Поученіе. Преп. Виссаріонъ

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Отчего мы нынѣ такъ мало видимъ чудесъ?

I. Въ самыхъ молодыхъ лѣтахъ преп. Виссаріонъ, память коего совершается нынѣ, посвятилъ уже себя всецѣло на служеніе Богу. Посѣтивъ многихъ великихъ подвижниковъ пустыни, онъ проникся духомъ ихъ и самъ отрѣшился отъ всего мірского; скитался по горамъ и пустынямъ, не имѣя не только постояннаго крова, но даже рѣдко останавливаясъ и подъ чужимъ кровомъ.

Дни и ночи проводилъ онъ въ молитвѣ и удостоился отъ Бога дара великихъ чудотвореній. Однажды, молитвою и крестнымъ знаменіемъ превратилъ горькую морскую воду въ пригодную для употребленія, чтобы утолить изнемогавшаго отъ жажды своего ученика. Молитвою низводилъ пр. Виссаріонъ дождь во время засухи, переходилъ черезъ рѣки, какъ бы по землѣ, исцѣлялъ больныхъ.

При крайней строгости къ самому себѣ, онъ былъ полонъ снисходительности къ другимъ. Однажды, когда одинъ впавшій въ согрѣшеніе инокъ былъ наказанъ запрещеніемъ стоять въ храмѣ вмѣстѣ съ братіею, то Виссаріонъ вышелъ изъ храма вмѣстѣ съ осужденнымъ инокомъ, говоря: — «и я грѣшникъ».

Убѣдительно наставлялъ онъ всѣхъ неусыпно бодрствовать и быть на сторожѣ противъ искушеній, воздвигаемыхъ злымъ духомъ, предупреждая, что эти искушенія постигаютъ человѣка внезапно, особенно въ то время, когда душа его находится въ мирномъ, спокойномъ и потому какъ бы въ беззаботномъ состояніи...

Преп. Виссаріонъ, подвизаясь неуклонно до глубокой старости, скончался въ концѣ V вѣка.

II. При разсказѣ о поразительныхъ чудесахъ препод. Виссаріона невольно приходитъ на мысль вопросъ: отчего мы нынѣ такъ мало видимъ чудесъ?

а) Одна изъ причинъ, по которымъ чудеса бываютъ невидимы, находится въ самихъ чудотворцахъ. Истинные чудотворцы не любятъ показывать чудеса свои. Самъ І. Христосъ, Глава и совершеннѣйшій образъ чудотворцевъ, Который для того и пришелъ на землю, чтобы чрезъ Него человѣки познали спасительно чудодѣйствующую силу Божію; — и Онъ однако не столько, по-видимому, открывалъ, сколько сокрывалъ Свою чудодѣйственную силу. Исцѣлилъ прокаженнаго: и тотчасъ глагола ему Іисусъ: виждь никому же повѣждь (Матѳ. VIII, 4). Воскресилъ дочь Іаира, и когда родители дивились, и готовы были прославлять Его, — Онъ же повелѣ има никому же повѣдати бывшаго (Лук. VIII, 56). Преобразился на Ѳаворѣ во славу, предъ тремя только избранными учениками: но и симъ сходящимъ съ горы заповѣда Іисусъ глаголя: никому же повѣдите видѣнія, дондеже Сынъ человѣческій изъ мертвыхъ воскреснетъ (Матѳ. XVII, 9).

Для чего такая скрытность? — Для того, чтобъ, по Его притчѣ, не метать бисера предъ свиніями (Матѳ. VII, 6), чтобы святыя дѣла Божіи не были оскорблены нечистыми и хульными устами грѣшниковъ или попраны презрѣніемъ невѣждъ; — для того, чтобы намъ оставить образъ не вдаваться славѣ человѣческой, опасной для добродѣтели. Этой премудрой и святой скрытности чудодѣйствующаго Богочеловѣка, и по долгу, и по страху искушенія, послѣдуютъ всѣ чудодѣйствующіе люди — св. угодники Божіи во всѣ времена, во всемъ мірѣ. Итакъ, хотя чудеса совершаются и въ наше время, ибо Богъ всегда одинъ и тотъ же и человѣкъ во всѣ времена нуждается въ сверхъестественной, т. -е. чудесной, помощи Божіей, но тѣмъ не менѣе не всѣ чудеса видимы нами.

б) Другая причина, по которой чудеса не только не бываютъ видимы, но и совсѣмъ не совершаются, есть невѣріе, или маловѣріе — или тѣхъ, которымъ надлежадо бы совершать ихъ, или тѣхъ, для которыхъ бы они совершались, или тѣхъ и другихъ вмѣстѣ. Сказано, что вся возможна вѣрующему (Марк. IX, 23); чрезъ это сказано и то, что маловѣрному мало возможно, а невѣрующему невозможно ничего такого, для чего нужна мощь, высшая человѣческой. Однажды апостолы не могли изгнать бѣса. Почто мы не возмогохомъ изгнати его? вопрошали они Господа. Іисусъ же рече имъ: за невѣрствіе ваше (Матѳ. XVII, 19. 20). Но, что еще удивительнѣе, и всесильный Господь Іисусъ, пришелъ нѣкогда во отечествіе Свое, не сотвори ту силъ многихъ, за невѣрство ихъ (Матѳ. XIII, 58). Не ужели и всемогущество изнемогаетъ противъ невѣрія? Нѣтъ! Оно всегда остается всемогуществомъ: но или ожесточенное сердце не пріемлетъ благодатной силы, подобно какъ грубый, неблагородный камень не пріемлетъ въ себя свѣта; или святая сила, по милосердной предосторожности, не прикасается къ недостойному, какъ огнь — къ соломѣ, чтобы она въ немъ не исчезала.

в) Эти общія разсужденія о чудесахъ обратите, если угодно, въ особенности на наше время, и на себя самихъ.

Отъ чего мы не видимъ чудесъ? — Не видимъ чудесъ, или рѣдко видимъ ихъ, или потому, что они скрываются отъ насъ, какъ недостойныхъ довѣренности, или потому, что и не совершаются по нашему невѣрію или маловѣрію.

Какъ чудодѣйствовать надъ нами молитвѣ, когда молитва нашаи кратка, и холодна, и невнимательна, и не столько по вѣрѣ и сыновней любви къ Богу, сколько по нѣкоторой невольной покорности закону Его приносится?

Какъ чудодѣйствовать надъ нами слову духовному, когда сердце наше, какъ одичавшая нива плевелами, тѣсно засѣяно и зарощено словами суеты, желаніями плоти, помыслами беззаконія?

Какъ чудодѣйствовать надъ нами таинствамъ, если мы приступаемъ къ нимъ только по неизбѣжной необходимости, безъ тщательнаго предварительнаго очищенія, безъ пламеннаго стремленія къ соединенію съ Богомъ? Апостолъ Павелъ, обличая коринѳянъ въ недостойномъ причащеніи Тѣла и Крови Христовыхъ, заключаетъ: сего ради въ васъ мнози немощни и недужливи, и усыпаютъ довольни (Кор. XI, 30), то-есть многіе поражаются внезапною смертію за оскорбленіе святыни. Мнѣ кажется, для многихъ изъ насъ и то уже есть чудо милосердія Божія, если въ подобныхъ случаяхъ подобныя казни насъ не постигаютъ.

III. Прибѣгнемъ, братія, къ чудодѣйствующему непрестанно во спасеніе наше Господу, и каждый о всѣхъ, и всѣ о каждомъ, воззовемъ къ нему со апостолами: Господи, приложи намъ вѣру (Лук. XVII, 5). И потомъ уже съ Давидомъ: сотвори со мною знаменіе во благо: и да видятъ ненавидящіи мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помоглъ ми и утѣшилъ мя еси (Псал. LХХХѴ, 17). Аминь. (Сост. по Ч. М. и проп. Филарета. митр. моск., т. II. изд. 1874 г. съ дополн.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий