребальныя пѣснопѣнія и благочестно погребалъ его. Онъ просилъ и другихъ сказывать ему о таяихъ случаяхъ, и шелъ отпѣвать и погребать покойнаго. Кладбище стало для него какъ бы роднымъ мѣстомъ; тѣ, которые нашли на немъ послѣдній пріютъ себѣ, были ему дороги: вѣдь, онъ нашелъ имъ этотъ пріютъ, онъ проводилъ ихъ на вѣчный покой надгробными молитвами и слезами... Часто по ночамъ смотрѣлъ онъ изъ окна Горицкой келліи на кладбище, часто думалъ онъ: сколъко тайныхъ рабовъ Божіихъ лежитъ, быть можетъ, на этомъ кладбищѣ, безвѣстно угодившихъ Богу, безвѣстно жившихъ, безвѣстно и скончавшихся! И что-то чудное видѣлось и слышалось иногда на кладбищѣ — то загорался огонь, то доносилось оттуда церковное пѣніе! Хорошо бы поставить храмъ на Божедомьѣ, думалъ преп. Даніилъ, чтобы приносима была въ немъ безкровная жертва и возносилась ежедневно молитва о упокоеніи тамъ погребенныхъ. Но не было средствъ. Три года рѣшилъ ждать преподобный, не подастъ ли Господь откуда помощи, и помощь неожиданно открылась по окончаніи этого срока. Случилось, что преподобный молитвами избавилъ двоихъ бояръ отъ княжеской опалы. Благодарные преподобному, они представили его лично великому князю Василію Ивановичу и выхлопотали ему право владѣть всѣмъ Божедомьемъ и построить въ немъ храмъ. Нашлись благотворители, и на Божедомьѣ построенъ былъ храмъ во имя Всѣхъ Святыхъ въ той мысли, чтобы въ числѣ всѣхъ святыхъ почтены были и тѣ изъ погребенныхъ тамъ, которые угодили Господу и удостоились быть на небесахъ въ ликѣ святыхъ. Образоваласъ обитель. Со временемъ преп. Даніилъ перешелъ въ нее изъ Горицкаго монастыря и былъ ея настоятелемъ. Преподобный Даніилъ достигъ глубокой старости и умеръ на 87 году жизни, 7 апрѣля 1540 года. 112 лѣтъ почивали св. мощи его въ землѣ, но во все это время братія вѣрила въ его святость, и задолго еще до открытія его мощей былъ написанъ его образъ и сложенъ ему тропарь, кондакъ и канонъ. Въ 1652 году св. мощи его были торжественно открыты и нынѣ почиваютъ въ серебряной ракѣ, въ придѣлѣ соборнаго храма, сооруженномъ во имя преподобнаго.

II. Размыслимъ, братіе, о подвигѣ преп. Даніила, взявшаго на себя трудъ погребать умершихъ нечаянною смертію, и почерпнемъ отсюда назиданіе.

Постоянно нынѣ объявляются извѣстія то объ убитыхъ, то утонувшихъ, замерзшихъ, сгорѣвшихъ и иныхъ несчастныхъ, умирающихъ безъ христіанскаго напутствія. Невольно возникаетъ вопросъ: почему многихъ постигаетъ такая страшная смерть, неестественная и насильственная?

Обыкновенно смерть скоропостижную называютъ «напрасною». Это выраженіе, если принимать его въ современномъ значеніи, не совсѣмъ точно. У Бога ничего не бываетъ напрасно. Какія же могутъ быть причины ея?

а) Не всегда грѣхи тѣхъ, которые такъ несчастно умираютъ. Упала нѣкогда въ Іерусалимѣ башня, и осьмнадцать человѣкъ убила. Спаситель, указавъ на это несчастіе, спросилъ окружавшихъ Его іудеевъ: «или вы думаете, что тѣ осьмнадцать человѣкъ виновнѣе были всѣхъ живущихъ въ Іерусалимѣ?» Симъ вопросомъ Онъ предупреждаетъ и насъ, чтобы мы не почитали какъ бы за отверженныхъ Богомъ тѣхъ, которые умираютъ не естественною смертію: можетъ она постигнуть человѣка, хотя и не безгрѣшнаго, но и не очень грѣшнаго, даже благочестиваго.

На подобные случаи неповинной смерти святый Златоустъ даетъ такое объясненіе: «если увидишь, что праведникъ терпитъ злую кончину, не упадай духомъ, ибо ему несчастія уготовляютъ свѣтлый вѣнецъ. Богъ наказываетъ нѣкоторыхъ на землѣ, чтобы облегчить имъ тамошнее наказаніе, или совсѣмъ освободить ихъ отъ онаго» (О Лаз. бес. III, § 9). Здѣсь прилично воспомянуть объ одномъ пустынникѣ, котораго левъ растерзалъ. Другой, знавшій его жизнь, пришелъ въ недоумѣніе: какая же это справедливость, что жившій неукоризненно и свято подвергся такой лютой смерти? — Въ слѣдующую ночь является ему ангелъ, и говоритъ: «этотъ, растерзанный звѣремъ, имѣлъ одинъ тайный грѣхъ, за который онъ просилъ себѣ наказаніе у Бога, и послалъ ему Господь такую кончину, ради совершеннаго очищенія души его». Такъ праведные аще предъ лицемъ человѣческимъ и муку пріимутъ, упованіе ихъ безсмертія исполнено (Пр. Сол. 3, 4).

б) Между тѣмъ всегда гибель скоропостижно умирающихъ направляется Промысломъ къ вразумленію живыхъ. Не отрицалъ Господь, что грѣшны тѣ, которые башней были убиты; но ихъ несчастіемъ призывалъ живыхъ къ покаянію: аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Поелику же іерусалимляне не вразумились симъ урокомъ, не исправились, во Христа не увѣроваля, а во время суда надъ Нимъ кричали: кровь Ею на насъ и на чадѣхъ нашихъ (Матѳ. 27, 25): то и сбылось надъ ними Его предсказаніе. Всѣ упорные въ невѣріи іерусалимляне погибли, когда Іерусалимъ, какъ городъ мятежный, взятъ и разрушенъ былъ римлянами (Ѳеофил. Благовѣстн. на еванг. Лук., гл. 13). И въ наше время, если иные умираютъ внезапно и насильственно, мы не должны думать, что мы безопасны, будто мы правы; напротивъ, Богь попускаетъ около насъ быть несчастнымъ случаямъ, чтобъ мы позаботились о своемъ исправленіи.

в) Святый Василій Великій уподобляетъ Господа врачу, который, когда видитъ, что рана гніетъ и заражаетъ, отнимаетъ всю больную часть тѣла. Такъ Господь «останавливаетъ неправду прежде, нежели разлилась она до безмѣрности. Поэтому бѣдствія, если съ кѣмъ случаются, пресѣкаютъ возрастаніе грѣха, и всенародные пороки уцѣломудриваетъ Онъ всенародными казнями. Отсюда землетрясенія, кораблекрушенія и истребленіе людей отъ воды, огня и другихъ причинъ. Все сіе имѣетъ началомъ чрезмѣрность грѣха» (Твор. Вас. Вел., ч. IѴ, стр. 144, 150, 146). Бѣдственный конецъ злыхъ людей останавливаетъ стремленіе порока. Гнѣвъ Божій соразмѣряется съ грѣхами (Твор. Григ. Богосл., ч. II, стр. 51, 36, 50).

г) Однако же не всѣ порочные скоропостижно умираютъ; иные, и злодѣйствуя, долго живутъ. «Когда видишь», отвѣчаетъ Златоустъ, «что нѣкоторые или при кораблекрушеніи погибли, или задавлены домомъ, или потонули въ рѣкѣ, или другимъ насильственнымъ образомъ окончили жизнь, между тѣмъ какъ иные, или подобно имъ, или еще хуже грѣшатъ, однако остаются невредимы, — не смущайся, и не говори: отъ чего это согрѣшающіе одинаково не пострадали одинаково? Богъ одному попускаетъ быть убитымъ, облегчая тамошнее наказаніе ему, или пресѣкая грѣховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собиралъ большее на себя осужденіе. А другому не попускаетъ такой смерти, чтобы, наученный казнію перваго, онъ сдѣлался благонравнѣе. Если же вразумляемые не исправляются, виновенъ не Богъ, а безпечность ихъ» (О Лаз. III, 9).

ПІ. Хотя словомъ Божіимъ и ученіемъ Отцевъ нѣсколько разъясняются общія причины насильственной смерти; но почему жребій этотъ падаетъ на кого-либо именно, опредѣлить сіе весьма затруднительно, и сколько на свѣтѣ совершено убійствъ, тайна которыхъ погребена въ могилѣ убитыхъ! Изъ этой таинственности судебъ человѣческихъ вытекаютъ два намъ внушенія: первое, что будетъ судъ всемірный, когда раскроется все, здѣсь не разгаданное, и послѣдуетъ полное всѣмъ воздаяніе; въ сей, конечно, увѣренности церковь молится о скоропостижно умершихъ. Второе—то, что не наше дѣло судить, кто изъ отшедшихъ болыпе грѣшенъ, и для кого молитва нужнѣе; а наша обязанность сливать наши воздыханія сердечныя съ гласомъ святой церкви, которая взываетъ: „Яже покры вода, брань пожатъ, трусъ объятъ, убійцы убита, огнь по копали, снѣдь звѣремъ бывшія, мразомъ измершія, имъ же попустилъ еси, Господи, внезапными падежми умрети, избави муки вѣчныя, и неосужденно предстати Тебѣ, Слове, въ пришествіи Твоемъ сподоби“ (Кан. субб. мясопуст. пѣснь 1, 3, 5 и 9). Аминь. (Сост. по „Слов. и Рѣч.“ Сергія, архіепископа херсонск (нынѣ митр. моск.), т. II, изд. 1893 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий