Поученіе. Препод. Лука елладскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О тяжкомъ грѣхѣ непочтительности дѣтей къ родителямъ.

  I. Св. преп. Лука, память коего совершается нынѣ, родился въ Елладѣ отъ бѣдныхъ земледѣльцевъ, пасъ овецъ и обработывалъ землю.

Еще въ юности онъ отличался необыкновеннымъ благочестіемъ: былъ скроменъ, молчаливъ, вкушалъ мало пищи; любилъ помогать бѣднымъ, часто отдавалъ имъ пищу, взятую изъ дома для себя, и самъ оставался голоднымъ. По смерти отца, тайно отъ матери, ушелъ въ монастырь. Матъ сильно скорбѣла о сынѣ и молилась Богу о возвращеніи его. И что же? Настоятелю обители, гдѣ подвизался Лука, въ сонномъ видѣніи не одинъ разъ являлась женщина и съ укоромъ говорила: «за что же ты обижаешь меня, бѣдную вдову? Возврати мнѣ, взятаго тобою, моего единственнаго сына, утѣху моей старости, иначе я не перестану вопіять къ Богу» . Сонъ повторился на другую и на третью ночь. Тогда игуменъ понялъ,— что это сновидѣніе есть внушеніе Божіе, призвалъ къ себѣ Луку и началъ говорить ему: «какъ ты смѣлъ обмануть насъ? Ты увѣрялъ, что у тебя нѣтъ родителей, а между тѣмъ мать твоя уже третью ночь укоряетъ меня? Возвратись не медля къ матери». Лука молча поклонился игумену, простился съ братіею, и отправился къ матери. Велика была радость матери! Она возблагодарила Бога, а потомъ горячо обняла сына. Лука пробылъ у матери четыре мѣсяца и, пожелавъ снова удалиться, началъ просить позволенія у матери. Мать благословила его и отпустила.

II. Вникните, братіе, въ этотъ разсказъ. Вы замѣчаете, что поступокъ юнаго Луки, самъ по себѣ благочестивый, святой и богоугодный, не привлекъ къ нему благословенія Божія. Это оттого, что онъ оскорбилъ свою матъ своеволіемъ, не оцѣнилъ ея любви и попеченій, отказался жить для ея спокойствія и утѣшенія и поразилъ ее нечаянно разлукою. А поэтому, дѣти, не начинайте никакого дѣла, а когда выростете, не избирайте никакого званія, безъ совѣта, согласія и благословенія родителей. Что же сказать теперь о грѣхѣ непочтенія къ родителямъ?

а) Дѣти, почтительныя къ родителямъ благоденствуютъ и долгоденствуютъ, согласно Божію обѣтованію, потому что, не предаваясь своеволію, а исполняя добрыя правила, данныя родителями, они сохраняютъ въ цѣлости и здравіи какъ тѣло, такъ и душу. Ихъ повсюду сопровождаетъ благословеніе родительское, которое переходитъ на самое ихъ потомство, ибо, какъ замѣчаетъ Премудрый, благословеніе отчееутверждаетъ домы чадъ (Сир. III, 9). Припомнимъ при семъ благословеніе Ноя Іафету: да распространите Богъ Іафета. Дѣйствіе этого благословенія и теперь, послѣ нѣсколькихъ тысячелѣтій, продолжается въ потомкахъ Іафета — европейцахъ, которые не перестаютъ распространять во всѣ страны свѣта свой поселенія, торговлю, власть, религію, нравы.

б) Но горе дѣтямъ непочтительнымъ къ родителямъ! Слово Божіе угрожаетъ имъ великими несчастіями. Проклятъ безчестна, отца своего, или матеръ свою (Вто- роз. XXVII, 16). Злословящему отца или матеръ угаснетъ светильникъ, зѣницы же очесъ его узрятъ тьму (Прит. XX, 20). Клятва матерня искореняетъ до основанія домы непочтгтелъныхъ чада (Сир. III, 8). По закону Моѵсееву на сына буйнаго и непокорнаго родители имѣли право жаловаться предъ старѣйшинами града, и сіи, удостовѣрясь въ справедливости жалобы, осуждали его на побіеніе камнями, которое совершаемо было торжественно всѣми присутствовавшими въ народномъ собраніи (Второе. XXI, 18—21; XXYII, 16).

в) Приведемъ здѣсь нѣсколько примѣровъ наказанія Божія, постигшаго дѣтей, непочтительныхъ къ родителямъ.

Хамъ, дерзко оскорбившій своего праведнаго отца, Ноя, дозволивъ себѣ насмѣяться надъ нимъ, подвергъ все свое потомство гнѣву Божію и рабскому состоянію.

У Іуды, сына Іакова, былъ сынъ Иръ, злой сердцемъ и непокорный, и за это, какъ говоритъ св. писаніе, уби его Богъ (Быт. 38, 1).

У первосвященника израильскаго Иліи было два сына, но такъ какъ они были злы, непокорны и не богобоязненны, то Господь и поразилъ ихъ еще въ крѣпости силъ и здоровья: они были убиты на войнѣ, о чемъ Иліи было предсказано заранѣе.

У царя и пророка Давида былъ непочтительный сынъ Авессаломъ, который возсталъ противъ отца своего и царя, чтобы завладѣть его престоломъ. Но за это онъ не только не успѣлъ въ своихъ злыхъ замыслахъ, но по попущенію Божію и лишился жизни (2 Цар. 15,18).

III. Да удержатъ насъ эти примѣры отъ страшныхъ послѣдствій гнѣва Божія за непочтеніе родителей! (Г. Д—ко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий