Поученіе. Преп. Серапіонъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О средствахъ, пробуждающихъ любовь къ ближнимъ.

  1. Преподобный Серапіонъ, подвижникъ конца IV и начала V вѣка, память коего совершается нынѣ, жилъ въ Египтѣ. Вся жизнь его была посвящена заботамъ о ближнихъ. Въ молодости Серапіонъ роздалъ все свое имущество бѣднымъ и, оставивъ себѣ только необходимую одежду и евангеліе, принялъ монашество. Онъ не имѣлъ постояннаго пребыванія въ какомъ-либо монастырѣ, а переходилъ съ мѣста на мѣсто, стараясь вездѣ помогать нуждающимся и утѣшать ихъ словомъ Божіимъ. Преподобный Серапіонъ останавливался обыкновенно тамъ, гдѣ застигала его ночь, а утромъ шелъ далѣе.

Увидѣвъ однажды въ Александріи нищаго, дрожащаго отъ холода, Серапіонъ сказалъ себѣ: „какой же я монахъ, когда имѣю достаточную одежду, а этотъ мірянинъ не имѣетъ“,—и отдалъ ему свою одежду. Увидѣвъ затѣмъ другого нищаго, просившаго милостыню, Серапіонъ отдалъ ему свое евангеліе. Когда преподобнаго спросили, гдѣ его евангеліе и одежда, онъ отвѣчалъ: „евангеліе мнѣ говорило: отдай имѣніе свое нищимъ,—и я отдалъ его; а одежду я отдалъ Тому, Кто дастъ мнѣ вмѣсто нея гораздо лучшую“. Самую же большую пользу ближнимъ Серапіонъ видѣлъ въ обращеніи ихъ къ Богу. Для этого дѣла онъ не щадилъ ничего; въ жертву ему онъ приносилъ даже свою свободу. Такъ однажды онъ продалъ себя въ рабство язычнику, и своею жизнью и увѣщаніями такъ подѣйствовалъ на него, что язычникъ со всѣмъ своимъ семействомъ обратился ко Христу. Въ другой разъ онъ нанялся въ служители къ градоначальнику, державшемуся ереси, служилъ ему два года и сумѣлъ убѣдить его примѣромъ и наставленіемъ къ православію.

Преподобный Серапіонъ скончался въ египетской пустынѣ, достигнувъ глубокой старости.

II. Читая жизнеописаніе препод. Серапіона, отличавшагося пламенною любовію къ ближнимъ,мы невольно спрашиваемъ себя: какими средства можно пробуждать и у себя такую любовь къ людямъ, такое горячее состраданіе къ ихъ бѣдности и несчастію, какое было въ сердцѣ препод. Серапіона?

а) Первое средство, могущее пробуждать любовь къ ближнимъ, есть самопринужденіе. Положимъ, что ты не можешь пылать сердечною любовію къ ближнему, но ты можешь учтиво съ нимъ обращаться, благосклонно говорить, войти въ его нужды, выслушать терпѣливо его объясненія, предложить ему совѣтъ, по крайней мѣрѣ, можешь пожелать ему добра. Начинай съ эгого дѣло важной науки любить ближнихъ, принуждай себя къ великодушному обхожденію съ ближними нелюбимыми тобою, и ты мало по малу увидишь въ себѣ перемѣну жесткаго сердца на мягкое, почувствуешь вмѣсто холодности и отвращенія къ ближнимъ, если не любовь, по крайней мѣрѣ, предрасположеніе къ любви. Дальнѣйшія дѣла могутъ возбудить въ тебѣ высшія, восхитительныя, благодатныя чувствованія, и—ты, увлекаемый таковыми пріятными для природы нашей впечатлѣніями, можешь сдѣлаться снисходительнымъ, ласковымъ, радушнымъ,словомъ: любовнымъ къ ближнему, чувствующимъ на опытѣ себя способнымъ исполнить святую заповѣдь Божію: возлюбиши ближняго своего, яко самъ себе.

б) Вели же самопринужденіе, о которомъ мы говорили, окажется недостаточнымъ къ пробужденію въ насъ любви къ ближнимъ, то съ пользою, для успѣха въ этомъ дѣлѣ, можно употребить другое средство, а именно болѣе частое чтеніе жизнеописанія такихъ людей, которые отличались любовію къ ближнимъ. Примѣры сильно дѣйствуютъ на нашу душу. Можетъ быть, мы, читая или слушая жизнеописаніе людей, оставившихъ по себѣ память любви къ ближнимъ, постигнемъ цѣну любви, почувствуемъ сладость благъ, происходящихъ отъ человѣколюбія, и тѣмъ возбудимъ въ себѣ соревнованіе ижеланіе подражать людямъ, отличавшимся любовію къ ближнимъ.

в) На этомъ же основаніи, полезно еще для пробужденія въ себѣ любви къ ближнимъ сближаться съ тѣми людьми, которые отличаются человѣколюбіемъ, состраданіемъ, милосердіемъ, словомъ — любовію къ ближнимъ. Близкій живой примѣръ сильнѣе отдаленнаго, мертваго. Съ какимъ человѣкомъ обращаемся, таковыми можемъ нечувствительно и сами сдѣлаться. Оттого у человѣколюбивыхъ родителей не рѣдко бываютъ дѣти человѣколюбивыя. Того же можно ожидать и каждому человѣку, сближающемуся съ человѣколюбивыми людьми, для пробужденія въ себѣ любви къ ближнимъ.

г) Но если бы ни самопринужденіе къ любви, ни примѣры человѣколюбія не пробудили въ насъ любви къ ближнимъ, въ такомъ случаѣ надобно употребить наидѣйствительнѣйшее средство къ возбужденію въ себѣ любви къ ближнимъ. Это средство есть молитва. Просите и дастся вамд (Мат. 7, 7), говоритъ I. Христосъ. На этомъ основаніи просите, неимѣющіе любви, и дастся вамъ любовь. Просите, ничтоже сумняся (Іак. 1, 6), и получите желаемое. Богъ велитъ намъ имѣть любовь къ ближнимъ и потому, нѣтъ сомнѣнія, что Онъ просящимъ у него любви дастъ любовь, какъ дѣло согласное съ святою Его волею. Правда, можетъ быть, Богъ по Своей неизреченной премудрости, не вдругъ ниспошлетъ намъ желаемое, дабы мы не возгордились силою нашей молитвы; но если мы, со смиреніемъ и съ терпѣніемъ, будемъ толцать въ двери милосердія Божія, будемъ просить любви, то рано или поздно непремѣнно сбудется надъ нами слово евангельское: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется (Мат. 7, 7).

III. По молитвамъ препод. Серапіона, да даруетъ намъ Господь, не хотящій намъ погибели, но ищущій нашего спасенія, благодѣтельную любовь къ ближнимъ. (Сост. по Ч. -М. и кн. „Слова и рѣчи“ Іакова, архіеп. нижегородскаго и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4 -е 1853 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий