Поученіе. Препод. Емиліанъ монахъ

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки изъ его жизни: а) должн памятовать о страшномъ судѣ и б) приносить покаяніе во грѣхахъ.

I. Житіе препод. Емиліана, память коего совершается нынѣ, начинается такъ. Въ городѣ Римѣ жилъ одинъ человѣкъ, по имени Викторинъ.

Съ юности своей онъ проводилъ жизнь свою во грѣхахъ, но на старости лѣтъ пришелъ въ  чувства, вспомнилъ грѣхи жизни своей и трепеталъ страшнаго Божія суда. Онъ пошелъ въ одинъ монастырь и сдѣлался монахомъ, принявъ иноческое имя Емиліанъ. Живя въ монастырѣ, Емиліанъ непрестанно имѣлъ въ душѣ своей память смертную, готовясь всегда на страшный Божій судъ, какъ бы дать отвѣтъ во грѣхахъ своихъ въ день испытанія, и постоянно былъ въ страхѣ геенскихъ мученій. Памятуя о смерти и готовясь на Божій судъ, онъ велъ жизнь постническую, смиренную и трудолюбивую. Всѣ иноки удивлялись его великимъ подвигамъ и старались подражать его жизни. Его видѣли всякій день изнемогающимъ отъ голода и жажды, падающимъ на землю и мучащимъ тѣло свое ради спасенія души.

Монастырь, который избралъ себѣ св. Емиліанъ, былъ на высокой горѣ. Тамъ съ одной стороны горы была пещера, въ которую любилъ уединяться для молитвы преп. Емиліанъ. Тамъ онъ всю ночь молился со слезами Господу. Замѣчая ночное отсутствіе Емиліана, игуменъ монастыря однажды пошелъ за нимъ, желая знать, зачѣмъ инокъ ходитъ въ пещеру. Черезъ нѣсколько времени небесный свѣтъ вдругъ покрылъ всю гору, и игуменъ увидѣлъ препод. Емиліана, стоящаго въ пещерѣ съ простертыми къ небу руками, въ усердной молитвѣ къ Господу и слышалъ гласъ: «Емиліане! отпущаются тебѣ грѣси твои!" Игуменъ со страхомъ поспѣшилъ въ обитель. Послѣ утрени при всѣхъ инокахъ онъ спросилъ у св. Емиліана: «братъ! гдѣ ты былъ въ эту ночь?» — «Я, отвѣчалъ препод. Емиліанъ, всю ночь спалъ въ монастырѣ». Но когда игуменъ принудилъ его сказать правду, то онъ не утаилъ милости Божіей, которую являетъ Господь истинно кающимся грѣшникамъ, и разсказалъ братіи тайну, какъ небесный свѣтъ и голосъ сошли на него отъ престола милосердія Божія. Тогда игуменъ сказалъ братіямъ: «слышите, любезные мои братія, всемогущій Богъ могъ бы и молча простить грѣхи этому брату, но Онъ послалъ ему явную милость, чтобы и наши сердца возбудить къ покаянію».

 

II. Братіе христіане! по примѣру преп. Емиліана, и всѣ мы должны всегда памятовать о Божіемъ судѣ.

а) Кто непрестанно страшится суда правосуднаго Бога, тотъ не прилагаетъ сердца своего ни къ чему земному, ибо онъ знаетъ, что все земное, какъ бы ни было дорого, остается на землѣ, разрушится и истлѣетъ.

Если онъ подобно препод. Емиліану не отречется всецѣло отъ міра и земныхъ его благъ, то во всякомъ случаѣ не будетъ прилагать къ нимъ своего сердца и станетъ щедрою рукою благотворить на сооруженіе и благолѣпіе св. храмовъ Божіихъ, на учрежденіе школъ, пріютовъ, богадѣленъ, на изданіе и распространеніе добрыхъ и полезныхъ для религіознаго и нравственнаго просвѣщенія своихъ ближнихъ книгъ, на помощь нищимъ и убогимъ, на призрѣніе сиротъ и т. п. богоугодныя дѣла христіанской благотворительности.

б) Боясь и ожидая страшнаго Божія суда, будемъ помышлять о своихъ грѣхахъ и каяться въ нихъ съ сокрушеннымъ сердцемъ, стараться уготовлять своей душѣ добрыя дѣла, дабы, угодивъ Богу, удостоиться мирной, христіанской кончины, дать добрый отвѣтъ на Божіемъ судѣ, избѣжать вѣчной муки и наслѣдовать вѣчныя сокровища и радости на небесахъ. Вотъ отчего многіе великіе грѣшники, вспомня свои грѣхи и неправды, страшный Божій судъ и вѣчныя муки, обратились къ покаянію и сдѣлались великими праведниками. И вѣрно въ Божіемъ словѣ написано: помни послѣдняя твоя, т.е. смерть, Божій судъ, вѣчную муку и вѣчную жизнь, и во вѣки не согрѣшиши (Сирах. VI, 39). Но бѣда наша та, что мы почти никогда не думаемъ о своей смерти и Божіемъ судѣ; мы думаемъ и хлопочемъ большею частію о земномъ и временномъ, предаемся разнымъ суетамъ мірскимъ. Отъ того-то мы грѣшимъ и не боимся грѣшить, и грѣхами своими уготовляемъ себѣ вѣчную муку.

) Препод. Емиліану за его искреннее покаяніе и усердныя молитвы, за его святые труды и подвиги, Господь простилъ всѣ его грѣхи. И теперь Господь отпущаетъ грѣхи всѣмъ истинно кающимся и обращающимся на добрыя дѣла. Онъ не хочетъ смерти грѣшника, но хочетъ, чтобы всѣ покаялись, исправились и живы были (Іезек. 33, 11). По Своему великому милосердію Онъ доселѣ призываетъ всѣхъ къ покаянію и всѣмъ готовъ подать неизреченный покой въ Своемъ небесномъ царствѣ. Онъ Самъ сказалъ въ Своемъ евангеліи: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы (Матѳ. XI, 28). Желаешь ли, христіанинъ, услышать голосъ отъ престола милосердія Божія, возвѣщающій тебѣ прощеніе грѣховъ, какъ это удостоился услышать преп. Емиліанъ? — приди со смиреніемъ на исповѣдь къ своему духовному отцу, и здѣсь — предъ св. крестомъ и евангеліемъ, какъ предъ Самимъ Богомъ, принеси истинное и чистосердечное покаяніе во всѣхъ своихъ грѣхахъ, и положи въ душѣ своей благое намѣреніе впредь не грѣшить, но жить по заповѣдямъ Божіимъ. Тогда Господня благодать просвѣтитъ твою душу; пастырь церкви, какъ служитель Божій, благословитъ тебя; Господнимъ благословеніемъ и отъ Самого Господа скажетъ тебѣ радостное слово: „и азъ, недостойный іерей, властію Его, мнѣ данною, прощаю и разрѣшаю тя отъ всѣхъ грѣховъ твоихъ". И что Онъ проститъ и разрѣшитъ намъ здѣсь, на землѣ, то будетъ прощено и разрѣшено намъ и на небесахъ Самимъ Богомъ (Матѳ. XVIII, 18; Іоан. XX, 23), и не помянется на Божіемъ судѣ, на второмъ пришествіи Христовомъ.

III. Молитвами препод. Емиліана да поможетъ намъ Богъ Своею всесильною благодатію запечатлѣть спасительные уроки его жизни въ нашей душѣ. Аминъ. (Г. Д -к о ) .

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий