Поученіе. Преп. Кириллъ бѣлоозерскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  О средствахъ къ достиженію христіанскаго мира между людьми.

  I. Былъ въ обители преподобнаго Кирилла бѣлоезерскаго, нынѣ ублажаемаго, инокъ, по имени Ѳеодотъ, который, самъ не зная за что, возненавидѣлъ своего настоятеля, и въ этой ненависти ожесточился до того, что не могъ равнодушно не только видѣть его, но и слышать его голосъ.

Сколько другіе иноки ни увѣщевали его, сколько ни доказывали, что святой Кириллъ достоинъ всей ихъ любви и даже благоговѣнія, но Ѳеодотъ не могъ или не хотѣлъ исцѣлиться отъ своего недуга. Наконецъ, не терпя настоятеля, онъ рѣшился оставить монастырь, и пошелъ къ святому Кириллу, чтобы сказать ему объ этомъ. Св. Кириллъ зналъ причину его удаленія, зналъ о его злобѣ противъ себя, и однако же принялъ его съ отеческою любовію и ласкою. Устыдился Ѳеодотъ маститыхъ сѣдинъ своего начальника и не зналъ, что сказать ему. Тогда прозорливый Кириллъ, взявъ его за руку, вмѣсто всякихъ упрековъ и порицанія, сказалъ: „возлюбленный о Христѣ братъ! всѣ обманулись и погрѣшили, почитая меня добрымъ человѣкомъ; ты одинъ истинно судилъ, познавъ мой грѣхи и злобу. Но уповаю на милость Господа моего, что Онъ поможетъ мнѣ исправиться, а ты прости мнѣ досады и оскорбленія и помолись о мнѣ къ Тому, Иже не хощетъ смерти грѣшника“. Инокъ, глубоко пораженный смиреніемъ старца, палъ къ ногамъ его и со слезами признался, что напрасно ненавидѣлъ его, прося прощенія. Съ этого времени Ѳеодотъ нашелъ покой въ своей душѣ и н а чалъ болыпе всѣхъ любить своего наставника.

II. По поводу мудраго миролюбія преп. Кирилла бѣлоозерскаго, опытъ котораго предложенъ вашему вниманію, благочестивые слушатели, побесѣдуемъ о средствахъ къ достиженію христіанскаго мира между людьми.

Вотъ эти средства по указанію слова Божія и богомудрыхъ Отцевъ и учителей церкви:

а) Обуздывай свои страсти, изъ-за которыхъ чаще всего нарушается христіанскій миръ. Откуда брани, и. свары въ васъ? вопрошаетъ апостолъ Іаковъ. Не отсюду ли, отъ сластей вашихъ, воюющихъ въ удѣхъ вашихъ (Іак. 4, 1)? Значитъ, доколѣ существуютъ страсти въ нашей природѣ, дотолѣ не можетъ быть совершеннаго мира между людьми.

б) Вооружись терпѣніемъ. Вотъ апостольскій урокъ терпѣнія: терпѣніе дѣло совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецѣли, ничим- же лишени (Іоан. 1, 4 ) .—Молю васъ ходити достойно званія, въ неже званы бысте, со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію, съ долготерпѣніемъ, терпящіе другъ друга любовію (Ефѳс. 4, 1, 2). Если такъ будетъ устроено терпѣніе христіанина, то что можетъ преодолѣть его, и чего не можетъ побѣдить оно? Если христіанинъ укоряемъ не противоукоряетъ, стражда не злословитъ, если даже тѣмъ болѣе связуетъ уста свои для отвѣта на укоризны, чѣмъ сильнѣе и громче поносятъ его и клевещутъ: то стрѣлы враговъ по необходимости должны истощиться, обезсилѣть и притупиться, пламень ненависти и злобы, не встрѣчая болѣе пищи себѣ, долженъ погаснуть. Такъ побѣждалъ злобу Саула Давидъ своею кротостію и терпѣніемъ, и довелъ его до того, что онъ самъ осуждалъ себя и говорилъ: безумно сотворите, и поірѣшихъ много зѣло (1 Цар. 26, 21).

в) Дальнѣйшій совѣтъ къ достиженію христіанскаго мира можетъ быть предложенъ въ Формѣ слѣдующей заповѣди: благотвори врагамъ твоимъ. Съ терпѣніемъ должно соединять благотвореніе въ отношеніи ко врагамъ. Аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его: аще ли жаждетъ, напой его: сіе бо творя, угліе огненное собираеши на главу его (Рим. 12, 20). Если одно терпѣніе не побѣдитъ зла, то зло уступитъ наконецъ благотворительности. Ибо что чувствительнѣе, что сильнѣе заставитъ меня видѣть—въ какомъ я опасномъ состояніи, какъ если угли огненные сыплются на самую главу мою? Такъ всего скорѣе и ощутительнѣе познаю я несправедливость и виновность моей ненависти противъ ближняго, когда испытываю его благодѣянія, когда вижу, что за ненависть мою онъ платитъ любовію, за обиды благотвореніемъ. Такая любовь христіанская сильна обезоружить самаго ожесточеннаго врага, смягчить жестокое его сердце, вразумить и даже расположить къ раскаянію и примиренію. И сію то любовь заповѣдалъ намъ небесный Учитель любви: любите враги ваша, благословите кленущія вы, добро творите ненавидящимъ васъ, и молитеся за творящихъ вамъ напасть (Матѳ. 5, 44).

г) Молись за враговъ, нарушающихъ христіанскій миръ — есть вмѣстѣ заповѣдь, и совѣтъ, и средство къ примиренію съ людьми. Молитва за враговъ благотворна для самого молящагося; ибо молясь о томъ, чтобъ Господь простилъ грѣхъ враждующимъ, христіанинъ погашаетъ и послѣднія искры озлобленія или недоброжелательства, какія могутъ скрываться въ сердцѣ его, и возбуждаетъ сильнѣе любовь свою къ ближнимъ. Благотворна эта молитва и для враговъ нашихъ; ибо она умилостивляетъ правосудіе Божіе, готовое покарать ихъ, и вмѣсто гнѣва привлекаетъ къ нимъ милосердіе.

д) Затѣмъ можно указать такое средство къ христіанскому миру: уклоняйся отъ людей, нарушающихъ христіанскій миръ. Вспомнимъ древнее правило святыхъ: уклонися отъ зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (Псал. 33, 15).

Люди гордые, раздражительные, преданные плоти и міру, по своему характеру всегда ненавидятъ миръ и постоянно склонны нарушать его. Всѣми силами нужно избѣгать ихъ, дабы и самому не обжечься пламенемъ вражды.

е) Приготовленіе себя предварительно къ перенесенію вражды есть одно изъ могущественныхъ средствъ къ сохраненію христіанскаго мира. ІІредъ смертію аввы Романа собрались къ нему ученики его и спрашивали: „какъ намъ послѣ тебя управляться? « Старецъ отвѣчалъ имъ: „знаю, что никому изъ васъ я не поручалъ никакого дѣла, если прежде не положилъ въ умѣ своемъ не гнѣваться, когда слово мое не будетъ исполнено. Такимъ образомъ все время наше мы прожили въ ми р ѣ „. (Изъ „Достопамятн. сказ. о подв. свв. и блаж. Отцевъ“).

ж) Но если, не смотря на всѣ твой старанія къ миролюбію, возгорѣлась вражда, то не стыдись примириться съ ближними, если миръ нарушенъ.

Св. Григорій Двоесловъ такъ развиваетъ эту истину: „мы часто боимся презрѣнія отъ ближнихъ; намъ непріятно переносить словесныя обиды; вели, паче чаянія, случится ссора съ ближнимъ, то мы стыдимся первые приступить къ прекращенію ея, потому что плотское сердце, желая славы сей жизни, отвергаетъ смиреніе. И большею частію тотъ самый человѣкъ, который желаетъ примириться съ враждующимъ, стыдится первымъ итти на примиреніе. Размыслимъ о дѣлахъ истины, чтобы видѣть, гдѣ лежатъ дѣла нашего возвращенія. Если мы члены верховной Главы, то должны подражать Тому, съ Кѣмъ соединены, ибо что говоритъ славный проповѣдникъ Павелъ для примѣра наученія нашего? ІІо Христѣ убо молимъ, яко Богу молящу нами: молимъ по Христѣ, примиритеся съ Богомъ (2 Кор. V, 20). Вотъ мы грѣхомъ допустили разногласіе между нами и Богомъ, и не смотря на то, Богъ первый послалъ къ намъ Своихъ посланниковъ, чтобы мы, согрѣшившіе, по просьбѣ ихъ шли къ примиренію оъ Богомъ. Итакъ, пусть будетъ стыдно гордости человѣческой, пусть всякій приводится въ смятеніе, если первый не приступаетъ къ примиренію съ ближнимъ, когда Самъ оскорбленный Богъ чрезъ Своихъ посланниковъ умоляетъ, послѣ нашей виновности, чтобы мы примирились съ Нимъ». (Изъ 32 бесѣды Григорія Двоеслова на евангеліе).

з) Убѣжденіе себя въ томъ, что въ происшедшей ссорѣ болѣе виноватъ ты, нежели твой соперникъ, весьма облегчаетъ первые шаги къ примиренію. Это миролюбивое настроеніе души твоей будетъ цѣлительнымъ бальзамомъ для твоего врага и скорѣе всего склонитъ его душу къ миру.

Одинъ инокъ, оскорбленный братомъ, пришелъ къ нему, чтобы помириться съ нимъ, но тотъ не принялъ его и дверей ему не отворилъ. Отвергнутый инокъ пошелъ послѣ того къ одному опытному старцу и сказалъ ему объ этомъ. „Знаешь ли, сказалъ ему старецъ, отчего обидѣвшій тебя братъ не захотѣлъ съ тобою примириться? Ты, идя къ нему мириться, себя самого въ душѣ оправдывалъ, а его мысленно обвинялъ. Совѣтую тебѣ такъ поступить: хотя и братъ твой согрѣшилъ противъ тебя, но ты утверди въ душѣ твоей ту мысль, что ты согрѣшилъ противъ него, а не онъ противъ тебя,— себя обвини, а его оправдай". Инокъ сдѣлалъ по совѣту старца, пошелъ къ своему брату, и что же? не успѣлъ толкнуть въ двери, какъ тотъ отворилъ ихъ тотчасъ и встрѣтилъ его съ распростертыми объятіями. (Прологъ на 17 сент.).

Итакъ, если ты хочешь мирно жить или помириться съ кѣмъ-нибудь, а тотъ не хочетъ, то ты въ душѣ своей старайся оправдывать его, хотя бы онъ былъ дѣйствительно виноватъ предъ тобою, а себя самого обвиняй, хотя бы ты былъ предъ нимъ по всему правъ. Души наши какъ-то понимаютъ другъ друга, и сердечныя наши расположенія сильно дѣйствуютъ на сердце другого. Въ ту минуту, какъ ты будешь оправдывать и извинять другого, тотъ съ своей стороны будетъ тебя оправдывать и извинять- , такимъ образомъ между вами всегда будетъ миръ и согласіе.

и) Наконецъ, любовь къ молчанію есть одно изъ самыхъ дѣйствительныхъ средствъ къ сохраненію христіанскаго мира. Молчаніе—вотъ главнѣйшее средство къ прекращенію вражды. „Какъ скоро искра безпокойнаго неудовольствія затлилась внутри тебя, говоритъ приснопамятный святитель Филаретъ, митроп. московскій (т. I, стр. 167), тотчасъ возьми осторожность не дать ей внѣшняго воздуха, чтобы дымъ не превратился въ пламень и пожаръ не обнялъ тебя. Отъ чего бы ни произошло твое внутреннее смущеніе, закрой бережно сосудъ твой молчаніемъ и дай ему стоять въ терпѣніи, доколѣ безпокойное броженіе кончится, и вино твое очистится".

III. Будемъ же, братія, пользоваться этими средствами къ сохраненію христіанскаго мира между собою и нашими ближними, не забывая никогда той высокой награды, которая обѣщана миротворцамъ: „блажени миротворцы, яко тіи сынове Божій нарекутся". (Свящ. Гр. Дьяченко).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий