Поученіе. Преп. Іаковъ постникъ

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  Польза поста тѣлеснаго.

  Преподобный Іаковъ, подвижникъ VI вѣка, пятнадцать лѣтъ жилъ въ одной пещерѣ въ Финикіи. За свою богоугодную жизнь онъ получилъ отъ Бога даръ чудотворенія, такъ что не только вѣрующіе, но и язычники обращались къ нему за исцѣленіемъ отъ болѣзней, чѣмъ иного язычниковъ той области было обращено къ христіанству.

Одно изъ чудесъ преподобнаго особенно замѣчательно. Однажды по всей Финикіи настала сильная засуха, и голодъ сталъ угрожать жителямъ. Послѣдніе вмѣстѣ съ своимъ епископомъ усердно молили Бога о дарованіи дождя. И вотъ епископу въ видѣніи повелѣно было итти въ ту пещеру, гдѣ подвизался преподобный Іаковъ и просить его помолиться о дождѣ. Епископъ, собравъ клиръ, въ сопровожденіи народа, съ молебнымъ пѣніемъ отправился къ Іакову, прося его ходатайства предъ Богомъ. Сначала Іаковъ, считая себя недостойнымъ милости Божіей, отказал имъ, но послѣ усиленныхъ просьбъ началъ молиться; и во время молитвы ниспалъ дождь.          Преподобный Іаковъ былъ погребенъ въ той пещерѣ, гдѣ подвизался. Черезъ нѣсколько времени мощи его были открыты нетлѣнными и перенесены въ созданную близъ пещеры церковь во имя святого Іакова.

II. Преподобный Іаковъ постникъ, за строгость жизни удостоенный дара чудотвореній, поучаетъ насъ, братіе, тому, какъ угодны Богу и полезны для души постъ и воздержаніе.

Когда представляются возраженія противъ поста, то защитники устава церковнаго спѣшатъ оговориться, что истинный постъ состоитъ не въ лишеніи пищи, или худомъ качествѣ ея, а въ обузданіи страстей и дѣлахъ богоугодныхъ. Въ такой защитѣ есть односторонность. Правда, церковь приглашаетъ: «постяся, братія, тѣлесно, постимся и духовно». (Сред. 1-й седм. Веч. стих.). Но отъ этого напоминанія не теряетъ значенія тотъ строгій постъ, подъ которымъ должно разумѣть или совершенное и довольно долгое неяденіе, или весьма воздержное вкушеніе сухихъ и малопитательныхъ снѣдей. Такой, буквально принимаемый постъ важенъ и какъ прямая жертва Богу, и какъ пособіе къ тому, чтобы другими святыми дѣлами угождать Ему.

а) Вѣрный воинъ несетъ изнурительные труды, готовъ на всякія лишенія, иногда по цѣлымъ днямъ не пьетъ, не ѣстъ, особенно если видитъ, что и начальникъ его раздѣляетъ съ нимъ тяжесть военной службы. Все это по долгу присяги земному царю. Не тоже ли касается всѣхъ насъ христіанъ, которые вписаны въ службу небесному Царю? Лучшимъ свидѣтельствомъ нашей вѣрности Ему служатъ труды и лишенія, если подъемлемъ ихъ, послѣдуя заповѣдямъ Его и примѣру. Онъ сорокъ дней постился, и намъ заповѣдалъ: «смотрите за собой, чтобъ сердца ваши не отягчались объяденіемъ», (Лук. 21, 34). Вкушая Самъ съ учениками пищу, Онъ однакоже далъ предуказаніе, обязательное для Его послѣдователей: егда отъимется отъ нихъ Женихъ, и тогд постятся (9, 15). Когда человѣкъ живѣе способенъ вспомнить Бога,—тогда ли, когда голоденъ, или когда пресыщенъ? По крайней мѣрѣ, въ Писаніи встрѣчаемъ прямую жалобу на сластолюбивый народъ іудейскій, который, слѣпо и жадно предавшись чревоугодію, забылъ о Богѣ Промыслителѣ: яде Іаковъ, и насытися, и отвержеся возлюбленный; уты, утолстѣ, разширѣ; и остави Бога, сотворшаго его, и отступи отъ Бога Спаса своего (Вт. 32, 15). Подобное предсказано и о послѣднихъ временахъ, когда будутъ человѣцы, между прочимъ, невоздержницы паче, нежели боголюбцы (2 Тим. 3, 1 и слѣд.). По правилу святыхъ апостоловъ 69-му, подлежитъ отлученію, кто не постится въ святую четыредесятницу. Слѣдовательно, тотъ не есть вполнѣ православный христіанинъ, въ строгомъ смыслѣ сего слова, кто не по немощи тѣлесной, а по своеволію не соблюдаетъ поста.

б) Скажутъ: «можно и постной пищи много ѣсть, и за скоромнымъ столомъ соблюдать воздержаніе».

Чтожъ изъ этого?—Церковь, узаконивъ постъ, не покровительствуетъ многояденію, а назначая пищу растительную и сухую, указываетъ въ ея малой питательности двоякую пользу,— именно, укрощеніе страстей и пособіе къ занятіямъ духовнымъ.

У святыхъ отцевъ есть прекрасное сравненіе. Когда полководецъ хочетъ взять непріятельскую крѣпость, прежде всего ищетъ, нельзя ля удержать воду и съѣстные припасы, и непріятель, побуждаемый голодомъ, скорѣе сдается. Такъ бываетъ и съ плотскими страстями. Когда держатъ постъ: онѣ слабѣютъ и умолкаютъ (Дост. сказ стр. 121). Напротивъ, кто пресыщаетъ свое чрево, и однакожъ мечтаетъ побѣдить чувственныя страсти, тотъ подобенъ человѣку, который погасить хочетъ пожаръ масломъ (Лѣств. ХІV, 20). Чревоугодникъ подобенъ тяжело нагруженной ладіи, которая глубоко въ водѣ сидитъ: онъ близокъ къ опасности погибнуть въ грѣховныхъ волнахъ. Могутъ быть и у постника свои тонкія страсти, но только тогда, когда онъ не понимаетъ значенія поста и налагаетъ его на себя самонадѣянно. Не смотря на то, остается несомнѣннымъ, что постящійся освобождается изъ рабской зависимости отъ вожделѣній чувственныхъ, и потому болѣе способенъ къ дѣламъ чистымъ и богоугоднымъ.

Возьмемъ простой примѣръ. Отчего судіи и чиновники, а также люди ученые и учащіеся являются въ свои мѣста утромъ, и, занимаясь иногда до поздняго часа, остаются безъ пищи?— Отвѣтъ незатруднителенъ: всякимъ важнымъ, сложнымъ, требующимъ умственной работы, дѣломъ, лучше заниматься до обѣда, а не послѣ обѣда. Блаженный Іеронимъ сказалъ: «отъ сытаго чрева не жди чистаго ума» (Посл. къ Пр. Неп.). Если же такъ на службѣ гражданской и въ дѣятельности ученой: дѣла ли наши христіанскія, обязанности ли церковныя дотого неважны, чтобъ для ихъ выполненія успѣшнаго не нужно было намъ прибѣгать къ воздержанію?— Когда молиться легче, и молитва чище: тогда ли, какъ сытость клонитъ ко сну, или когда чистота желудка, и тихое неразгоряченное движеніе крови успокоиваютъ воображеніе, и даже по могаютъ душѣ ощущать сладость священнаго умиленія? Кто самъ добровольнымъ неяденіемъ смиряетъ свое тѣло, тотъ по своему опыту можетъ вѣрнѣе судить, какъ тяжело нищему по неволѣ терпѣть голодъ. И тогда какъ пресыщенный голоднаго не разумѣетъ, постящійся щедрую милостыню расточаетъ бѣднымъ.

III. Такъ, при посредствѣ поста, пріучаемся служить и угождать Богу добрыми дѣлами. Аминь. (Извлеч. Изъ «Слов. и Рѣч»  Сергія, архіеп. херсонск. и одесск., нынѣ митр. моск., т, I, изд. 1893 г.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий