Поученіе. Препод. Іоаннъ лѣствичникъ

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Нравоучительныя черты въ его жизни.

 I. Св. Іоаннъ лѣствичникъ, память коего совершается нынѣ, достигши 16 лѣтъ отъ рожденія, за лучшее предпочелъ принесть всего себя въ священнѣйшую жертву Богу, и для того удалился въ синайскую гору, и тамъ вручилъ себя въ послушаніе старцу Мартирію. Спустя четыре года по вступленіи своемъ въ обитель, воспринялъ онъ ангельскій образъ.

Послушаніе его старцу столь было велико, что онъ какъ бы не имѣлъ вовсе своей воли. Въ обращеніи съ братьями онъ былъ очень простъ, и хотя былъ весьма ученъ и образованъ, но такъ велъ себя, что ни въ чемъ не показывалъ своихъ преимуществъ предъ другими. Девятнадцать лѣтъ жилъ онъ со старцемъ, до кончины жизни его, а по смерти его рѣшился жить въ уединеніи, но не прежде какъ получилъ на то согласіе св. старца Георгія арселаита. Мѣстомъ для уединенія своего избралъ одну пустыню и тамъ поселился въ углубленіи долины при подошвѣ горы Синая. Отселѣ каждую субботу и каждое воскресеніе преподобный ходилъ въ храмъ синайскій, для слушанія божественной литургіи и для пріобщенія себя св. тайнъ. Въ пищѣ, питіи и во снѣ онъ показывалъ умѣренность, не изнуряя себя излишнимъ постомъ и бдѣніемъ, и удаляясь пресыщенія и лѣности. Время, свободное отъ молитвъ, преподобный посвящалъ чтенію священныхъ писаній и списыванію священныхъ книгъ. Находясь вмѣстѣ съ братіями, онъ охотно входилъ съ ними въ бесѣду. Случилось, что нѣкоторые изъ братій заподозрили преподобнаго въ тщеславіи,—святый, чтобы прекратить соблазнъ, наложилъ на себя совершенное молчаніе, которое держалъ цѣлый годъ, пока соблазнившіеся, почувствовавъ лишеніе духовнаго назиданія, сознали свою ошибку, и сами просили св. Іоанна по-прежнему не лишать ихъ бесѣды своей. Іоаннъ исполнилъ ихъ желаніе.

Послѣ 40 лѣтняго пустыннаго житія св. Іоаннъ братіею избранъ былъ во игумена синайской горы. Вскорѣ послѣ этого избранія, въ Палестинѣ и въ Аравіи открылась сильная засуха. Тогда жители сихъ странъ пришли къ св. Іоанну и просили его молитвъ о ниспосланіи дождя. Чистыя молитвы св. Іоанна, какъ нѣкогда молитвы Иліи ѳесвитянина, Богъ услышалъ и ниспослалъ обильный дождь. Скончался преподобный 80-ти лѣтъ, оставивъ сочиненную имъ весьма замѣчательную и душеполезную книгу: Лѣствицу, показушною тридцать степеней богоугоднаго житія, за что и прозванъ лѣствичникомъ.

II. Жизнь этого праведника для многихъ изъ насъ можетъ быть весьма назидательна.

а) Она, во-первыхъ, даетъ урокъ для юношей. Прекрасный возрастъ юности преимущественно нужно посвящать благочестивымъ занятіямъ и упражненіямъ въ добрыхъ дѣлахъ, свойственныхъ сему возрасту, какъ то и сдѣлалъ препод. Іоаннъ, съ 16 лѣтняго возраста посвятивъ себя на служеніе Богу.—Не весною ли земледѣлецъ сѣетъ сѣмена свои на полѣ, чтобы имѣть хорошіе плоды? И чѣмъ тщательнѣе онъ обработываетъ въ это время поле, и чѣмъ лучше посѣетъ сѣмена, тѣмъ лучшій впослѣдствіи времени получаетъ урожай хлѣба, и тѣмъ большую получаетъ прибыль отъ него. Иное бываетъ съ тѣмъ, кто опуститъ хорошее время для посѣва и, худо воздѣлавъ землю, худыя разбрасываетъ на нее сѣмена. Такому земледѣльцу земля даетъ скудные плоды, а иногда и вовсе отказываетъ въ нихъ. Весна жизни нашей не есть-ли юность? Кто въ юности посѣетъ сѣмена благочестія, тотъ имѣетъ несомнѣнную надежду пожать обильный плодъ благочестія въ зрѣломъ возрастѣ и въ старости; а кто юность свою погубитъ въ пустыхъ занятіяхъ и порочныхъ удовольствіяхъ, такой чего можетъ надѣяться и въ зрѣломъ возрастѣ, а тѣмъ болѣе въ старости, если только доживетъ до ней? Ибо извѣстно по опыту, что худо проводящіе лѣта съ молоду, преждевременно состарѣваются и оканчиваютъ жизнь, не достигнувъ старческихъ лѣтъ.

б) Во-вторыхъ, препод. Іоаннъ лѣствичникъ, отличйвшіася добродѣтелью послушанія своимъ старцамъ —руководителямъ въ духовной жизни, учитъ и насъ этой добродѣтели. Сколь великъ подвигъ послушанія и какая на небѣ уготовлена награда за него, можно убѣдиться изъ слѣдующаго видѣнія: одинъ великій старецъ, будучи въ восхищеніи, видѣлъ на небѣ четыре чина, знаменующіе совершенство подвижниковъ: на первой степени стоялъ недугами удрученный, но благословляющій имя Господнее на другой—безкорыстный страннопріименъ; на третьей— безмолвный пустынножитель; наконецъ четвертую и самую высшую степень занималъ послушный своему наставнику и ради Господа всѣмъ сердцемъ ему преданный. Этотъ человѣкъ за послушаніе носилъ золотую цѣпь и имѣлъ большую предъ другими славу. («Дост. сказ. о подв. св. оД сн. Руѳ. гл. 2).

Посему св. Іоаннъ лѣствичникъ говоритъ: „блаженъ, кто волю свою до конца умертвилъ и все попеченіе о себѣ препоручилъ своему наставнику о Богѣ: ибо таковой станетъ одесную аспятаго Спасителя». (Степ. 4 стр. 6. Сн. соч. «О монаш.», еп. Петра, стр. 136).

Св. Григорій великій о величіи добродѣтели послушанія такъ говоритъ: „одна добродѣтель послушанія насаждаетъ въ душѣ прочія добродѣтели и насажденныя охраняетъ. Поэтому оно справедливо предпочитается жертвамъ (1 цар. 15, 22), потому что въ жертвахъ заклается чужая плоть, а посредствомъ послушанія—собственная воля", III. Молитвами препод. Іоанна лѣствичника да сподобитъ насъ Господь утвердиться въ добродѣтели послушанія. (Свящ. Гр. Дьяченко).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий