Поученіе. Препод. Ксенія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Подвигъ дѣвства

Преподобная Ксения Миласская (Римлянина); http://svavva.ru/

I. Препод. Ксенія, нынѣ прославляемая, въ міру Евсевія, дочь знатныхъ и богатыхъ родителей, жившихъ въ Римѣ, съ самаго дѣтства своего возлюбила Христа и желала посвятить всю свою жизнь на служеніе Ему.

Но узнавъ, что родители ея устраиваютъ ея замужество съ однимъ равнымъ ей по богатству и знатности юношей, узнавъ, что не позволятъ ей уклониться отъ союза съ нимъ, Евсевія разсудила по слову апостольскому, что «несправедливо передъ Богомъ слушать людей болѣе, чѣмъ Бога» (Дѣян. IV, 19), и наканунѣ брачнаго торжества, когда, все въ домѣ было приготовлено для вступленія ея въ новую, еще болѣе блистательную чѣмъ прежде жизнь, она, ночью, съ двумя преданными ей рабынями скрылась изъ родительскаго дома, взявъ съ собою нѣкоторыя цѣнныя принадлежащія ей вещи.

Отправились онѣ воднымъ путемъ и высадились на безлюдномъ почти островѣ Коа, близъ г. Галикарнаса. Трудно было имъ сначала жить здѣсь при ихъ непривычности, молодости и неопытности. Но Господь послалъ имъ случайную встрѣчу съ достойнымъ подвижникомъ, игуменомъ монастыря св. Андрея — Павломъ Міасскимъ, и онъ посовѣтовалъ имъ переселиться въ г. Миласу, въ Карій, гдѣ они могли жить подъ его руководствомъ. Съ этихъ поръ Евсевія приняла имя Ксеніи, (что значитъ странница), для того, чтобы удобнѣе скрыться отъ поисковъ людей, знавшихъ ее подъ именемъ Евсевіи. — Со временемъ Ксенія устроила монастырь, приняла постриженіе въ иночество и поставлена была діакониссою. Она прославилась необыкновенно строгою подвижническою жизнью, и не достигнувъ старости, мирно преставилась въ 450 г. Вскорѣ послѣ нея скончались и преданныя ей прислужницы и были погребены у ногъ своей госпожи.

II. Преподобная Ксенія, отказавшаяся отъ брачной жизни, соединенной съ богатствомъ и мірскими удовольствіями, для цѣлей служенія Богу, служитъ намъ образцомъ христіанскаго дѣвства, которое гораздо лучше супружества, если оно сохраняется въ чистотѣ.

а) Хотите ли узнать изъ слова Божественнаго, что дѣвство не только для многихъ возможно къ соблюденію, но и для всѣхъ вожделѣнно? — Слышите слово апостола Павла къ коринѳянамъ: хощу, да вси человѣцы будутъ, якоже азъ (I Кор. VII, 7). Что значитъ: якоже азъ?— Это изъясняетъ онъ далѣе въ томъ же посланіи: егда не имамы власти сестру жену водити? Но не сотворихомъ по области сей, но вся терпимъ, да не прекращеніе кое дамы благовѣствованію Христову (IX, 5, 12), — то есть, онъ лишилъ себя помощи и утѣшеній брачнаго состоянія, чтобы тѣмъ безпрепятственнѣе заниматься проповѣданіемъ евангелія. Слѣдовательно и всѣмъ апостолъ желалъ бы того, чтобы посвятили себя на служеніе Богу и благочестіе въ дѣвствѣ.

б) Хотите ли видѣть высокую награду, уготованную дѣвству отъ Бога? — Смотрите очами тайновидца Іоанна: и видѣвъ, и се Агнецъ стоите на горѣ Сіонстѣй, и съ нимъ сто и четыредесятъ и четыре тысящи, имуще имя Отца Его написано на челѣхъ своихъ. Онъ слышалъ ихъ поющихъ пѣснь нову предъ престоломъ Божіимъ, и никтоже можаше навыкнути пѣсни, токмо сіи. Кто жъ это?— спросите вы. — Онъ отвѣтствуетъ: сіи суть, иже съ женами не осквернится: зане дѣвственницы суть: сіи послѣдуютъ Агнцу, аможе аще пойдетъ; сіи суть куплены отъ людей, первенцы Богу и Агнцу (Апок. XIV, 1—4).

в) Видите превосходное достоинство дѣвства. Полюбопытствуйте знать, что такое дѣвство, и какъ сія добродѣтель совершается.

Каждый, по собственному опыту, знаетъ дѣвство, какъ естественное состояніе, предшествующее браку, не испытавшее тайнъ брака, не пробужденное къ познанію ихъ. Но это есть только несовершенный начатокъ того, о чемъ теперь бесѣдуемъ. Это еще только трава лиліи, а не цвѣтъ; только цвѣтъ яблони, а не яблоко благовонное. Дѣвство младенчества, по тому самому, что есть просто естественное состояніе, не есть дѣло свободы, ни плодъ подвига, слѣдственно не есть еще добродѣтель. Дѣвство, какъ подвигъ, какъ добродѣтель, какъ цвѣтъ чистоты, какъ плодъ цѣломудрія, какъ путь совершенства, является тогда, когда человѣкъ, въ возрастѣ, по обыкновенному ходу тѣлесной природы болѣе или менѣе располагающему къ супружеству, не предаваясь влеченію природы, не увлекаясь обычаемъ, примѣрами, пріятностями и нуждами общежитія, рѣшается не пріобщаться браку, а соблюсти дѣвство навсегда. Но какъ и подвизающійся не будетъ увѣнчанъ, если незаконно будетъ подвизаться (2 Тим. II, 5): то рѣшающійся на подвигъ дѣвства долженъ знать, всегда помнить и соблюдать главный законъ сего подвига, состоящій въ томъ, чтобы подвигъ дѣвства предпринимаемъ и проходимъ былъ для Бога. Кто бѣжитъ на поприщѣ дѣвственной жизни не къ сей цѣли: тотъ не къ вѣнцу бѣжитъ. Для того дѣвственникъ и устраняется отъ супружества, чтобы особенная склонность къ существу земному не задерживала, или не кривила его стремленія къ Богу. По сему стремленію всею силою ума и любви къ Господу, и по направленію всей дѣятельности къ благоугожденію Ему, дѣвствующая душа и называется невѣстою небеснаго Жениха.

III. Господь Самъ предварилъ насъ, что не всѣ способны дѣвствовать: не вси вмѣщаютъ словесе сего, но имже дано есть (Матѳ. XIX, 11). Онъ Самъ призывалъ къ подвигу дѣвства не всѣхъ, но только тѣхъ, которые способны, которымъ дано сіе дарованіе: могій вмѣстите да вмѣститъ (Матѳ. XIX, 11).

Ко всѣмъ говоримъ о дѣвствѣ для того, чтобы и брачные и безбрачные, отъ высокой красоты дѣвства, отъ средняго благообразія честнаго и непорочнаго брака, осторожнымъ и заботливымъ окомъ различали неблагообразіе того состоянія, которое ни златаго таланта дѣвства, ни сребрянаго таланта брака не воздѣлываетъ вѣрно по волѣ Господа. Дѣвство и бракъ не для всѣхъ: но цѣломудріе (т. е. чистота нравовъ, благочестіе) для всѣхъ Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, ди отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно, праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ.— Что значитъ цѣломудренно? — Или въ чистотѣ дѣвства, или въ честности брака, въ томъ и другомъ случаѣ, съ отверженіемъ мірскихъ похотей, и въ особенности плотскихъ похотей, яже воюютъ на душу (1 Пет. II, 11). Только такъ живущіе въ нынѣшнемъ вѣкѣ могутъ ожидать блаженнаго упованія въ будущемъ (Тит. II, 13). Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. IV, изд. 1882 г.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий