Поученіе. Препод. Аѳанасій аѳонскій

Прот. Григорій Дьяченко

Почему праведники иногда умираютъ несчастной смертью?

I. Преп. Аѳанасій аѳонскій, память жоего нынѣ, жилъ въ десятомъ вѣкѣ. Осиротѣвъ въ младенчествѣ, онъ былъ воспитанъ благочестивою инокинею; впослѣдствіи пребываніе въ Царьградѣ дало возможность усовершенствоваться въ наукахъ. Съ самаго дѣтства первымъ его желаніемъ было служить Богу иноческими трудами.

Онъ сдѣлался ученикомъ преподобн. Михаила, постригся подъ именемъ Аѳанасія (прежде онъ назывался Аврааміемъ) и, удалившись на гору Аѳонскую, сталъ вести жизнь трудную, смиренную, стараясь скрыть отъ всѣхъ и ученость свою и великія дарованія. Но это было невозможно, и ему стали оказывать великія почести. Два важнѣйшіе сановника и полководца имперіи, Левъ и Никифоръ, очень уважали его, и Никифоръ, впослѣдствіи сдѣлавшись императоромъ, много помогалъ преп. Аѳанасію въ постройкѣ и распространеніи монастырей аѳонскихъ. Святый подвижникъ получилъ отъ Бога чудотворную силу.

Смерть застала преподобнаго среди трудовъ. Однажды вмѣстѣ съ братіею осматривая монастырскія постройки, онъ взошелъ на верхъ строившагося зданія, оно обрушилось, и пять человѣкъ, въ числѣ ихъ Аѳанасій, были задавлены камнями. Остальные поспѣшили раскопать развалины, но извлекли преподобнаго уже мертвымъ.

II. Грустная кончина преподобнаго наводитъ насъ на размышленіе о томъ, для чего Господь попускаетъ иногда праведникамъ претерпѣть насильственную, несчастную смерть. Или Онъ былъ не силенъ избавить ихъ отъ нея? Или у Него нѣтъ любви и состраданія?

а) Однажды преподобный Нилъ потникъ, бывшій сподвижникомъ св. Отцевъ. въ Синаѣ и Раифѣ избіенныхъ, память которыхъ совершается 14 декабря, видя избіеніе и страданіе ихъ отъ варваровъ, тоже спрашивалъ: за что они страдаютъ? „Гдѣ, говорилъ онъ, блаженные отцы, труды воздержанія вашего? Гдѣ награда за терпѣніе скорбей? Гдѣ вѣнецъ многимъ подвигамъ? Это ли воздаяніе вашему иночествованію? Или всуе вы текли на предлежавшій вамъ подвигъ? Или есть справедливость въ томъ, чтобы за добродѣтель принимать скорбь, и что убиваемыхъ васъ оставилъ безъ помощи Промыслъ Божій? И вотъ возымѣла силу скверна на ваши тѣлеса святая, и злоба хвалится, что одолѣла (Чет. -Мин. изд. 1864 г. 14 января, стр. 139). Такъ, въ глубокой скорби, задавалъ себѣ, подобные нашимъ, вопросы Нилъ преподобный; но онъ, къ своему утѣшенію, вскорѣ получилъ на нихъ разрѣшеніе. „Чего ради, сказалъ ему и бывшимъ съ нимъ, спасшимся отъ меча злодѣевъ инокамъ, израненный и едва дышавшій старецъ Ѳеодулъ,—чего ради смущаетъ васъ пришедшая на насъ напасть? Ужели вы не знаете., для чего Господь предаетъ подвижниковъ Своихъ сопротив- нымъ? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяніями вознаградить претерпѣвшихъ до конца, какъ и сугубо воздалъ Іову то, что онъ погубилъ? Но намъ, конечно несравненно болыпе воздастъ, ибо ихже око не виде, и ухо не слита, и на сердце человѣку не взыдоша, яже у готова Господь любящимъ Его (1 Кор. 2, 9) и терпящимъ до концаи (тамъ же л. 140). Лучшаго отвѣта и на наши, братіе, вопросы о причинѣ неповинныхъ страданій не можетъ быть.

б) Но что сказать, когда видимъ, что праведникъ страдаетъ иногда и не отъ людей? Иной изъ добродѣтельныхъ всю жизнь не имѣетъ гдѣ преклонить главы, а иного, что и еще ужаснѣе, постигаетъ иногда лютая и внезапная смерть. И мы тоже недоумѣваемъ: что это значитъ? За что страдаетъ праведникъ? О братіе! не смущайтесь и здѣсь; ибо хотя и неисповѣдимы пути Промысла Божія, но они всегда ведутъ ко благимъ цѣлямъ, всегда служатъ къ нашему спасенію и блаженству. „Одинъ инокъ, пришедши въ городъ, чтобы продать свое рукодѣлье, видѣлъ погребеніе нѣкотораго злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали съ великою честію церковною и гражданскою. Еще болѣе поразило его то зрѣлище, какое онъ увидѣлъ,возвратясь въ пустыню: благочестивый старецъ, наставникъ его, лежалъ тамъ растерзанный гіеною. Господи, взывалъ осиротѣвшій пустынникъ, почему это злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этотъ. святый мужъ растерзанъ звѣремъ? — Плачущему явился ангелъ и сказалъ: „не плачь по твоемъ учителѣ. Злой вельможа имѣлъ одно доброе дѣло и за то сподобился честнаго погребенія; но награда его только здѣсь, а тамъ ожидаетъ его казнь за всѣ злыя дѣла его. Напротивъ, твой наставникъ, хотя во всемъ угоденъ былъ Богу, однако у него былъ одинъ порокъ, отъ котораго онъ и очищенъ злою смертію" (Прол. 21 іюля).

III. Итакъ, братіе, ясно, что тотъ не имѣетъ понятія о безконечной любви къ намъ небеснаго Отца, кто дерзаетъ упрекать Его въ неправосудіи или не- состраданіи. Будемъ вѣровать, что минутная скорбь ведетъ къ безконечному блаженству, если она понесена съ терпѣніемъ и ради Бога; и будемъ помнить, что настанетъ время, когда Господь отретъ всѣ слезы съ очей рабовъ Своихъ (Ап. 7, 17) навсегда, что у Бога безцѣльно ничего не бываетъ. Аминь. (Сост. по„Пролог. въпоучен." свящ. В. Гурьева, изд. 1889 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий