Поученіе. Преп. Досиѳей

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Смиреніе и послушаніе — путь къ совершенству духовному.

  I. Преп. Досиѳей, вспоминаемый нынѣ церковію, еще въ молодыхъ годахъ не смотря на то, что былъ знатенъ и богатъ, оставилъ міръ и удалился въ пустынную обитель, которая отличалась особенной строгостью жизни своихъ иноковъ.

Юношу Досиѳея взялъ подъ свое руководство преп. Дороѳей и далъ ему послушаніе ходить за больными. Опытный руководитель постепенно повелъ Досиѳея по пути подвижнической жизни. Прежде всего онъ старался отсѣчь въ Досиѳеѣ всякое пристрастіе къ чувственнымъ вещамъ, какъ бы маловажны они ни были. Такъ, однажды въ больницу принесли хорошій ножъ, который очень понравился Досиѳею и онъ, показывая его наставнику, говорилъ: «право, отче, ножъ очень хорошъ». Но тотъ строго отвѣчалъ ему: «Досиѳей! хочется ли тебѣ быть рабомъ этому ножу, а не Богу, и связать себя пристрастіемъ къ этому ножу, чтобы ножъ обладалъ тобою, а не Богъ; иди, положи, и не прикайся къ нему никогда». И Досиѳей послушно исполнилъ это: всѣ другіе брали этотъ ножъ, но онъ никогда потомъ даже не коснулся его. Досиѳей всегда ходилъ въ ветхой одеждѣ. Наставникъ часто давалъ ему шить новую одежду и Досиѳей старательно исполнялъ работу, но новая одежда всегда отдавалась другому брату, а Досиѳей оставался въ прежней. Послушаніе Досиѳея волѣ своего наставника было удивительно. Онъ все принималъ отъ него, полагая, что такъ и должно быть, и зная, что все это клонится къ его же благу. Воспитать въ Досиѳеѣ смиреніе отсѣчь въ немъ всякое самомнѣніе и тщеславіе было также заботой его наставника. Случилось, что Досиѳей мягко постлалъ постели больнымъ и, увидя проходившаго мимо наставника, сказалъ ему: «отче, вѣдь я хорошо постилаю». Дороѳей отвѣчалъ ему: «дивное дѣло, изъ тебя вышелъ хорошій слуга и хорошій постельничій, но не вышло изъ тебя хорошаго инока». Тихъ и кротокъ былъ во всякомъ дѣлѣ юноша Досиѳей, и усердно служилъ больнымъ,

Пять лѣтъ всего прожилъ Досиѳей въ обители, и Господь воззвалъ его къ Себѣ. Въ предсмертной болѣзни Досиѳей послалъ сказать великому отшельнику Варсануфію: «отче, отпусти меня, я уже не могу болѣе жить». И старецъ отвѣчалъ ему: «иди съ миромъ, чадо, и престань Св. Троицѣ, и молись о насъ». Преп. Досиѳей скончался. Но братія недоумѣвали, чѣмъ такъ заслужилъ усопшій эти напутственныя слова ему преп. Варсануфія. Онъ былъ такъ молодъ, такъ недолго подвизался въ обители, не отличался такимъ постничествомъ, какъ другіе, не всегда поспѣвалъ къ началу церковной службы, а иногда, занятый уходомъ за больными, и вовсе не приходилъ. Что же онъ такое сдѣлалъ? Не знали братія того великаго смиренія, той великой чистоты душевной, которой достигъ въ столь малое время почившій преп. Досиѳей, и потому такъ судили. — Но Господь вскорѣ открылъ о блаженномъ пребываніи юнаго Досиѳея. Въ обитель припалъ одинъ великій отшельникъ; случилось, что онъ въ видѣніи узрѣлъ нѣкоторыхъ прежде прочившихъ старцевъ сей обители, богоугодившихъ Богу. Онъ видѣлъ ихъ веселящимися въ царствіи Божіемъ, и между ними былъ. юный Досиѳей. Тогда братія возблагодарили Господа, что св. юноша въ малое время сподобился угодить Ему своею жизнью и подвигами.

II. Видите, братія, какъ угодно Господу послушаніе и смиреніе и какъ быстро они ведутъ человѣка къ духовному совершенству!

а) Почему такъ? Потому, что смиреніе— это незыблемое основаніе всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей,— это единый вѣрный и прямой путь къ славѣ вѣчной,—путь, который указалъ намъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Иже во образѣ Божій сый, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но Себѣ умалилъ, зракъ раба пріимъ, смирилъ Себе, пос лушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя, тѣмоюе и Богъ Его пре вознесе: потому и въ послѣдователяхъ Его Ему всего пріятнѣе смиреніе и всесовершенная преданность волѣ Божіей. Безъ дара пророчествъ, говоритъ преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ, безъ прозорливости, знаменій и чудесъ, многіе спаслись, но безъ смиренія никто не войдетъ въ брачный чертогъ. И, дѣйствительно, на кого взираетъ Господь Богъ окомъ благоволенія, любви и милосердія? Токмо на кроткаго, и смиреннаго, и молчаливаго, и трепещущаго Словесъ Моихъ, говоритъ Самъ Господь. Кому подаетъ Онъ Свою вседѣйствующую и всеосвящающую благодать? Смиреннымъ; ибо сказано: Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать. Кому обѣщаетъ Онъ истинное величіе и славу? Смиреннымъ: смиряли себе вознесется, говоритъ Господь. Смиритеся убо, увѣщеваетъ апостолъ, подъ крѣпкую руку Бооюію, да вы вознесетъ во время. Какая жертва самая благопріятная Богу? Духъ сокрушенъ, отвѣчаетъ пророкъ, сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ. Кто большій въ царствіи небесномъ? Смиренный: иже смирится, яко строча, говоритъ Господь,. той болій есть въ и/арствіи небесномъ; аще не смиритеся и будете яко дѣти, не внидите въ царствіе Божіе. Словомъ: какія бы ни совершили вы дѣла, какія ни стяжали бы добродѣтели, безъ смиренія— все будетъ тщетно, весь трудъ вашъ потерянъ напрасно: Господь отвратитъ отъ васъ лице Свое, какъ отвратилъ Онъ лице отъ многихъ добродѣтелей гордившагося ими Фарисея. Везъ смиренія никто не войдетъ въ брачный чертогъ, напротивъ, если стяжете смиреніе, то изъ него, какъ изъ благороднаго корня, сами собой произрастутъ всѣ другія до бродѣтели: кротость, братолюбіе, состраданіе, скромность, терпѣливость, духъ покаянія, всегдашнее умиленіе и слезы, безпечаліе о всемъ житейскомъ и непрестанное трудолюбіе.

б) Со смиреніемъ соединено полное, совершенное, безпрекословное послушаніе. Во смиреніи, говоритъ преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ, нѣтъ ни малѣйшаго вида прекословія и упорства. Высочайшій примѣръ и этой добродѣтели показалъ намъ въ Себѣ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, послушливъ бывъ волѣ Отца Своего даже до смерти крестныя: снидохъ съ небесе, говоритъ Онъ, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца. Посмотрите и на примѣръ пречистой Матери Господа. Родители, по данному ими обѣту, приводятъ Ее—трехлѣтнюю отроковицу- въ храмъ Божій и оставляютъ Ее тамъ навсегда,—и Она съ полною готовностію повинуется ихъ волѣ, съ радостію оставляетъ домъ свой и родныхъ своихъ, и поселяется при храмѣ между людьми, для Ней чужими, и такимъ образомъ обѣтъ родительскій становится обѣтомъ собственнаго Ея сердца. Священники храма, не смотря на желаніе Ея пребывать навсегда при храмѣ, обручаютъ ее Іосифу, слѣдуя общему тогда обычаю не оставлять дѣвъ, не обрученныхъ мужу,—и она съ покорностію повинуется волѣ ихъ, оставляетъ тихое пристанище храма Божія, и идетъ въ Назаретъ, чтобы быть рабою въ дому древодѣля назаретскаго, подъ именемъ жены его. Такъ и вся жизнь Ея была непрестаннымъ послушаніемъ волѣ Промысла Божія, чрезъ какія бы орудія ни проявлялась эта верховная воля. Се раба Господня, буди Мнѣ по глаголу Твоему! Такъ мыслила и чувствовала Она не только тогда, когда архангелъ благовѣстилъ Ей безсѣменное зачатіе и рожденіе Сына Божія, но и тогда, когда праведный Симеонъ предрекалъ Ей: тебѣ же Самой душу пройдетъ оружіе, и тогда, когда стояла Она при крестѣ Божественнаго Сына Своего. Такое-то полное, безпрекословное и охотное послушаніе волѣ Божіей, выражающееся въ послушаніи волѣ всякой богопоставленной власти, угодно и пріятно предъ Богомъ. Ибо, какъ безъ смиренія всѣ наши добродѣтели ничтожны, такъ безъ послушанія—всѣ подвиги, какъ плодъ свое волія, самочинія и самоугожденія — омерзительны предъ Богомъ: яко же грѣхъ есть идолослуженіе, тако непокореніе, и якоже грѣха есть чарованіе, тако непослушаніе, говоритъ пророкъ Божій. Аминь. (Сост. по „Полн. соб. пропой .Д ими тр ія, арх. херсон. и одес. т. У. изд. 1891 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий