Поученіе. Преп. Исаакъ Сиринъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Богъ обличаетъ и посрамляетъ неправедныхъ стяжателей.

  I. Преп. Исаакъ, память коего совершается нынѣ, былъ родомъ изъ Сиріи, но проводилъ подвижническую жизнь въ Италіи, близъ города Сполето. Здѣсь онъ устроилъ сначала для себя малую келлію, но вскорѣ собралось къ нему много учениковъ, желавшихъ подъ его руководствомъ спасаться въ иноческомъ житіи.

Такъ устроился монастырь, гдѣ братія съ молитвенными подвигами соединяли тѣлесные труды, воздѣлывая землю въ насажденномъ ими виноградномъ саду. Преподобный особенно старался внушить братіи нестяжательность и трудолюбіе, запрещая пользоваться плодами чужихъ трудовъ. Онъ говорилъ: «я знаю брата, который, когда жалъ на полѣ и захотѣлъ съѣсть пшеничный колосъ, спрашивалъ хозяина: позволишь ли мнѣ съѣсть пшеничный колосъ? Такъ былъ остороженъ братъ отъ неправеднаго стяжанія, которое обыкновенно начинается съ малаго и незамѣтно доводитъ человѣка до великаго злопріобрѣтенія»... Однажды преп. Исаакъ велѣлъ съ вечера вынести на ночь въ монастырскій вертоградъ всѣ земледѣльческія орудія, сколько ихъ было въ монастырѣ. Вставши утромъ, велѣлъ приготовить довольное количество пищи и послѣ утренняго богослуженія повелъ братію въ садъ. Когда они пришли, то увидали столько работающихъ, сколько было земледѣльческихъ орудій. Это были нощные тати, пришедшіе для похищенія плодовъ. Богъ перемѣнилъ ихъ злой умыселъ и обратилъ къ тому, что должно составлять обязанность всякаго, желающаго спокойно ѣсть свой хлѣбъ, т. -е. къ труду. Такъ чудесно посрамленныхъ Богомъ похитителей преподобный велѣлъ накормить и отпустилъ, снабдивъ ихъ хлѣбомъ.

Въ другой разъ пришли къ преподобному чужестранцы въ ветхихъ рубищахъ и просили одеждъ для прикрытія наготы своей. Это были люди, подъ видомъ нищеты прибѣгшіе къ обману, чтобы воспользоваться милосердіемъ преподобнаго, не отказывавшаго никому въ пособіи: они оставили свои одежды въ ближайшемъ лѣсу, въ дуплѣ одного дерева. Преподобный, одаренный отъ Бога духомъ прозорливости, провидѣлъ этотъ обманъ, послалъ одного изъ братіи принести утаенныя одежды и отдалъ ихъ странникамъ, обличивъ ихъ такимъ образомъ въ недостойномъ прошеніи милостыни.

II. Изъ этихъ примѣровъ, взятыхъ изъ жизни преподобнаго Исаака Сирина, извлечемъ для себя два назидательные урока.

а) Первый урокъ тотъ, что предъ всевидящимъ окомъ Божіимъ все открыто и еще въ здѣшней жизни, по суду Божію, не бываетъ «ничего тайнаго, что не сдѣлалось бы явнымъ, ни сокровеннаго, что не сдѣлалось бы извѣстнымъ и не обнаружилось бы» (Лук. 8, 17). Всякая ложь, обманъ и хищеніе, какъ бы ни были лукаво скрыты человѣкомъ, большею частію или прямо открываются и наказываются стыдомъ и гражданскими взысканіями, или сопровождаются ниспосылаемыми отъ Бога бѣдствіями для вразумленія нарушителей заповѣдей Божіихъ. Ежедневяый опытъ научаетъ насъ, что злѣ пріобрѣтенное злѣ и погибаетъ. Вносящій неправедное стяжаніе въ домъ свой все равно, что вноситъ огонь, поядающій и то достояніе, какое онъ имѣетъ, — потому что легкая нажива неправдою и обманомъ отучаетъ человѣка отъ благотворнаго трудолюбія, пріучаетъ къ праздности, которая есть мать всѣхъ пороковъ, и такимъ образомъ неизбѣжно ведетъ человѣка къ нищетѣ и погибели. Сѣявый злая, пожнетъ злая: язву же дѣлъ своихъ совершитъ (Притч. 22, 8), говоритъ Премудрый. Если же въ настоящей жизни и сокроетъ человѣкъ слѣды своихъ тайныхъ преступленій и неправды въ отношеніи къ ближнимъ своимъ, то не избѣгнетъ онъ будущаго праведнаго мздовоздаянія, когда пріидетъ Господь, Иже во свѣтѣ приведетъ тайныя тьмы и объявитъ совѣты сердечные. (Кор. 4, 5).

б) Изъ примѣра пр. Исаакія мы также научаемся тому, что въ тѣхъ случаяхъ, когда наше внѣшнее благосостояніе страдаетъ отъ обмана и хищенія злыхъ людей, мы не должны воздавать зломъ за зло. Предоставъте суду Божію и правосудію гражданскому нарушителей правды и законовъ общежитія, но въ душѣ своей любите враговъ вашихъ... и молитесь за обижающихъ васъ (Мѳ. 5, 44). Не безъ воли Божіей бываютъ съ нами бѣды отъ коварства злыхъ людей: въ каждомъ изъ подобныхъслучаевъ истинный христіанинъ долженъ усматривать Божіе посѣщеніе для нашей же пользы душевной. Воздавать же зломъ за причиненіе намъ ущерба во тлѣнныхъ и скоро преходящихъ благахъ значитъ наносить еще большій ущербъ душѣ своей, лишая ее драгоцѣннаго дара любви, который есть самое высшее для насъ благо, какъ совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Поучимся же, братіе, по слову апостола, побѣждать благимъ злое (Рим. 12, 21), дабы пробудить совѣсть нарушителей правды и предохранить ихъ отъ дальнѣйшихъ преступленій силою любви долготерпящей и прощающей.

III Молитвами препод. Исаака Сирина да избавитъ насъ Господь отъ грѣха неправеднаго стяжанія и да сохранитъ насъ Онъ отъ мести пашимъ врагамъ. Аминъ. (Сост. съ дополн. По № 12 „Моск. Епарх. Вѣдом.“ 1879 г.)

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий