Поученіе. Препод. Исаакій далматскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Внѣ союза съ церковно спастись невозможно.

  I. Преподобный Исаакій далматскій, нынѣ прославляемый, названный такъ по именн основаннаго имъ монастыря близъ Константинополя, жилъ въ IV вѣкѣ, когда церковь была взволнована аріанскимъ лжеученіемъ, при царствованіи императора Валента, ревностнаго поборника аріанства.

Въ это время на защиту православія явились знаменитые мужи: Аѳанасій великій, Василій великій, Григорій Богословъ. Но и среди простыхъ иноковъ было также не мало защитниковъ истинной вѣры; Исаакій принадлежалъ къ числу ихъ. Какъ только вѣсть о гоненіи на православіе достигла обители его, онъ оставилъ ее и поспѣшилъ въ Константинополь, глубоко скорбя объ участи православныхъ и моля Бога, чтобы Онъ обратилъ сердце императора къ истинѣ и внушилъ ему милосердіе и справедливость. Валентъ въ то время шелъ войной противъ готѳовъ, народа, жившаго по Дунаю и двинувшагося на Константинополь. Исаакій встрѣтилъ императора при выѣздѣ изъ столицы; императоръ былъ окруженъ блестящею свитою и многочисленнымъ войскомъ. Исаакій сталъ на пути и сказалъ: „Государь, прикажи отворить церкви православныя, и Богъ благословитъ путь твой“. Императоръ не обратилъ вниманія на слова преподобнаго и продолжалъ путь. На другой день Исаакій настигъ Валента и, снова остановивъ его, сказалъ: „открой церкви, государь, и война будетъ для тебя благополучна, ты побѣдишь враговъ и возвратишься съ миромъ въ свою столицу“. На этотъ разъ слова преподобнаго по-видимому подѣйствовали на Валента, онъ задумался, потомъ обратился къ приближеннымъ за совѣтомъ. Но окружавшіе Валента, по большей части аріане, не могли допустить, чтобы императоръ сдѣлалъ какія бы ни было уступки православнымъ, и уговорили его не слушать Исаакія и отогнать его. Такъ и было сдѣлано. Но и на третій день Исаакій приступилъ къ императору, схватилъ за узду его ко коня, умолялъ и увѣщевалъ, наконецъ, сталъ грозилъ ему гнѣвомъ Божіимъ; — но все напрасно. Слова Исаакія раздражили императора, и онъ приказалъ сбросить преподобнаго въ тинистый ровъ, находившійся на краю дороги. Освободясь отъ него такимъ образомъ, Валентъ продолжалъ свой путь. Исаакія же ангелъ чудесно спасъ отъ неминуемой гибели. И снова Исаакій предсталъ предъ императоромъ и началъ говорить ему: „I. Христосъ даровалъ мнѣ спасеніе и сохранилъ жизнь мою, которую ты хотѣлъ отнять у меня. Еще разъ умоляю тебя: отвори церкви православнымъ, и если ты это сдѣлаешь, то, будь увѣренъ, возвратишься побѣдителемъ“. Неожиданное появленіе человѣка, котораго считали уже погибшимъ, изумило императора. „Что же будетъ, веди я не отворю вашихъ церквей?а—спросилъ онъ.— „Тогда,— отвѣчалъ Иеаакій, — знай, что ты побѣжишь съ поля битвы, гонимый врагами, будешь искать убѣжища, скроешься въ хижинѣ и будешь сожженъ въ ней“. Императоръ, озлобленный этимъ пророчествомъ, подозвалъ двоихъ приближенныхъ и приказалъ имъ схватить преподобнаго, сказавъ: „возьмите этого лживаго старика, свяжите его и держите въ темницѣ, пока я, возвратившись изъ похода, не воздамъ ему должнаго наказанія за его дерзость“. Исаакія связали и повели въ Константинополь, а императоръ продолжалъ путь свой, и вскорѣ увидѣлъ воочію исполненіе предсказаннаго преподобнымъ. Хотя греки долго и мужественно бились съ готѳами, не устояли противъ числа ихъ и обратились въ бѣгство. Императоръ едва ускакалъ отъ преслѣдователей и съ немногими воинами скрылся въ одной хижинѣ; готѳы настигли его, зажгли хижину, и Валентъ погибъ въ огнѣ. Нѣкоторые изъ греческихъ воиновъ, вернувшись въ Константинополь, не знали еще о гибели Валента: желая испытать Исаакія, они сказали ему: „Императоръ возвращается съ побѣдою, готовься къ отвѣту — „Неправда,— отвѣчалъ преподобный,— семь дней назадъ онъ-былъ сожженъ, какъ я и предсказалъ ему“. Черезъ нѣсколько дней истина словъ Исаакія вполнѣ подтвердилась, и онъ былъ освобожденъ изъ темницы, и всѣ стали ему оказывать великое уваженіе, какъ пророку.

II. Братія христіане! Это грозное проявленіе суда Божія надъ еретикомъ да устрашитъ насъ и да утвердитъ въ той благой мысли, что безъ православія, безъ союза съ православною церковью спастись невозможно.

О томъ, какая судьба постигаетъ за гробомъ людей, не имѣющихъ единомыслія съ вселенскою церковью, приведемъ разсказъ изъ святоотеческой жизни. Однажды къ пустынножителю преподобн. Киріаку (память 29 сентября) пришелъ издалека нѣкоторый старецъ по имени Ѳеофанъ, чтобы научиться строжайшимъ подвигамъ иночества. Восхищенный боговдохновеніемъ старца, Ѳеофанъ сказалъ: „отче! не разстался бы съ тобою до смерти; но какъ сочленъ и единомышленникъ несторіанцевъ я долженъ возвратиться къ моей братіи". А Несторій, по имени котораго назывались его послѣдователи, былъ еретикъ, осужденный на третьемъ вселенскомъ соборѣ за неправильное ученіе о Сынѣ Божіемъ и Богоматери. Услышавъ имя Несторія, Киріакъ затрепеталъ и, сокрушаясь о погибели гостя, началъ умолять его, чтобы онъ присоединился къ православной апостольской церкви. „Единъ путь къ нашему спасенію, говорилъ Киріакъ, есть тотъ, чтобы мыслить и вѣровать, какъ мыслили и вѣровали святые отцы“. Но Ѳеофанъ отвѣчалъ: „и всѣ еретики также утверждаютъ, что человѣкъ можетъ спастись только въ ихъ вѣроисповѣданіи... Что же послѣ сего дѣлать мнѣ окаянному? і всѣ называютъ свое ученіе боговдохновеннымъ, а мой разумъ такъ слабъ, что не можетъ постигнуть истины и сазличить ее отъ заблужденія“. Киріакъ съ согласія Ѳеофана въ уединеніи началъ молиться за своего погибающаго обрата, чтобы Господь вразумилъ его. И вотъ на слѣдующій день Ѳеофанъ увидѣлъ предъ собою боголѣпнаго, но грознаго юношу, который привелъ его въ смрадное мѣсто, въ которомъ по указанію таинственнаго спутника Ѳеофанъ увидѣлъ разныхъ еретиковъ, испускающихъ стенаніе и скрежетъ нестертімой муки. „Се обиталище тѣхъ, сказалъ таинственный юноша, которые нечестиво умствуютъ, и вкупѣ тѣхъ, кои слѣдуютъ ихъ ученію“. (Учил. благоч. ч. 4, стр. 70—71).

Изъ сего примѣра видите, братія, что безъ единенія съ святою православною церковію въ ученіи вѣры и любви для человѣка нѣтъ спасенія, хотя бы онъ былъ добръ и благочестивъ, хотя бы старался быть добродѣтельнымъ, хотя бы налагалъ на себя подвиги иночества. Упоминаемый въ разсказѣ старецъ Ѳеофанъ былъ благочестивъ и хотѣлъ угождать Богу подвигами иночества; иначе онъ не пришелъ бы издалека къ пустынножителю учиться подвижничеству. И что же? Достаточно ли было сего для спасенія? Нѣтъ! Видѣніе показало, что человѣку первѣе всего необходимо для спасенія право вѣровать и пребывать въ единомысліи съ православною церковію и покоряться ей; иначе ничто не спасетъ человѣка отъ вѣчной погибели. Пустъ еретики и наши раскольники хвалятся своими добродѣтелями, пусть надѣются въ полученіи спасенія на свои дѣла; пусть сколько угодно увѣряютъ они и себя и другихъ, что они служатъ Богу, что и молитва ихъ пріятна Богу и дѣла ихъ пріемлются Богомъ: безъ единенія съ церковію ни своею вѣрою, ни жизнію, ни дѣлами они не достигнутъ вѣчнаго спасенія, пбо ихъ благочестіе, дѣла и даже подвиги, какъ не имѣющіе основанія въ православіи, исповѣдуемомъ единою, святою, соборною, апостольскою и вселенскою церковію, суть не что иное, какъ искуственные цвѣты, привѣшенные къ сухому дереву. Сухое дерево не можетъ имѣть цвѣтовъ., потому что въ немъ нѣтъ соковъ, оно лишено жизни, оно мертвое, хотя до времени и стоитъ на своемъ корнѣ; такъ точно и человѣкъ, чрезъ неправомысліе въ вѣрѣ отдѣлившійся отъ православной церкви, не можетъ стяжать истинныхъ, угодныхъ Богу добродѣтелей, не можетъ украситься цвѣтами богоугодной жизни, потому-что онъ лишенъ внутренней благодатной силы Духа Святаго, производящей въ насъ добрыя хотѣнія и дѣйствія и совершающей въ насъ богоугодные плоды христіанской жизни. Если въ немъ, повидимому, и бываетъ нѣчто доброе, если и являются какія либо видимыя добродѣтели въ его жизни, то это все есть не что иное, какъ искуственные цвѣты, привѣшенные къ сухому дереву — порожденіе человѣческаго самолюбія, гордости и Фарисейскаго тщеславія; и этими искуственными цвѣтами, въ силу своего самолюбія, люди часто хвалятся не только предъ людьми, но и предъ Богомъ. Хвалился предъ Богомъ Фарисей своими добродѣтелями; но что-же? Богъ осудилъ его (Лук. 18, 14), потому что дѣла его сдѣланы были по самолюбію; а что сдѣлано по самолюбію, то не угодно Богу; ибо что между людьми считается великимъ и высокимъ, то для Бога—мерзость.

III. Не увлекайтесь посему, братія, суемудріемъ разныхъ сектантовъ и раскольниковъ, а равно сладкогласными словесами и внѣшне — обрядовыми дѣлами разныхъ бродягъ—странниковъ, которые, по слову Спасителя, приходятъ въ овечьей одеждѣ, а внутри суть волки хищные (Матѳ. 7 ,1 6 ). Они нерѣдко сѣютъ плевелы среди пшеницы, и увлекаютъ неопытныхъ и не утвержденныхъ въ вѣрѣ людей въ свои сѣти на погибель себѣ и внимающихъ имъ. Безпрекословно и истинное спасительное ученіе, приводящее къ Богу, и благодатная сила, необходимая намъ для богоугодной жизни, находятся исключительно въ православной церкви, утвержденной на основаніи апостоловъ и пророковъ и имѣющей главою и краеугольнымъ камнемъ Самого I. Христа, поставившаго въ церкви Своей, однихъ апостолами, другихъ пророками, иныхъ евангелистами, иныхъ пастырями и учителями, къ совершенію святыхъ , на дѣло служенія, для созиданія тѣла Христова; доколѣ всѣ пріидемъ въ единство вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершеннаго, въ мѣру полнаго возраста Христова; дабы мы не были болѣе младенцами, колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣковъ, по хитрому искусству обольщенія. (Ефѳс. 4, 11—14).

Поставленныхъ въ церкви пастырей слушайте, отъ нихъ и поучайтесь, съ ними живите въ мирѣ, любви и единомысліи. Скрѣпляйте союзъ свой и единеніе съ церковію чрезъ постоянное посѣщеніе храма Божія, въ которомъ совершаются молитвы, моленія, прошенія, благодаренія за вся человѣки, и приносится безкровная жертва за живыхъ и умершихъ, во спасеніе всѣхъ человѣковъ. Возможно чаще исполняйте христіанскій долгъ исповѣди и святаго причастія, чтобы не коснѣть во грѣхахъ и чрезъ то не удаляться отъ общенія съ церковію; чтобы чрезъ единеніе со Христомъ въ таинствѣ причащенія обновлять свой духовно-нравственныя силы и получать силы благодатныя для богоугодной жизни благочестія. Аминъ. (Сост. по проп. прилож. къ „Рук. для сел. паст.“ 1891 г. іюнь).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий