Поученіе. Препод. Алексій, человѣкъ Божій

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Въ чемъ мы должны подражать Алексію, человѣку Божію?

 I. Препод. Алексій, человѣкъ Божій, память коего совершается нынѣ, жилъ въ Римѣ и былъ сынъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Евѳиміана и Аглаиды. Усердно помогая бѣднымъ, наслаждаясь всѣми благами міра, родители его часто скорбѣли о томъ, что у нихъ нѣтъ дѣтей, нѣтъ сына, который былъ бы для нихъ опорою въ старости.

Наконецъ Господь услышалъ ихъ молитву и даровалъ имъ сына, котораго они назвали Алексіемъ. Воспитанный въ строгомъ благочестіи, Алексій съ юности обрекъ себя на лишенія, соблюдалъ строгій постъ, носилъ на тѣлѣ власяницу и постоянно желалъ посвятить себя иночеству. Когда родители обвѣнчали его съ благородною дѣвицею, онъ, въ самый день брака, оставшись съ нею наединѣ, подалъ ей золотой перстень и драгоцѣнный поясъ и сказалъ: «храни это; и Богъ да будетъ между мною и тобою». Потомъ, удалившись въ свою комнату, онъ сложилъ съ себя брачную одежду и, взявъ нѣсколько денегъ, въ простомъ рубищѣ скрылся изъ родительскаго дома. Послѣ долгихъ странствованій онъ прибылъ въ Персію и здѣсь, въ городѣ Едессѣ, поселился при храмѣ Пресв. Богородицы— жилъ какъ нищій, питался милостынею и каждое воскресенье пріобщался св. Таинъ.

Между тѣмъ родители Алексія и молодая супруга его долго его искали и усердно молили Бога о его возвращеніи. Алексій, живя въ Едессѣ, подвизался въ крайней нищетѣ и глубокомъ смиреніи. Одинъ изъ служителей храма однажды увидѣлъ во снѣ Богоматерь, Которая сказала ему: «введи въ церковь Мою человѣка Божія, ибо молитва его восходитъ къ небу и на немъ почіетъ Духъ Боной». Когда служитель недоумѣвалъ, о комъ идетъ рѣчь, Богоматерь, явясь къ нему снова, указала на нищаго, сидѣвшаго у дверей храма. Съ тѣхъ поръ всѣ стали оказывать Алексію величайшее уваженіе; но онъ, удаляясь славы, отправился въ другую страну. Занесенный, по устроенію Промысла Божія, бурею къ берегамъ Рима, Алексій возвратился въ родной городъ и сталъ жить подлѣ родительскаго дома, скрывъ предъ родителями, что онъ ихъ сынъ. Отецъ, не узнавъ его и почитая его за нищаго, подавалъ ему милостыню, которою Алексій дѣлился съ другими. Когда Господь предвозвѣстилъ Алексію его близкую кончину, онъ описалъ свою жизнь, просилъ, въ этомъ описаніи, прощенія у родителей и спокойно ожидалъ смерти Однажды римскій папа Иннокентій, совершая литургію, услышалъ слова: «поищите человѣка Божія, хотящаго изыти отъ тѣла, да помолится о городѣ»; потомъ опять, во время всенощнаго бдѣнія, послышался голосъ: «въ домѣ Евѳиміана ищите человѣка Божія». Когда домоправитель не могъ указать такого человѣка, тогда царь Гонорій и папа сами пошли въ домъ Евѳиміана. Когда они пришли, служитель дома, вошедши въ комнату, спросилъ у Евѳиміана: «не тотъ ли нищій, котораго ты мнѣ поручилъ, и есть человѣкъ Божій? Онъ всю ночь проводитъ ,въ молитвѣ, держитъ строгій постъ и все переноситъ съ кротостію». Когда пошли въ хижину, гдѣ жилъ св. Алексій, его нашли уже мертвымъ, въ рукахъ его была хартія (т. е. рукописный свитокъ), а лицо его сіяло чуднымъ свѣтомъ. Евѳиміанъ захотѣлъ взять хартію, но не могъ вынуть ее изъ рукъ умершаго. Тогда онъ возвратился въ домъ и сказалъ императору и папѣ: «я нашелъ того, кого мы ищемъ, но нашелъ его уже умершимъ». Тѣло умершаго вынесли изъ хижины , и, когда прочитали хартію, Евѳиміанъ узналъ въ нищемъ своего сына и всѣ пролили слезы радости. Одръ съ тѣломъ умершаго поставленъ былъ на площадь и всѣ приходили поклониться тѣлу человѣка Божія, который, изъ любви къ Богу, презрѣлъ всѣ радости міра и служилъ Богу смиреніемъ и нищетою.

II. Предложить ли примѣръ благочестивой жизни Алексія, человѣка Божія, для подражанія всѣмъ и каждому? Нѣтъ, это было бы не по духу самаго евангелія. Не всѣ могутъ быть Авраамами, чтобы принести въ жертву Исаака, не всѣ—Алексіями, чтобы изъ-подъ вѣнца брачнаго устремиться прямо за вѣнцомъ строгаго подвижника, оставившаго міръ, отчій домъ, молодую жену и всѣ утѣхи земной жизни. Магій вмѣстити, да вмѣститъ (Мат. XIX, 12). Но, не имѣя способности подражать нѣкоторымъ подвигамъ святыхъ человѣковъ Божіихъ во всей ихъ полнотѣ и, можно сказать, безпредѣльности, мы должны приближаться къ нимъ — насколько для насъ возможно—въ uxъ любви къ Богу и презрѣніи благъ мірскихъ.

 а) Тебя Богъ благословилъ богатствомъ и стяжаніями, отъ предковъ ли доставшимися, или тобою самимъ пріобрѣтенными, пользуйся ими, но не употребляй во зло—свое и другихъ, содѣлай блага земныя средствами къ пріобрѣтенію благъ небесныхъ; яви собою въ маломъ видѣ то, что Богъ дѣлаетъ въ великомъ, то-есть, сдѣлайся благодѣтелемъ неимущихъ и нуждающихся, тогда и при богатствѣ или, лучше сказать, за самое богатство твое ты будешь человѣкомъ Божіимъ: ибо всѣ облагодѣтельствованные тобою будутъ прославлять, ради тебя, Отца, Иже на небесѣхъ.

б) Предъ тобою открытъ путь достоинствъ и почестей; иди по немъ, но иди прямою и чистою стезею, не употребляя никакихъ недостойныхъ средствъ къ твоему возвышенію, не жертвуя для сего совѣстію: и чѣмъ болѣе будешь возвышаться надъ собратіями твоими, тѣмъ болѣе смиряйся въ духѣ твоемъ, пользуясь высотою своею для покрова и поддержанія слабыхъ и угнетенныхъ. Какъ облеченный довѣріемъ власти предержащей, говори истину, которую другой не въ состояніи сказать,—стой за правду и тогда, когда всѣ ее оставляютъ,—являй всегда и вездѣ собою примѣръ безкорыстія и самоотверженія для блага общественнаго, съ терпѣніемъ переноси клевету и зависть; тогда ты, и при высотѣ твоей и достоинствахъ, или, лучше сказать, за сію самую высоту и достоинства, честно достигнутыя, праведно поддерживаемыя, на добро обращаемыя, будешь человѣкомъ Божіимъ: ибо всѣ будутъ, ради тебя, прославлять имя Божіе.

в) Ты вступилъ въ бракъ, обязался узами супружества; вкушай чистыя радости семейной жизни; но не забывай, что ты въ союзѣ не съ одною твоею супругою, что ты въ крещеніи сочетался Христу, и что душа твоя уневѣщена Ему,яко Жениху, и тебя ожидаетъ брачная вечеря во царствіи Его. Памятуя сіе, веди себя какъ прилично тому, который долженъ быть нѣкогда единъ духъ съ Господомъ. Если чада твой рождены будутъ не въ похоти плоти, а по духу вѣры, и воспитаны въ страхѣ Божіемъ; если домочадцы твой сохранены отъ пороковъ и разврата; если домъ твой есть подобіе церкви— все въ немъ боится Бога, дѣлаетъ правду, наблюдаетъ миръ и чистоту: то ты и въ супружествѣ, и за супружество, человѣкъ «Божій»! Аминъ. (Сост. по проп. Иннок., арх. херс.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий