Поученіе. Препод. Ѳеодора

Незаконная плотская любовь не есть любовь, а человѣконенавидѣніе.

 Прот. Григорій Дьяченко

 I. Препод. Ѳеодора, память коей совершается нынѣ, жила въ V вѣкѣ. Совершивъ согрѣшеніе отъ мужа противъ VII заповѣди закона Божія по неопытности и молодости, блаженная Ѳеодора рѣшилась посвятить всю свою жизнь на покаяніе.

«Если есть для меня покаяніе, — сказала она себѣ, — то разорву связь свою съ міромъ и буду молить Бога о помилованіи»... Изъ опасенія же, чтобы ее не нашли въ женской обители и не воспрепятствовали ей выполнить подвиги покаянія, Ѳеодора тайно оставила домъ своего мужа и скрылась въ мужскомъ монастырѣ (Октодекатскомъ), тамъ, гдѣ находились мощи св. Ѳомаиды, подвижницы цѣломудрія. Впродолженіе многихъ лѣтъ выносила она всѣ иноческіе труды, не обнаруживъ никогда своей женской немощи, но произвольно усиливая свои труды, которые, казалось ей, были слишкомъ легки и недостаточны, чтобы покрыть грѣхъ ея молодости. Вся жизнь ея проходила въ борьбѣ, и въ напряженіи всѣхъ силъ, и въ лишеніи всякаго отдыха и покоя. Даже пищу не позволяла она себѣ принимать болѣе одного раза въ недѣлю. А слезная молитва ея день и ночь со смиреніемъ возносилась къ милостивому Богу и привлекала на нее полное прощеніе и изобильную благодать... Такъ прожила 8 лѣтъ.

Съ высокимъ смиреніемъ перенесла Ѳеодора великое испытаніе: человѣческую клевету... Однажды дочь содержателя гостиницы въ Александріи, гдѣ пришлось останавливаться св. Ѳеодорѣ по дѣламъ монастыря, соблазнившись красотою ея, которую она признала за молодого монаха, склоняла ее ко грѣху. Но получивъ отказъ, и родивъ отъ другого лица незаконно дитя, оклеветала во грѣхѣ св. Ѳеодору. Игуменъ и братія разгнѣвались на нее, какъ обезчестившую монастырь, и выгнали изъ монастыря. Но св. Ѳеодора не желала открыть свою тайну, видя въ посланномъ испытаніи наказаніе за грѣхи свои; она взяла ребенка и поселилась въ шалашѣ недалеко отъ монастыря. Пастухи изъ жалости давали ей молока для питанія ребенка. И сколько пришлось ей перенесть насмѣшекъ! Терпѣла она, кромѣ того, и жаръ и холодъ. Наконецъ, опять была принята въ монастырь, гдѣ, проживъ два года, скончалась. Игумену открыто было о святости Ѳеодоры и о томъ, что она не мужчина. Игуменъ сообщилъ это братіи, и тогда всѣ, оскорблявшіе святую, ужаснулись и горько каялись въ томъ, что тяжко согрѣшили противъ нея. Богу угодно было привести мужа св. Ѳеодоры въ обитель въ день ея кончины, и онъ, пораженный ея святостью, оставивъ міръ, поступилъ въ обитель.

II. Св. Ѳеодора своимъ великимъ покаяніемъ послѣ допущеннаго ею однажды грѣха плотской нечистой любви говоритъ намъ, братія, о той весьма важной истинѣ, что плотская нечистая и незаконная любовь есть не любовь, а человѣконенавидѣніе, которое можетъ низринуть человѣка, предавшагося ей, во глубину ада. Потребны были, какъ то видимъ въ жизни преп. Ѳеодоры, великіе покаянные труды, сильныя слезы, изнурительный постъ, перенесеніе безчестія и разнаго рода нравственныхъ и тѣлесныхъ страданій, чтобы загладить грѣхъ нечистой любви, однажды допущенный. Ясно, что плотская, незаконная любовь не есть въ собственномъ смыслѣ любовь.

Но тѣмъ не менѣе міръ любитъ эту любовь, понимаетъ ее яснѣе, нежели любовь духовную, дорожитъ, увлекается ею сильнѣе, нежели любовію христіанскою, постоянно во всѣ времена называлъ и называетъ ее любовію.

Но въ самомъ дѣлѣ это не любовь, это человѣконенавидѣніе.

Гдѣ истинная христіанская любовь, тамъ сильное желаніе добра ближнему; тамъ готовность дѣлать одно то, что дѣйствительно полезно ближнему, что относится къ временному и вѣчному благу ближняго,что сохраняетъ совѣсть ближняго въ спокойствіи и радости; словомъ: что составляетъ истинное счастіе ближняго. Это видно изъ любви родителей къ дѣтямъ. Какой родитель не желаетъ видѣть своихъ дѣтей счастливыми во времени и въ вѣчности? Какой родитель не предпринимаетъ мѣръ къ тому, чтобы дѣти его были невинны предъ людьми и предъ Богомъ, счастливы и въ сей жизни и въ будущей? Такъ дѣйствуетъ любовь, заслуживающая имя любви.

Посмотрите же послѣ сего на незаконную плотскую любовь: то ли она дѣлаетъ, что споспѣшествуетъ къ счастію ближнихъ? Таковая любовь стремится осквернить и тѣло и душу ближняго. Какое тутъ счастіе? Тутъ грѣхъ, нарушеніе закона Божія, оскорбленіе Бога, смерть чести, смерть добраго имени, — смерть души. Оттуда удаляется благодать Божія, гдѣ незаконныя плотскія связи; оттуда бѣжитъ спокойствіе совѣсти, гдѣ удовлетворяютъ плотской нечистой похоти; тамъ адъ, гдѣ торжество постыдныхъ вожделѣній плоти и крови.

Какая же тамъ любовь, гдѣ не только мыслятъ зло, но и дѣлаютъ беззаконіе, имѣющее самыя вредныя послѣдствія? Любы, по замѣчанію апостола ІІавла, не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 6). Слѣдовательно, незаконная плотская любовь, какъ не только мыслящая зло, но и дѣлающая зло, не есть любовь. Это злоба, это человѣконенавидѣніе, скрывающееся подъ видомъ любви, это змій, смертельно уязвляющій человѣка, это убійственный ядъ, подслащенный обаятельнымъ упоеніемъ чувствъ. Посмотрите на Сампсона, нѣкогда богоноснаго и могучаго. Онъ обнаженъ благодати Всесвятаго Духа, лишенъ исполинской силы, онъ у враговъ на поруганіи, онъ безъ глазъ, безъ чести, безъ жизни, на ложѣ преждевременной смерти. А отъ чего? Отъ плотской любви. И такую злокачественную любовь будемъ ли еще называть любовію? Нѣтъ! Это зло, это братоубійство. Это знаютъ, это чувствуютъ и самые рабы плотской похоти, но чувствуютъ ужке поздно, когда проходитъ пылъ страстей, когда разсудокъ возвращается, когда совѣсть входитъ въ свои права, когда зло уже сдѣлано и ближній убитъ.

III. Да сохранитъ Господь Богъ всѣхъ православныхъ христіанъ отъ незаконной плотской любви! Это бичъ человѣчества, которымъ люди сами себя убиваютъ за то, что не имѣютъ ни любви къ Создателю, ни истинной любви къ ближнимъ. Примѣръ св. Ѳеодоры, падшей и возставшей благонадежнымъ возстаніемъ, да побудитъ насъ прибѣгать къ сердечному покаянію въ случаѣ допущенной нечистой любви не только дѣломъ, но и мыслями и словами. (Сост. по Ч. -М. и «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий