Поученіе. Преп. Іосифъ, творецъ каноновъ

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Чѣмъ и какъ лучше отвлекать отъ малодушія, унынія и отчаянія людей, невинно страждущихъ?

  І. Въ житіи преподобнаго Іосифа, творца каноновъ, память коего совершается нынѣ, пишется слѣдующее: когда Іосифъ, на островѣ Критѣ, былъ брошенъ въ темницу, въ которой вмѣстѣ съ нимъ находилось и множество православныхъ, заключенныхъ иконоборцами, то православные, вслѣдствіе тяжкихъ мукъ и скорбнаго заключенія, были въ большомъ уныніи и нѣкоторые изъ нихъ даже готовы были по малодушію склониться на сторону еретиповъ.

Преподобный Іосифъ, весь пламенѣвшій любовью къ Богу и ближнимъ, чтобы поднять ихъ упадавшій духъ, говорилъ несчастнымъ: „что можетъ быть, братіе, вожделѣннѣе и радостнѣе тѣхъ узъ, которыми мы ради любви Христовой теперь обложены? И не должны ли мы подобно святому Павлу, который вериги, какъ золотыя украшенія вмѣнялъ себѣ, благодарить Бога въ страданіи нашемъ? Смотрите на Господа: Онъ, пострадавшій за насъ, оставилъ намъ образъ, чтобы мы слѣдовали по стопамъ Его. Но какъ Онъ страдалъ? Будучи злословимъ, Онъ не злословилъ взаимно, страдая не угрожалъ (1 Петр. 2, 23). Правда, тяжело страдать тѣломъ, но тому невозможно быть носителемъ ига Христова, кто не слѣдуетъ стопамъ Господа и не терпитъ хотя отчасти тѣхъ страданій, которыя терпѣлъ за насъ Онъ. И собственнымъ примѣромъ Онъ показалъ намъ, что только трудами и страданіями открывается для насъ та небесная дверь, которая столь долго для людей была затворена. И не иной путь указалъ намъ Подвигоположникъ нашъ ко спасенію, какъ только путь скорбей и тяготы. И зачѣмъ смущаться намъ въ нашихъ скорбяхъ, когда несомнѣнно знаемъ, что въ нихъ непремѣнно получимъ отъ Бога благодать и благовременную помощь?  Такими и подобными этимъ словами преподобный своихъ союзниковъ по заключенію утѣшилъ въ страданіяхъ, ободрилъ и въ вѣрѣ укрѣпилъ.

Но утѣшая и ободряя съ нимъ бывшихъ вообще, Іосифъ не оставлялъ ободрять, утѣшать и укрѣплять и нѣкоторыхъ отдѣльныхъ лицъ въ частности, и тутъ слово его также иногда имѣло дѣйствіе поразительное. Бывшій съ Іосифомъ въ темницѣ, страдавшій за св. иконы, епископъ, истомленный заточеніемъ, совершенно упалъ духомъ, сталъ мучиться сомнѣніями и былъ, какъ сказано, какъ корабль волнуемый вѣтромъ и близкій къ потопленію. Преподобный, видя, что человѣкъ погибаетъ, употребилъ всѣ усилія къ его спасенію, съ горькими слезами умолялъ и увѣщевалъ его быть вѣрнымъ Богу до конца, и такъ успѣлъ въ своихъ увѣщаніяхъ, что епископъ вскорѣ и среди жесточайшихъ мукъ остался непоколебимымъ въ исповѣданіи православной вѣры, какъ скала, и говорилъ, что еслибъ можно было, то и тысячу смертей онъ принялъ бы за Господа Христа.—Такъ сильно, такъ дѣйственно было слово преподобнаго въ дѣлѣ спасенія имъ малодушныхъ и унылыхъ и вообще близкихъ къ паденію и конечной гибели (Чет. Мин. апр. 4).

II. Что же слѣдуетъ отсюда?

а) То, что если хотимъ подать помощь такимъ людямъ, желаемъ спасти ихъ, то должны прежде всего внушать имъ, что всѣмѣ намъ указанъ путь въ царствіе небесное скорбный, что этимъ путемъ пропалъ Самъ Господь и Спаситель нашъ, что если съ терпѣніемъ все перенесемъ здѣсь ради Бога, то „вмалѣ наказани бывше, великими благодѣтельствовани будемъ “ и что если со Христомъ постраждемъ въ настоящей жизни, то съ Нимъ и прославимся въ будущей.

б) Но конечно для обезпеченія при этомъ успѣха отъ словъ, необходимо, какъ видѣли изъ примѣра Іосифа, чтобы утѣшеніе и ободреніе наше малодушнымъ и унылымъ истекало у насъ изъ пламенной любви къ нимъ, было растворено теплотою сердечною. Въ житіи преподобнаго говорится, что онъ, ободряя и укрѣпляя въ терпѣніи епископа, „коихъ не изрече къ нему глаголовъ, коихъ не излія сдезъ, моля и увѣщевая его, да за Христа не усумнится умрети!“ — Видно, что Іосифъ самого себя не жалѣлъ, чтобы спасти погибающаго, и весь проникнутъ былъ любовію къ несчастному. Такъ должны поступать и мы.

Пусть скорби и несчастія ближнихъ, которыхъ мы хотимъ ободрить и утѣшить, будутъ также близки нашему сердцу, какъ были бы и наши собственныя; пусть слово наше къ нимъ будетъ не холоднымъ и мертвымъ, но живымъ и дѣйственнымъ, и пусть, наконецъ, и вообще все наше отношеніе, и внѣшнее и внутреннее, къ несчастнымъ будетъ таковымъ, чтобы они видѣли въ васъ любящихъ братьевъ и искреннихъ друзей. И тогда, повѣрьте, наши усилія ко спасенію ихъ не останутся напрасными и, при помощи благодати Божіей, подлинно ободрятъ несчастныхъ и вольютъ въ души ихъ благодатный свѣтъ и миръ, съ которыми и въ горести имъ будетъ не горько, и въ бѣдности они будутъ богаты, и въ отчаянныхъ обстоятельствахъ не придутъ въ отчаяніе.

III. Молитвами препод. Іосифа да даруетъ намъ Господь Свою благодатную помощь въ безропотномъ перенесеніи скорбей, которыя мы терпимъ по допущенію всеблагаго и премудраго Промысла Божія, устрояющаго чрезъ нихъ наше спасеніе. Аминъ. (Сост. съ дои. по „Кормч.11 1890 г. Xs 12).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий