Поученіе. Препод. Кассіанъ римлянинъ

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  Объ оставленіи міра для Бога.

 I. Препод. Кассіанъ, память коего совершается нынѣ, жилъ въ концѣ четвертаго и первой половины пятаго вѣка. Въ это время духовное просвѣщеніе было всего болѣе распространено на востокѣ.

На востокѣ же развилась во всей силѣ подвижническая жизнь; пустыни и горы были заселены святыми иноками, которыхъ славныя имена чествовались всѣмъ христіанскимъ міромъ. Стремясь къ духовному совершенству, Кассіанъ въ отрочествѣ оставилъ домъ своихъ родителей и всѣ удовольствія міра, оставилъ свое отечество, Римъ, и прибылъ на востокъ. Онъ прожилъ нѣкоторое время въ Скитской пустынѣ, въ Виѳлеемѣ принялъ иночество, обошелъ всѣ пустынныя обители Ѳиваиды; въ Костантинополѣ слушалъ св. Іоанна Златоустаго, и только уже черезъ иного лѣтъ возвратился въ Римъ. Это было во время гоненія, воздвигнутаго на Іоанна Златоустаго; Кассіанъ былъ изъ числа тѣхъ, которые искали ему защиты.

Черезъ нѣкоторое время онъ переселился въ южную Галлію (Францію), въ городъ Марсель, и первый ввелъ въ эту страну иноческую общежительную жизнь, по примѣру востока. Онъ написалъ много книгъ, которыми познакомилъ западныхъ христіанъ съ постановленіями и правилами восточныхъ иноческихъ обителей, изложилъ бесѣды отцевъ пустынныхъ о разныхъ духовныхъ предметахъ, и опровергалъ лжеученія. Преставился въ 435-мъ году.

II. Препод. Кассіанъ, оставившій міръ съ его удовольствіями для безпрепятственнаго служенія Богу и достиженія возможной высоты нравственнаго совершенства, учитъ насъ, если и не оставлять міра, то во всякомъ случаѣ не привязываться къ нему сердцемъ, а, живя въ немъ, быть во всегдашней готовности пожертвовать всѣмъ для Бога изъ любви къ Нему.

а) Заповѣдь I. Христа оставить все для Бога относится ко всѣмъ вѣрующимъ. Послушаемъ слова Христова, глаголющаго: аще кто грядетъ ко Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего, и матеръ, и жену, и чадъ, и братію, и сестеръ, еще же и душу свою, не можетъ Мой быти ученикъ. (Лук. XIV. 26). Дабы вы не подумали, что это строгое изреченіе относится къ однимъ избраннымъ ученикамъ, или апостоламъ, святый евангелистъ не оставилъ съ точностію сказать, къ кому оно произнесено. Идяху, говоритъ, съ Нимъ народи мнози; и обращся, рече къ нимъ. И такъ не на нѣкоторыхъ только избранныхъ, но на всѣхъ безъ изъятія простирается сей приговоръ, что тотъ не можетъ быть ученикомъ Христовымъ, кто не оставитъ, или не возненавидитъ всего по естеству любезнаго, т. -е., кто крѣпкою любовію къ Богу не превозможетъ и не побѣдитъ любви ко всему, что любятъ внѣ Бога. б) Заповѣдь оставить все для Бога необходима. На что, — спросятъ, можетъ быть,—эти жертвы лишенія для Бога, Который ничего не пріобрѣтаетъ чрезъ нихъ? Подлинно Богу, какъ вседовольному и всеблагому, не для чего лишать, потому что нечего требовать; Онъ Самъ даетъ все, и всѣмъ дарствуетъ. Но Онъ и не требуетъ для Себя никакихъ лишеній: а человѣкъ самъ не можетъ обойтись безъ нихъ для пріобрѣтенія лучшаго. Кто хочетъ плыть, тому прежде надлежитъ отвязать, иди, для поспѣшности, отсѣчь веревку, которою лодка его прикрѣплена къ берегу. Кто желаетъ дѣйствительно быть на пути къ небу, тому необходимо нужно, или постепенно,—со вниманіемъ и усиліемъ разрѣшить, или, если чувствуетъ въ себѣ довольно силы, — рѣшительнымъ ударомъ отсѣчь всѣ страстныя, земныя привязанности. Надобно освободиться отъ похотей плоти, чтобы предаться влеченію духа. Надобно попрать ногами земное, чтобы мудрствовать горняя. Надобно извергнуть изъ сердца міръ, чтобъ нашлось въ немъ довольно пространства для безпредѣльной любви къ безконечному Богу.

в) Пакъ можемъ мы исполнить эту заповѣдь? Не отваживаемся спрашивать, многіе ли изъ насъ, въ строгомъ и полномъ смыслѣ, оставили все ради послѣдованія I. Христу? Признавая свое несовершенство и недостоинство, не признаемъ себя въ правѣ испытывать о томъ, чего Самъ Господь требуетъ только отъ нѣкоторыхъ, подъ условіемъ совершенства: аще хощеши совершенъ бытѣ, иди, продаждъ имѣніе твое, и даждь нищимъ, и имѣти имагии сокровище на небеси, и гряди въ слѣдъ Мене (Матѳ. XIX. 21). Если мы не оставили всего для Христа самымъ дѣломъ: исполняемъ ли сіе хотя отчасти намѣреніемъ и желаніемъ? Говоритъ ли въ тебѣ иногда сердце твое: какъ иного еще я имѣю въ мірѣ, въ сравненіи съ тѣмъ, что необходиио потребно для жизни временной! какъ обременяюсь отъ того заботами! Какъ развлекаюсь удовольствіями! Господи, обнищавый мене ради! Даруй мнѣ причаститеся святыя и спасительныя нищеты Твоея, оставить мыслями попеченія, оставить чувствами удовольствія! Какъ многое, и какъ живо еще люблю я въ семъ преходящемъ мірѣ. Господи, возлюбивый насъ тако, яко душу Твою положилъ еси за насъ! Помоги мнѣ, ради любви къ Тебѣ, умѣрить любовь естественную, умертвить любовь пристрастную, возненавидѣть не довольно любящую Тебя душу мою, да чистая любовь Духа Твоего Святаго дастъ ми крылѣ, яко голубинѣ, и полещу, и почію (Псал. LIV. 7) у Тебя, и въ Тебѣ единомъ!

Но дабы самыя эти чувствованія не прельстили тебя однимъ призракомъ или не рѣшительнымъ порывомъ от рѣшенія отъ тварей: осмотрись и примѣть, оставилъ ли ты самымъ дѣломъ для Бога хотя что-нибудь, и особенно то, чѣмъ наиболѣе искушается господствующая склонность твоя. Авраамъ бяше богатъ зѣло (Выт. XIII. 2); и онъ не отвергъ и не расточилъ богатства своего: но когда, ради любви къ Богу, не пощадилъ сына своего возлюбленнаго, тогда не осталось никакого сомнѣнія, что онъ готовъ былъ для Бога пожертвовать всѣмъ, что имѣлъ, безъ малѣйшаго остатка. Если ты, напротивъ, при восторгахъ желанія служить Богу, при изъявленіи готовности пожертвовать для Него всѣмъ, не пожертвовалъ еще для Него дѣйствительно ничѣмъ, за что держится твоя любовь къ собственности: то готовность твоя и желаніе твое очень сомнительны. Если ты ничего еще не оставилъ въ мірѣ: то не сдѣлалъ еще ни одного шага въ слѣдъ за Христомъ, ни одного шага по пути къ небу.

III. Призови насъ, Господи, вседѣйствующимъ словомъ Твоимъ, во слѣдъ Тебѣ, и вдохни въ насъ непритворное чувство оставленія всего, ради Тебѣ единаго, да все въ Тебѣ обрящемъ, и сами въ любви Твоей обрящемся. Аминъ. (Сост. по проп. Филарета, м. моск., т. III, стр. 1 2 0 — 2 ) .

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий