Поученіе. Преп Иларіонъ новый (игуменъ пеликитск. монастыря)

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Не должно привязываться къ міру.

   I. Еще въ юности возложивъ крестъ на рамена свои, преподобный Иларіонъ, память коего совершается нынѣ, отрѣшился отъ всѣхъ сладостей міра и, предавшись иноческимъ трудамъ, скоро превзошелъ всѣхъ строгою жизнью и добродѣтелями. Впослѣдствіи онъ былъ посвященъ въ санъ пресвитера игумена пеликитской обители въ малой Азіи, близъ Геллеспонта.

Въ царствованіе императора Константина Копронима преподобный Иларіонъ потерпѣлъ гоненіе за почитаніе иконъ (и скончался около 754 г.). Онъ называется новымъ—въ отличіе отъ Иларіона далматскаго, также исповѣдника, потерпѣвшаго гоненіе при Львѣ Армянинѣ. Между письменными наставленіями Иларіона сохранилось извѣстнымъ посланіе его, озаглавленное: „къ старѣйшему брату моему и рабу Христову азъ убогій и мній Иларіонъ, малѣйшій разумомъ и неключимый ни въ коемъ же дѣлѣ блазѣ: всѣ, отрекшіеся міра сего, пріемше иноческій образъ и вземше на рамо крестъ Христовъ, нарекшеся преемниками апостоламъ! Возлюбимъ нравы тѣхъ, которыхъ образъ носимъ, послѣдуемъ тѣмъ, которыхъ учениками нарицаемся, возненавидимъ земное, по примѣру Отцевъ нашихъ. Пріидите, вопросимъ самовидца и слугу Слова Божія, любимаго ученика Христова, возлегшаго на перси Господни и почерпшаго тамо мудрость; пріидите мятущіеся среди земныхъ вещей, пріидите двоедушные, не отвергшіеся міра и присвояющіе жизнь вѣчную, пріидите, вопросимъ св. Іоанна дѣвственника, и онъ возвѣститъ полезное. Глаголи намъ, глаголи, Іоанне Богослове, что сотворимъ, да спасемся? Хочется намъ царствія небеснаго: но правда ли, что хощемъ? не видно; мы увлекаемся любовію къ міру; любимъ золото, собираемъ имѣніе, любимъ дома свѣтлые, любимъ славу, честь, красоту: и это очевидно для каждаго. Повѣдай же намъ истину, апостоле, разбери споръ нашъ, примири насъ, да будемъ единомысленны; богатые между нами иноки укоряютъ нищихъ, нищіе осуждаютъ богатыхъ. Отвѣчай намъ, красота апостоловъ, Іоанне, отвѣчай намъ, громогласныя уста. И вотъ возглашаетъ онъ: „азъ, яко слышахъ и видѣхъ у Самого Слова Божія, тако же и проповѣдаю: не любите міра, ни яже въ мірѣ; аще бо кто любитъ міръ сей, нѣсть любви Отчей въ немъ“. (Объ Иларіонѣ исповѣдникѣ см. „Ученіе объ отц. Церкви“ Фил. арх. черн., Ч. III, § 258, стр. 191-193).

II. Побесѣдуемъ же нѣсколько минутъ о томъ, что христіане не должны привязываться къ міру.

а) Всѣ святые поучаютъ насъ не любить міра сего Всѣ мы, говорятъ они, въ путь узкій ходшіи прискорбный, крестъ, яко яремъ, вземше, послѣдовали вѣрою Ему, Начало вождю нашему, путемъ скорбей и злостраданія; всѣ пришли въ царство Отца небеснаго, въ жилище вѣчной славы и радости—отъ скорби великія. Иніи изъ насъ избіени быта, друзіи же руганіемз и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею, каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша, проидоша въ милотехъ и въ козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблены. Зане позоръ быхомъ міру и ангеломъ и человѣкомъ; якоже отреби міру быхомъ, всѣмъ попраніе. Но эти кратковременныя скорби привели насъ къ вѣчно-блаженной жизни; это маловременное униженіе снискало намъ вѣчную славу; эти скоропреходящія печали принесли намъ вѣчную и нескончаемую радость. Радуемся и веселимся и дадимъ славу Сѣдящему на престолѣ и Агнцу, яко заклался и искупилъ насъ Богови кровію Своею.

б) Всѣ умершіе человѣки говорятъ намъ: посмотрите на насъ:

 Многіе изь насъ отличались почестями, занимали важныя мѣста, имѣли вліяніе на немалый кругъ своихъ собратій; спросите же кого угодно изъ нихъ, что помогла ихъ важность при смерти? Защитила ли отъ болѣзней и страданій тѣлесныхъ, отъ ужасовъ и томленій духа? Приготовила ли имъ христіанскую кончину живота безболѣзненну, непостыдну, мирну и добрый отвѣтъ на судѣ Христовомъ? И если бы не какой-либо камень надъ ихъ могилою, вы не отличили бы ее отъ могилы послѣдняго бѣдняка. Итакъ, и почести и отличія мірскія безъ смиренія и страха Божія, безъ благочестія и добродѣтели—суета суетствій.

Многіе обладали великими стяжаніями, жили въ великолѣпныхъ палатахъ, наслаждались всѣмъ, что можетъ дать настоящая жизнь для наслажденія человѣка; спросите ясе и ихъ, что взяли они съ собою изъ своихъ сокровищъ? Что пользы душамъ ихъ отъ всѣхъ удовольствій и утѣхъ плотскихъ? И они скажутъ вамъ: наги мы вышли изъ утробы матерней, наги и возвратились въ утробу земли,—смерть отняла у насъ все. Чаша удовольствій мірскихъ превратилась для насъ въ чашу горести и страданій, и чѣмъ болѣе утѣшались мы тамъ, тѣмъ болѣе страждемъ теперь здѣсь. Итакъ, и богатства и утѣхи міра безъ чистоты сердца и совѣсти, безъ дѣлъ любви и милосердія христіанскаго—суета суетствій.

Множайшіе провели жизнь свою въ бѣдности и убожествѣ, среди недостатковъ и лишеній, трудовъ и заботъ, печалей и скорбей; спросите и ихъ, лишились ли они чего-либо чрезъ то, что не были знатны и богаты, не наслаждались роскошью и удовольствіями? Горче ли была для нихъ смерть? Напротивъ, окажутъ они, смерть пришла къ намъ, какъ другъ избавитель, чтобы прекратить наши земныя скорби, чтобы избавить насъ отъ всѣхъ тягостей печальной жизни нашей. А по смерти мы благодаримъ Господа, что Онъ избавилъ насъ отъ искушеній и соблазновъ земного счастія и провелъ насъ узкимъ и прискорбнымъ путемъ убожества: благо намъ, яко смирилъ еси насъ, Господи! Итакъ, и бѣдность и убожество съ вѣрою и благочестіемъ, съ терпѣніемъ и покорностію волѣ Божіей —не тщета, а пріобрѣтеніе, не наказаніе, а знаменованіе любви Божіей. Такимъ образомъ, и всѣ святые и всѣ умершіе поучаютъ насъ одному, чтобы мы не прилѣплялись душею и сердцемъ къ земнымъ сокровищамъ и почестямъ, къ плотскимъ удовольствіямъ и наслажденіямъ.

III. Должно намъ, братіе, готовиться къ смерти и будущей жизни. Будемъ же готовы во всякое время оставить все земное и временное, разлучиться со всѣмъ., что за дорогое почитаютъ люди, чѣмъ услаждаются и утѣшаются во время земной своей жизни, да не пристрастится сердце наше ни къ чему тлѣнному, чтобы и само не наслѣдовало тлѣнія. Внемлите же себѣ, говоритъ Господь, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піанствомъ и печальми житейскими, и внезапу найдетъ на вы день той (Лук. 21, 34). Будемъ готовы на всякій часъ предстать страшному суду Божію и дать отчетъ всевѣдущему Судіи во всѣхъ помышленіяхъ, словахъ и дѣлахъ нашихъ; а для сего надобно хранить совѣсть свою чистою отъ мертвыхъ дѣлъ неправды и беззаконія, или же очищать и просвѣщать ее искреннимъ покаяніемъ и убѣлять въ крови Агнца, закланнаго прежде сложенія міра. (Сост. по проп. Дим. херс., т. III, стр, 121).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий